Аудит расчетов с поставщиками и подотчетными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:27, реферат

Описание

Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. При этом предприятия по общему согласию могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение на незначительную сумму. Для учета расчетов с поставщиками и заказчиками используется счет 60 с аналогичным названием.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 38.24 Кб (Скачать документ)

ГБОУ  СПО Уфимский торгово-экономический колледж.

 

Предметно-цикловая комиссия

«Экономики  и земельно-имущественных  отношений»

 

РЕФЕРАТ

 

Студентки 3- го курса бухгалтерского отделения.

 Алсынбаевой Елены Ринатовны

Учебная дисциплина: «Аудит»

Тема: «Аудит расчетов с поставщиками и подотчетными лицами»

 

                                          

Руководитель: Швалев Валерий Михайлович

 

 

 

 

 

Уфа 2012

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. При  этом предприятия по общему согласию могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение  на незначительную сумму. Для учета  расчетов с поставщиками и заказчиками  используется счет 60 с аналогичным  названием.

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета  немаловажное значение приобретает  оценка системы первичного учета. Связано  это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне.

Рассматриваемому участку  учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:

  • отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
  • сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
  • большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
  • отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Факторы риска, а также  возможность разного рода злоупотреблений  обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета  на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволит аудитору более подготовлено подойти  к проведению основных аудиторских  процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учета даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

На основании проведенного исследования составляются план и программа  проверки, определяются объемы выборки  на отдельных участках учета в  рамках данного раздела и способы  отбора элементов проверяемой совокупности.

Выполняя процедуру  проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  • В наличии имеются договора на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) оформленные в соответствии с требованиями законодательства?
  • Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Учет неотфактурованных поставок соответствует положениям нормативных актов?
  • Корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками составлена в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Данные аналитического и синтетического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" соответствуют данным главной книги и баланса по вышеуказанному счету?

Подробные комментарии и  нормативные документы к вышеуказанным  вопросам, описание методики аудита, а  также классификатор типовых  нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

При проверке расчетов с  поставщиками и подрядчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться  в подлинности документов и правильности их оформления.

Аудитор при проверке должен обратить внимание на следующее:

  • имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
  • при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
  • имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности принимаются ли меры к ее взысканию;
  • обоснованность получения авансов;
  • уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги);
  • правильность ведения аналитического учета по счету 60, правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;
  • соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);
  • правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;
  • при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы, необходимо проверить, числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
  • осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);
  • полноту оприходования материальных ценностей. Необходимо сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов;
  • правильность установления цен на материальные ценности: соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
  • правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;
  • правильность отражения операций при оплате векселями;
  • предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами; несоответствие качества стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков;
  • наличие зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту. Необходимо уточнить, как ведется учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по учету расчетов с поставщиками за поставки продукции (товаров, работ, услуг), а именно:

Сверка  данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками с  оборотами и остатками по счету 60 синтетического учета

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Данные аналитического учета  расчетов должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счету 60 учета расчетов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и  кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

 

Сверка  данных бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками с  данными бухгалтерской отчетности

Аудиторская организация  при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

  • конечные сальдо по счетам синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (60) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
  • соответствующие показатели бухгалтерской отчетности (ф. №№ 1, 5) на начало и конец отчетного периода, соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • проверка договоров с поставщиками и подрядчиками.

Основным правовым документом, закрепляющим все необходимые условия  реализации коммерческих планов любой  организации, является договор, значение которого в финансово-хозяйственной  деятельности организации огромно. От того насколько грамотно и четко  в правовом смысле составлен и  заключен тот или иной договор  во многом зависит экономический  результат сделки.

При аудите необходимо проверить  наличие договоров, правильность их оформления, а также рассмотреть  особенности бухгалтерского учета  и налоговые последствия заключаемых  сделок.

 

Проверка  достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг

С помощью этой процедуры  достигается уверенность в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно  осуществлять следующим образом: по операциям по поступлению ТМЦ  путем репрезентативной выборки с помощью случайного или систематического отбора, по операциям по приобретению работ, услуг путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов.

Проверяя полноту отражения  приобретенных работ, услуг, аудитор  может использовать информацию о  типичном "наборе" услуг, предоставляемых  проверяемой организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра  учетных регистров за предыдущие периоды. При этом аудитору надлежит сверить данные первичных приходных  документов с договорами и на поставку с тем или иным поставщиком. Затем  необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур. После этого необходимо сверить  полученные данные с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету  работах, услугах.

 

Проверка  оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг

Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые  есть) между датами совершения хозяйственных  операций и сроками их регистрации  в учете, а также выяснить, разовый  или систематический характер носят  такие факты. Из беседы с главным  бухгалтером (или его заместителем) аудитор должен выяснить, каким образом  и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления  документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также  ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить  особое внимание.

Проверка  законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с  поставщиками и подрядчиками

Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичных документов имеет юридическую  силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор  полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета.

Проверка  полноты и точности регистрации  документа в учетных регистрах

В результате данной процедуры  аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены  шесть основных принципов:

  • было достаточно оснований для регистрации каждого документа;
  • все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
  • все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
  • все документы зарегистрированы своевременно;
  • все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
  • каждый документ принят к учету единожды.

Выборка документов, проверяемых  в рамках данной процедуры, должна производиться  с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует  уделить документам, на которые не составлены графики документооборота, и операциям, по которым первичные  документы отсутствуют либо в  них отсутствуют определенные реквизиты.

 

Проверка  реальности дебиторской и кредиторской задолженности

Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности  контрагентов и задолженности перед  контрагентами числятся на счетах учета  в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так  как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными  средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подотчетными лицами