Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов организации аудиторского контроля учетной политики бюджетной организации.[c.1;20]
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Изучить принципы формирования и аудита учетной политики бюджетной организации
2. Рассмотреть планирование и подготовку аудиторской проверки учетной политики бюджетной организации
3. Раскрыть основные проблемы формирования и аудита учетной политики бюджетной организации
4. Провести аудит учетной политики МУ «Стройзаказчик»
Введение
Глава 1. Методологические основы аудита учетной политики бюджетной организации
1.1. Учетная политика - основа организации бухгалтерского учета
1.2. Особенности учетной политики в бюджетных организациях
1.3. Правила проведения аудита учетной политики бюджетной организации
Глава 2. Аудит учетной политики МУ «Стройзаказчик»
2.1. Характеристика МУ «Стройзаказчик» и анализ его учетной политики
2.2. Аудиторская проверка учетной политики
Глава 3. Совершенствование учетной политики МУ «СтройЗаказчик»
3.1. Совершенствование учетной политики МУ «СтройЗаказчик»
Заключение
Список используемой литературы
На втором этапе для целей проверки качества системы внутреннего контроля рекомендуется дать заполнить рабочую таблицу руководителю, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.[с.1;14]
Проверяемый объект | Ответ | Примечание | |
Да | Нет | ||
I. Организационно-технический 1. Организационная форма ведения учета: а) структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером б) должность бухгалтера в штате в) на договорных началах специализированной организацией г) руководителем |
|
|
|
2. Утверждены ли: положения о бухгалтерии должностные инструкции |
|
|
|
3. Имеется ли организационно- |
|
|
|
4. Применяемая форма бухгалтерского учета: - единая журнально-ордерная - мемориально-ордерная - упрощенная система учета - компьтеризированная |
|
|
|
5. Корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета |
|
|
|
6. Сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы |
|
|
|
7. Утвержден ли график документооборота |
|
|
|
8. Оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно- |
|
|
|
9. Разработан и утвержден рабочий план счетов |
|
|
|
10. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации: - применение унифицированных форм первичных документов - утверждение форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы - утверждения перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов - утверждение графика документооборота - разработка номенклатуры дел бухгалтерской службы с учетом сроков хранения документов - определение лиц, ответственных за хранение документов |
|
|
|
11. Оценка имущества: приобретенного за плату путем суммирования производственных затрат на покупку полученного безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования произведенного в самой организации по стоимости его изготовления |
|
|
|
12. Порядок проведения инвентаризации: установление сроков проведения создание постоянно действующей комиссии подготовка приказа о проведении инвентаризации |
|
|
|
13. Проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений |
|
|
|
14. Объем, сроки и адреса представления отчетности: составление отчетности в объеме и сроки, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету представлять годовую бухгалтерскую отчетность: а) учредителям организации б) органам ГНИ в) органам статистики г) другим заинтересованным пользователям |
|
|
|
15. Утверждение состава постоянно действующей комиссии для: установления сроков использования нематериальных активов определения целесообразности и непригодности объектов основных средств |
|
|
|
16. Утверждение перечня лиц и сроков представления авансовых отчетов |
|
|
|
17. Определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета |
|
|
|
18. Определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов |
|
|
|
II. Способы ведения бухгалтерского учета
|
|
|
|
1. Способ начисления амортизации по основным средствам: линейным способом уменьшаемого остатка списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования списание стоимости пропорционально объему продукции (работ) |
|
|
|
2. Порядок учета ремонта производственных основных средств: по мере производства ремонта затраты на ремонт резервируются
|
|
|
|
3. Проведение переоценки основных средств |
|
|
|
4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам: линейным способом способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) |
|
|
|
5. Порядок отражения в учете процесса приобретения и заготовки материалов: по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам |
|
|
|
6. Порядок распределения и списания общехозяйственных расходов |
|
|
|
III. Контроль за исполнением приказа (распоряжения) об учетной политике |
|
|
|
IV. Порядок ознакомления с приказом (распоряжением) об учетной политике |
|
|
|
Для ознакомления с первичной документацией необходимо сделать запрос аудируемому лицу на предоставление следующих документов:
приказ об учетной политике проверяемой организации;
рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
методикой учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
пояснительная записка к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.
Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы.
В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы [с.3;14]:
1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:
главным бухгалтером;
бухгалтерской службой;
2. Как составлены формы первичной учетной документации:
на основе первичных документов бухгалтерского учета;
на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
3. Какова технология обработки информации для налогового учета:
ручная;
автоматизированная.
4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета:
на основе первичных документов бухгалтерского учета;
на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.
6. Утвержден ли график документооборота.
Данные документы по оценке учетной политики бюджетной организации являются рабочими документами аудитора, которые содержат подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такие документы можно включать в отчет аудитора. Третий – завершающий этап аудиторской проверки. Все ошибки, искажения аудитор фиксирует в своих рабочих документах и письменном отчете к руководителю заказчика. Прикладывает объяснения виновных лиц и копии документов, содержащие ошибки. Найденная величина ошибок сравнивается с запланированным уровнем существенности и на основании сравнения аудитор делает вывод о достоверности бухгалтерского учета и отчетности. [с.4;19]
Муниципальное учреждение «СтройЗаказчик» образовано в марте 1957 года.
Учреждение представляет собой некоммерческую организацию, не преследующую в качестве основной цели извлечение прибыли, находится в ведомственном подчинении департамента градостроительства администрации города и финансируется полностью из бюджета города.
Учреждение является юридическим лицом, имеет смету доходов и расходов на содержание Учреждения, бланки и круглую печать со своим наименованием. На основании договоров, заключенных между Учреждением и физическими, юридическими лицами распоряжается денежными средствами, передаваемыми для оплаты выполненных работ, имеет бюджетный и иные лицевые счета, открытые в органах казначейства, от своего имени выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейских судах и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Энск, в лице администрации города.
Учреждение уполномочено выступать муниципальным Заказчиком при строительстве объектов для муниципальных нужд, реконструкции зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности в соответствии с Положением о муниципальном заказе в г. Энске. Выполняет функции Заказчика при строительстве и реконструкции объектов за счет средств федерального и краевого бюджетов при реализации федеральных и краевых программ
Учреждение выполняет следующие функции в составе и порядке, установленном действующими правовыми актами и нормативными документами по строительству:
1. На стадии предпроектной проработки и подготовки к строительству:
проводит выбор строительных площадок и получает согласования на их использование для строительства;
выполняет подготовительные работы;
получает в установленном порядке необходимые согласования и разрешения;
подготавливает исходные данные для разработки проектной документации;
получает разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от Госархнадзора.
2. В области подготовки и использования площади строительства:
оформляет документы по отводу земельных участков;
оформляет документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насаждений, снос строений, очистку территорий от мешающих строительству объектов;
создает геодезическую разбивочную основу для строительства;
ежеквартально представляет в департамент недвижимости сведения об изменениях стоимости объекта и выполненных работах по строительству.
3. В области контроля и надзора за ходом строительства, реконструкции и капитального ремонта:
осуществляет контроль и технический надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий и сооружений, находящихся в муниципальной и иной собственности;
получает разрешения на выполнение строительно-монтажных работ;
принимает на ответственное хранение здания и сооружения;
регистрирует в государственных контролирующих органах кандидатуры должностных лиц, ответственных за проведение работ повышенной сложности.
Отбор персонала в МУ «СтройЗаказчик» производится на конкурсной основе, большое внимание уделяется опыту работы, образованию, желанию работать в данной организации. Прием сотрудников производится на основе испытательного срока и выполнения вступительных тестов.
Планирование кадровой политики направлено на привлечение высококлассных специалистов и с целью раскрытия их творческого потенциала. Пенсионное и медицинское страхование работников осуществляется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета МУ «СтройЗаказчик» (Приложение 1) составлена одним приказом. Изучив и проанализировав предоставленную информационную базу, можно определить, что отношение руководства учреждения не формально подошло к формированию учетной политики. Но наличие приказа об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
С этой целью проводим тестирование, предложив руководителю проверяемой организации заполнить анкету, содержание которой соответствует Таблице 1.
Далее анализируем саму учетную политику. Действующая учетная политика имеет, как и положено, два раздела: учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогового учета.
Рассмотрим первый раздел. Он начинается с общих вопросов и структуры бухгалтерской службы учреждения. В учетной политике отмечено, что текущий бухгалтерский учет ведется отделом бухгалтерского учета и отчетности. Причем у каждого из сотрудников бухгалтерской службы имеется свой участок работы. Возглавляет бухгалтерскую службу – начальник отдела.
ПБУ 1/2008 в отличие от прежнего ПБУ 1/98 предписывает компаниям утверждать все, без исключения, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности. При этом можно сослаться на документ, которым эти формы утверждены. Вопреки распространенному мнению, не все унифицированные формы являются обязательными для применения. Этот вывод основан на п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Если Постановления Госкомстата не были представлены на регистрацию в Минюст России, содержащиеся в них требования применять те или иные унифицированные формы не могут считаться обязательными. [с.9;13]
В учетной политике МУ «СтройЗаказчик» в Приложении № 1 перечислены все унифицированные и «внутрифирменные» формы с учетом требования Закона о бухучете, которые будет использовать бухгалтерия.
В составе учетной политики должны быть утверждены формы регистров бухгалтерского учета (п.4 ПБУ 1/2008). Такого требования ПБУ 1/98 напрямую не содержало. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах (п.1 ст.10 Закон о бухучете). [c.10;13]
В МУ «СтройЗаказчик» бухгалтерский учет автоматизирован, поэтому таковые регистры бухгалтера не разрабатывают. Бухгалтерский учет в учреждении ведется в стандартной версии компьютерной программе 1С: Предприятие версия 7.7 (Бухгалтерия для бюджетных учреждений) (п. 6.3 Учетной политики).
Порядок учета ОС, НМА отражен в специальных разделах учетной политики. Для проверки правильности бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов, введенных в эксплуатацию с 01 января 2009 года были предоставлены следующие документы :
рабочий план счетов
накладные на внутренне перемещение ОС (ф.ОС-2) .
Поступлений основных средств в январе 2009 года не было, поэтому первичная документация предоставлена не была. Нематериальные активы в учреждении не числятся.
Проверка показала, что амортизация по ОС в 2009 году рассчитывается и начисляется в бухгалтерском учете в соответствии с принятой учетной политикой на 2009 год.
Предприятие для учета ОС и НМА использует программу 1С:Предприятие (Бухгалтерия для бюджетных учреждений). Данная программа позволяет автоматически начислять амортизацию по объектам ОС в соответствии с действующим законодательством.
Последняя инвентаризация основных средств в учреждении проводилась 30 сентября 2008 года: излишек и недостач не выявлено.