Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:49, курсовая работа
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть………………………………………………………...5
1.1. Характеристика предприятия……………………………………………5
1.2 Анализ показателей ООО «Колос»……………….……………………..7
1.3 Основные положения учетной политики ООО «Колос»
2. Методика аудита………………………………………………..…………..21
2.1.Планирование аудита предприятия Общий план и программа аудита…………………………………………….……………………..……..22
2.2. Определение уровня существенности
2.3. Проведение аудиторской проверки………………………………..…...31
2.4. Проверка документации…………………………………………..….....33
2.5. Выявленные ошибки………………………………………………..……35
3.Результаты аудита……………………………………………………..……35
3.1 Тестирование системы внутреннего контроля аудита…………………37
Заключение………………………………………………………………..…...41
Список использованных источников………………………………….……..42
4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе
• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
• влияние на аудит
наличия и специфических
• существование
5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе
• привлечение других
аудиторских организаций к
• привлечение экспертов;
• число территориально
обособленных подразделений
• численность и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
6) прочие аспекты, в том числе
• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под сомнением;
• обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
• срок работы сотрудников аудитора, их участие в оказании аудируемому лицу сопутствующих услуг;
• форма и сроки
подготовки и представления
Примерное содержание общего плана аудита содержится в ПСАД «Планирование аудита». В моем случае план включает в себя следующие разделы:
1) вводную часть, в
которой отражаются общие
2) организационный план проверки, в котором отражается календарный план — график мероприятий по организации и проведению проверки;
3) план аудита по объектам и исполнителям, в котором планируемые виды работ закрепляются за конкретными исполнителями и по срокам их проведения.
Исходя из существующей практики на втором этапе планирования (при разработке общего плана аудита) аудитор подготавливает следующие документы:
• описание бизнеса проверяемой организации;
• описание системы бухгалтерского учета;
• описание системы внутреннего контроля;-
• материалы экспресс-анализа
отчетности проверяемой
Первые три позиции
требуются для обоснования
После проведенных за рубежом специальных исследований ошибок, обнаруженных в ходе аудиторских проверок и потребовавших корректировки финансовой отчетности, было установлено, что аналитические процедуры помогают обнаружить 27,1% ошибок, а прогноз деятельности фирмы и его обсуждение аудиторами — еще 18,5%, или суммарно 45,6%. Анализ важен не только потому, что ошибки обнаруживаются в самом начале проверки, что может сократить ее продолжительность. Иногда тщательность процедуры сбора данных не гарантирует обнаружения тех ошибок, которые могут быть найдены в ходе аналитических процедур. Это может быть связано с недостаточной компетентностью аудиторов или с тем, что клиент попросил у своих контрагентов дать ложные сведения, о чем аудитор никогда не узнает.
Описание бизнеса
проверяемой организации
Изучая эти факторы, аудитор должен указать, в каком состоянии находится отрасль бизнеса клиента (кризиса, депрессии, подъема), как на нее влияет общее состояние экономики страны, возможность несостоятельности (банкротства) клиента, если отрасль находится в кризисном состоянии. Аудитор должен сделать вывод о том, достаточно ли он компетентен в решении проблем данной отрасли (строительства, торговли, сельского хозяйства и т.д.), потребуется ли ему привлечение специалистов для решения специфических для этой отрасли проблем. Ему следует изучить условия конкуренции в отрасли (составить список основных конкурентов с указанием цен на продукцию, работы, услуги), проанализировать колебания цен. Следует также разобраться в причинах, вызвавших спад в отрасли, если он происходит.
После этого надо описать особенности бизнеса клиента. Целесообразно начать с формы и структуры собственности, составив список крупнейших собственников, а также филиалов, дочерних, зависимых предприятий и других объектов возможного инвестирования. Далее следует описать структуру управления, представив схему управления, данные о функциях руководящих, исполнительных и контрольных органов, обязанностях и разграничении ответственности, указав факторы, определяющие заработную плату руководства. Аудитору следует указать цель создания фирмы, ближайшие перспективы ее развития. Например, собственники могут ожидать ликвидации фирмы.
Изучая факторы внутрихозяйственной деятельности, следует, в частности, проанализировать налоговый статус фирмы, наличие налоговых льгот, типичность учетной политики для данной отрасли.
Следует выяснить, застраховано ли имущество фирмы и ее ответственность, существуют ли судебные разбирательства по искам фирмы или против нее, возможно ли появление таких исков. Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием применяемой бухгалтерской программы.
В описании системы внутреннего контроля следует указать наличие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита и т.д.) и их функции, обязанности руководства организации по обеспечению контроля (ведение учета в соответствии с действующим законодательством, включая проведение инвентаризации, создание системы материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, ведение делопроизводства, включая кадровый учет). Аудитор должен обратить внимание на совмещение должностей, которое ведет к утрате контроля (например, кассир и бухгалтер).
Программа аудита. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита содержит набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, и служит средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
Программа аудита должна быть документально оформлена. При составлении программы следует установить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности фирмы и для формирования результатов ее деятельности. Например, для предприятия оптовой торговли надо сконцентрировать внимание на участках, на процессах реализации, формирования издержек, налогообложения, организации складского учета. Следует обосновать в программе применение выборки. Кроме того, есть участки, проверка которых проводится в любой организации (кассовые и банковские операции, расчеты по заработной плате).
На них также следует выделить время, поскольку они взаимосвязаны с определяющими участками. Например, без проверки банковских операций нельзя начать проверку процесса реализации. Здесь также надо предусмотреть возможность применения выборки (например, при проверке расчетов по заработной плате).
В программу аудита включаются тесты внутреннего контроля и процедуры проверки по существу. При планировании процедур проверки по существу аудитор должен учитывать обнаруженные им факторы риска недобросовестных действий. Реагирование аудитора на эти факторы будет зависеть от их характера и значимости. В некоторых случаях, несмотря на наличие факторов риска недобросовестных действий, аудитор может выразить профессиональное суждение, что ранее запланированные процедуры аудита, в том числе тесты средств контроля и процедуры проверки по существу, достаточны для реагирования на указанные факторы. В других обстоятельствах аудитор может сделать вывод о необходимости изменения характера, временных рамок и объема процедур проверки по существу для учета существующих факторов риска недобросовестных действий.
Программа аудита расчетов по оплате труда
Проверяемая организация |
ООО «Колос» | |||||||||
Период аудита |
с 01.04.09 по 21.02.09 | |||||||||
Количество человеко–часов |
68 | |||||||||
Руководитель аудиторской группы |
Орлова С.В. | |||||||||
Состав аудиторской группы |
Орлова С.В., Иванова Т.А. | |||||||||
Планируемый аудиторский риск |
5% | |||||||||
Планируемый уровень существенности 1757 тыс. руб.
Таблица 2 – Программа аудита расчетов по оплате туда | ||||||||||
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнители |
Проверяемые документы | |||||||
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде |
||||||||||
1.1. Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение) |
01.04.09 |
Иванова Т.А. |
Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки | |||||||
1.2. Проверка правильности
применения тарифных ставок |
02.04.09 |
Иванова Т.А. |
Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Гагаринский звероплемхоз» | |||||||
1.3. Проверка учета рабочего
времени, соблюдение |
02.04.09 |
Иванова Т.А. |
Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2) | |||||||
2. Аудит системы начислений заработной платы | ||||||||||
2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы |
03.04.09 |
Ильинская О.С. |
Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, рассчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание | |||||||
2.2. Проверка обоснованности
и правильности начисления |
03.04.09 |
Ильинская О.С. |
Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы | |||||||
2.3 Проверка правильности
расчета среднего заработка |
06.04.09 |
Ильинская О.С. |
Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени | |||||||
2.3 Проверка правильности
расчета среднего заработка |
06.04.09 |
Ильинская О.С. |
Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени |
|||||||
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы |
||||||||||
3.1. Проверка право–мерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц |
07.04.09 |
Ильинская О.С. |
Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ |
|||||||
3.3. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам |
08.04.09 |
Иванова Т.А. |
Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета |
|||||||
3.4. Проверка правильности
определения совокупного |
09.04.09 |
Ильинская О.С. |
Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ) |
|||||||
3.5. Проверка правильности удержания подотчетных сумм |
10.04.09 |
Иванова Т.А. |
Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО) |
|||||||
3.6. Проверка депонированных сумм по заработной плате |
10.04.09 |
Иванова Т.А. |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса |
|||||||
4. Проверка ведения |
||||||||||
4.1. Проверка ведения
|
13.04.09- 15.04.09 |
Иванова Т.А. |
Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника |
|||||||
4.2. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета |
16.04.09 |
Ильинская О.С. |
Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно – сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате |
|||||||
5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды |
||||||||||
5.1. Проверка правильности
расчетов по начислению |
17.04.09 |
Иванова Т.А. |
Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок |
|||||||
6. Оформление результатов проверки |
||||||||||
6.1. Оформление результатов проверки |
20.04.09 – 21.04.09 |
Иванова Т.А. Ильинская О.С. |
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ
По мнению А.Д. Шеремета и В.П.Суйца существует несколько способов расчёта уровня существенности, которые существенны для публичных (например: Открытые Акционерные Общества) и непубличных (например: Общество с Ограниченной Ответственностью) компаний.
ООО «Колос» является непубличной компанией и мы используем «скользящую шкалу» с корректирующим фактором 3-0,5% от выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг.
В данной работе рассмотрено два варианта расчета уровня существенности.
Первый предложен в
Правило (стандарте) аудиторской деятельности
№ 4 ''Существенность в аудите». Его
суть в расчёте средней
При втором способе используется «скользящая шкала», которая представляет соотношение показателя выручки от реализации продукции и фактора, на который должна быть скорректирована выручка. Корректирующий фактор определяется статистическими методами на основе закона равномерного распределения.
Таблица 3 – Скользящая шкала по определению корректирующего фактора, млн. долл.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, млн.долл. |
Корректирующий фактор |
1 |
2 |
0,5 |
0,03 |
0,6 |
0,025 |
0,7 |
0,023 |
0,8 |
0,02 |
0,9 |
0,018 |
1 |
0,017 |
2 |
0,016 |
6 |
0,015 |
10 |
0,012 |
15 |
0,01 |
30 |
0,009 |
50 |
0,008 |
100 |
0,007 |
300 |
0,006 |
1000 и более |
0,005 |