Аудит субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение аудита малых предприятий. Задачи курсовой работы:

· рассмотрение понятия субъектов малого предпринимательства;

· исследование особенностей аудита малых предприятий;

· понятие аудиторской деятельности и аудиторского заключения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основы организации аудиторской деятельности…………………..…….4

1.1 Понятие аудиторской деятельности………….………………………….4

1.2. Цели и задачи аудита…………………………………………………….7

1.3. Этапы аудиторской проверки…………………………………………..8

1.4. Аудиторское заключение………………………………………….……10

2. Методология аудита субъектов малого предпринимательства………..13

2.1. Понятие малых предприятий…………………….…………………….13

2.2. Особенности аудита малых предприятий……….…………………….14

2.3. Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства…………16

Заключение…………………………………………………………………...20

Список используемой литературы………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

аудит 11.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Аудиторскую проверку на практике можно разбить на ряд этапов. Крупные аудиторские компании выделяют следующие этапы:

     1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задач;

     2. Совещание по планированию проекта;

     3. Анализ системы контроля клиента и ее влияние на аудиторский риск;

     4. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.д.;

     5. Оценка существенных процедур внутреннего контроля;

     6. Оценка риска;

     7. Существенные и общие аудиторские  процедуры;

     8. Создание сводного отчета по аудиту;

     9. Проведение заключительного совещания;

     10. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований. Порядок проведения подготовительного этапа аудиторской проверки регулируется международным стандартом аудиторской деятельности № 210 «Условия аудиторских заданий», на основе которого разработано правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», «Письмо обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» (№ 12 «Условия аудиторских заданий»).

     Руководство экономического субъекта после решения пригласить аудиторов в целях проведения внешнего аудита оформляет письменный запрос, в котором содержится просьба-приглашение провести аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности.  Аудиторская организация также имеет право выбора клиента. На этом основании по результатам этапа предварительного планирования аудиторской проверки ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом.

     При выборе клиента аудиторской организации  важно установить:

  • виды деятельности организации-клиента, чтобы оценить свои возможности при проведении обязательной аудиторской проверки;
  • размер организации-клиента (численность персонала, объем документооборота, наличие и расположение филиалов и обособленных подразделений), чтобы понять, может ли быть скомплектована соответствующая бригада аудиторов для проведения проверки;
  • причину, побудившую клиента пригласить аудиторскую организацию для проведения проверки. Это может быть обязательный или инициативный аудит, аудит для подтверждения отчета об эмиссии ценных бумаг, аудит для получения лицензии на определенный вид деятельности, аудит для получения кредита в банке и т.п.;
  • готовность руководства организации предоставить всю необходимую информацию для проверки. Руководство организации обязано, в частности, предоставить аудиторам копии отчетов по результатам предыдущих аудитов не менее чем за три предшествовавших финансовых года;
  • готовность руководства организации вносить изменения (исправления) в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по результатам проведенной аудиторской проверки. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых организаций устранения выявленных нарушений.

     Если  по результатам предварительного планирования аудиторская организация примет положительное решение, то она составляет письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Составление этого документа завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки, когда наиболее квалифицированные сотрудники аудиторской организации ознакомились с особенностями и условиями деятельности потенциального клиента.

     Оно направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначение этого документа — предотвратить недоразумения, которые могут возникнуть из-за неправильного понимания руководителем организации цели аудита. Письмо-обязательство должно включать условия аудиторской проверки; обязательства аудиторской организации; обязательства проверяемой организации.

     В том случае, если руководство экономического субъекта выразит согласие с содержанием письма-обязательства, стороны заключают договор на проведение аудиторской проверки. В тексте договора целесообразно раскрыть предмет договора на оказание аудиторских услуг; условия их оказания; права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта; стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг; ответственность сторон и порядок разрешения споров. В договор могут быть включены и другие важные для сторон положения.

     1.4. Аудиторское заключение

     Неотъемлемым  элементом годовой бухгалтерской  отчетности для предприятий, подлежащих обязательному аудиту, является заключение аудиторской организации.

     Аудиторское заключение - это официальный документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствия порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

     Суть  работы аудиторской комиссии заключается  в систематизации результатов проверки, которые группируются по особым разделам (например, учет основных средств, учет материально-производственных запасов и т. д.), а внутри разделов - по аналитическим и другим признакам. При необходимости выделяют наиболее существенные ошибки и замечания: неверные учетные записи, отсутствие оправдательных документов по хозяйственным операциям, нарушения налогового законодательства и др.

     Письменная  информация должна в обязательном порядке  содержать: реквизиты аудиторской  организации и проверяемого предприятия; указание периода, за который проводилась проверка; выявленные существенные нарушения в организации бухгалтерского учета, в системе внутреннего контроля и в отчетности. Дополнительно могут быть отражены следующие сведения: методика аудита; перечень однородных групп хозяйственных операций, подвергнутых проверке; количественная оценка влияния выявленных отклонений на показатели отчетности; ссылки на нормативные акты, положения которых были нарушены и др.

     Прилагаемая к аудиторскому заключению бухгалтерская  отчетность составляется в установленной  форме и в целях идентификации  помечается подписью (штампом) аудиторской  организации. Если в ходе аудита выявлены существенные искажения отчетности, то в прилагаемую к аудиторскому заключению отчетность предприятием должны быть внесены поправки, предложенные аудиторами. Особой разновидностью аудиторской проверки является налоговый аудит. Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов предприятия с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты предприятием налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

     В аудиторском заключении по налоговым  вопросам анализируется бухгалтерский  учет налогов, даются практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства; проекты построения как общей системы налогообложения предприятия, так и отдельных ее элементов; рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета к выбранной концепции управления налогами и разработанному комплексу налоговых проектов.

     В практике российских аудиторов принято  оказывать клиенту несколько  видов услуг, которые называют сопутствующими. Так, например, как уже было сказано, группа аудиторов не только выявляет нарушения ведения бухгалтерского или налогового учета, но и дает рекомендации, как эти нарушения исправить и избежать в дальнейшем. Однако не всегда фирма, осуществляющая аудиторскую проверку, имеет право на оказание сопутствующих услуг. В частности, аудиторы не могут проводить бухгалтерское обслуживание или юридическое сопровождение организации, в которой проходит проверка. Бухгалтерское сопровождение (налоговый и бухгалтерский учет), если аудируемая фирма в нем нуждается, должно осуществляться другой аудиторской фирмой.

     Таким образом, аудиторское заключение подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности организации или выявляет нарушения в ее ведении. Без аудиторского заключения отчетность по проверке предприятия не может быть принята налоговыми органами. 

     2. Методология аудита субъектов малого предприятия

     2.1. Понятие малых  предприятий

     Малыми  экономическими субъектами для целей  аудита являются экономические субъекты, которые отнесены законодательством  Российской Федерации к субъектам  малого предпринимательства. Кроме  того, проверяемые субъекты могут обладать такими специфическими особенностями, которые позволяют аудитору на основе своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства.

     В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия  субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные  в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

     Первый  критерий - состав учредителей юридических  лиц. Чтобы считаться малым или  средним предприятием, доля государственной  собственности, иностранных учредителей  или общественных организаций в  уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юр. лицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

     Второй  критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

     Третий  критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный  год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета  НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет  подряд численность сотрудников  и выручка оказывается выше или  ниже установленных законом предельных значений. 

     2.2. Особенности аудита  малых предприятий

     Особенности аудита субъектов малого предпринимательства определены несколькими российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

     Для субъектов малого предпринимательства  характерным является то, что бухгалтерский  учет в них ведется ограниченным числом работников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников.

     В субъектах малого предпринимательства  доверие аудитора к эффективности  системы, внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для средних  и крупных экономических субъектов, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу. Аудиторская организация самостоятельно принимает решение о том, применять или не применять при аудите данного экономического субъекта методики аудита, характерные для субъектов малого предпринимательства, но обязана отразить свой выбор и соответствующую аргументацию в своей рабочей документации.

     Документирование  изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта и для субъектов малого предпринимательства может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием крупных и средних экономических субъектов.

     В ходе аудита малых экономических субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для малых экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:

Информация о работе Аудит субъектов малого предпринимательства