Аудит удержаний из заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание

Проверка правильности удержаний из оплаты труда и иных доходов работников является одной из главных задач аудитора. При этом аудиторской проверкой должны быть охвачены все удержания, предусмотренные законодательством:
, аудитор проверяет законность и полноту удержаний из заработной платы и из других выплат, правильность применения налоговых вычетов, соблюдение законодательства при расчетах с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по аудиту.docx

— 102.11 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Ревизия и аудит  расчетов с персоналом по заработной плате

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие  объекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться  возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Собственники, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а  также кредиторы, лишены возможности  самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому  нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий  и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики  и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности интересующей их финансовой отчетности. Потребность в услугах  аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной  информации со стороны администрации  в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий  принятых решений (а они могут  быть весьма значительны) от  качества информации;

3) необходимость специальных  знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у  пользователей информации доступа  для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели  к возникновению общественной потребности  в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские  услуги - это услуги посредников, устанавливающих  достоверность финансовой информации. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и  прогнозировать последствия различных  экономических решений.

Целью написания работы является рассмотрение вопросов связанных с  проведением аудита и ревизии  формирования и использования средств  на оплату труда на примере открытого  акционерного общества «Слепянка» (далее - ОАО «Слепянка). ОАО «Слепянка» действует на основании устава, зарегистрированного постановлением Администрации гВолковыска от 17 июня 1993 года № 749. ОАО «Слепянка» является юридическим лицом, обладает финансово-хозяйственной самостоятельностью, имеет расчетный счет и несет всю полноту ответственности за результаты своей деятельности с момента его государственной регистрации. Юридический адрес фирмы ОАО «Слепянка»- 225023, Республики Беларусь, г.Волковыск , ул. Менделеева,1/17.

Учредителями ОАО «Слепянка» являются физические лица.

Целью деятельности организации  является удовлетворение населения  в высококачественных продуктах  питания (торговая деятельность). Из всех предусмотренных уставом видов  деятельности ОАО «Слепянка» осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами.

Организационно-управленческая структура ОАО «Слепянка» представлена на рис. 1 (Приложение 1)

Бухгалтерский учет в ОАО  «Слепянка» ведется в соответствии с учетной политикой, с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий Рабочий план счетов в ОАО «Слепянка» документально не оформлен. Бухгалтерский учет в организации ведется по журнально-ордерной форме, с частичной автоматизацией отдельных участков учетной работы.

При написании работы использовались нормативно-справочные материалы и  учебные пособия белорусских  и российских авторов.

1. ОТРАБОТАННОЕ  ВРЕМЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ, ЗАРАБОТНАЯ  ПЛАТА КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО  КОНТРОЛЯ

1.1 Задачи и  источники контроля по труду

Аудиторская деятельность (аудит)-это предпринимательская деятельность аудиторов(аудиторских фирм)по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.[10, с8]

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия  на основе проверки соблюдения порядка  ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Республики Беларусь, полноты и точности отражения  в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается  составлением аудиторского заключения.

Цель аудита - решение  конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательством аудитора и  клиента.

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Задачи аудитора:

1.Проверяя правильность  оплаты труда, аудитор должен  проверить:

-наличие и соответствие  законодательству первичных документов  по учету рабочего времени,  объема выполненных работ, услуг,  выпущенной продукции;

-соответствие показателей  аналитического учета с записями  в Главной Книге и бухгалтерском  балансе на одну и ту же  дату.

2.При проверке использования  фонда оплаты труда, аудитор  должен проверить:

-соблюдение установленных  штатным расписанием должностных  окладов работников предприятия;

-своевременность их индексации  с учетом роста цен в условиях  инфляции;

-утверждено ли штатное  расписание руководителями предприятия;

-правильность оплаты  труда по сдельным нарядам  рабочих, имелись ли случаи  приписки невыполненных работ;

-правильность выплаты  премий работникам предприятия(на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действием руководителя).

Основными источниками информации для контроля оплаты труда на ОАО  «Слепянка» являются:

-заявления о приеме, увольнении;

-трудовое соглашение (приложение 2);

-акт выполненных работ  (приложение 3);

-приказы:

· о принятии на работу (приложение 4;

· об отпусках (приложение 5);

· о переводах (приложение 6);

· на удержание из заработной платы;

· повышение заработной платы;

-личная карточка в  отделе кадров;

-трудовая книжка;

-табель учета исполнения  рабочего времени (приложение  З);

-лицевой счет рабочего (приложение К);

-записка о предоставлении  отпуска;

-штатное расписание;

-Положение о премиях;

-расчетно-платежная ведомость  (приложение Л);

-Главная Книга.

1.2 Обзор законодательства, регулирующего вопросы оплаты  труда

Основой законодательства, регулирующего оплату труда в  нашей стране, служит статья 42 Конституции  Республики Беларусь (в дальнейшем -- Конституция). Содержание статьи определяет сущность и направленность государственных обязательств в сфере оплаты труда, а также правовые рамки, в пределах которых возможно осуществление государственного регулирования уровня заработной платы. Действующая редакция данной статьи, принятая в 1996г., предусматривает, что «лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование». [3, с.15]

Во второй части статьи 42 содержится запрет дискриминации  в оплате труда по полу и возрасту, что совершенно справедливо, но плохо  соблюдается и практически не контролируется.

Действенность конституционных  положений по оплате труда обеспечивается через их детализацию и углубление в актах трудового законодательства. К ним относятся законы, постановления  парламента, декреты и указы президента, постановления правительства, соответствующие  нормативные акты высших и местных  органов власти (министерств, госкомитетов, исполкомов), касающиеся вопросов трудового  права. В правовом государстве все  акты законодательства строго ранжированы  для того, чтобы имеющиеся между  ними коллизии - а этого избежать невозможно -- могли разрешаться с позиций акта более высокого уровня, а исполнители закона были бы защищены от произвола.

Конституция теоретически предусматривает  некоторую иерархизацию актов законодательства, включая трудовые. Статья 137 предполагает, в частности, следующую их ранжировку: 1) Конституция, 2) законы, а также декреты и указы президента, право на издание которых было предоставлено законом, 3) иные декреты и указы президента, 4) иные акты государственных органов. Эти последние, в свою очередь, должны ранжироваться в соответствии с соподчиненностью самих государственных органов. Следует отметить, что в современной редакции Конституции, впрочем как и в предыдущей, вопрос о соподчиненности государственных органов в разрезе ветвей власти не получил однозначного разрешения, в связи с чем существует нечеткость в иерархизации иных актов государственных органов (подзаконных актов). К сожалению, изменения, которые были внесены в основной закон на ноябрьском референдуме 1996г., еще более ухудшили положение, поскольку в новой редакции вместо сбалансированного соотношения ветвей власти и четкой иерархии государственных органов был сознательно заложен дисбаланс властей в пользу исполнительной. На практике это привело лишь к усилению правового нигилизма, в том числе и в сфере оплаты труда.

Среди актов трудового  законодательства, предназначенных  для регулирования оплаты труда, важнейшим является Кодекс законов  о труде Республики Беларусь (КЗоТ), его статьи 6, 77-101. В соответствии с экономико-правовой концепцией, заложенной в КЗоТ в декабре 1992г., нормативное  регулирование оплаты труда предполагалось осуществлять следующим образом. Государство  устанавливает размер месячной минимальной  заработной платы (МЗП), которая служит нормативом оплаты труда, обязательным для соблюдения любым нанимателем. Бюджетные субъекты хозяйствования для дифференциации оплаты труда  обязаны применять государственную  систему тарификации. Для всех остальных  вопросы тарификации, а также  выбора форм и систем заработной платы  решаются локальными нормативными актами, то есть либо коллективными договорами, либо, если они не заключались, нанимателями самостоятельно. Никакие ограничения  размеров заработной платы, кроме МЗП, не предусмотрены, наоборот, прямо указано, что заработная плата максимальными  размерами не ограничивается.

Еще одним актом законодательства, непосредственно касающимся организации  оплаты труда, является Закон Республики Беларусь «Об индексации доходов  населения. Этот закон появился в  ответ на резкое усиление инфляционных процессов в экономике и предполагал  частичную защиту от инфляции доходов  населения, в первую очередь тех, кто занят в бюджетной сфере. Первоначально проект копировал  нынешнее российское законодательство, однако в окончательный вариант  законодатель ввел механизм автоматической индексации, который призван был  лишить правительство возможности  «забывать» о необходимости увеличивать  зарплату бюджетникам при росте  цен. Это решение, однако, создало технические проблемы для правительства, поскольку ограничение индексируемой части заработной платы четырьмя МЗП приводило к систематическому «сжатию» тарифной сетки, то есть к уменьшению межразрядной разницы, и необходимости ее периодически пересматривать.

1.3 Аудиторский  риск

После определения целей  и задач аудита, необходимо определить уровень аудиторского риска.

Аудиторский риск - риск, который  берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней  отчетности, в то время как там  возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:[5, с.31]

1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся  в настоящее время аудиторскими  фирмами, заключается в том,  что аудиторы исходя из собственного  опыта и знания клиента определяют  аудиторский риск на основании  отчетности в целом или отдельных  групп операций как высокий,  вероятный и маловероятный и  используют эту оценку в планировании аудита;

2) количественный метод  предполагает количественный расчет  многочисленных моделей аудиторского  риска (будет произведен ниже).

Предпринимательский риск - влияние не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансовых позиций в то время как аудитор подтвердил их устойчивость.

Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской  фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских  услуг и степень конкурентности рынка.

Предварительно установленная  величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его  представление о той экономической  среде, в которой он действует.

Для того, чтобы определить предпринимательский риск, воспользуемся  критериями оценки предпринимательского риска. (табл.1).

Таблица 1

Критерии оценки предпринимательского риска

 

Фактор риска

Оценка фактора риска

Уровень предпринимательского риска

 

Определение экономической  ситуации, в которой функционирует  предприятие 

Депрессия

Высокий

 

Определение отрасли функ ционирования компании

Стабильная

Низкий

 

Политика управления на предприятии

Пассивная

Низкий

 

Система контроля на предпритии

Слабый контроль

Высокий

 

Результаты аудита прошлых  лет

Не было проверки

Высокий

 

Частота смены руководства

Низкая

Низкий

 

Финансовое положение  компании

Слабое

Высокий

 

Вероятность возникновения  судебных споров

Несущественная

Низкий

 

Репутация управляющих и  владельцев

Плохая

Высокий

 

Их опыт работы

Низкий уровень

Высокий

 

Собственность

Акционерная

Низкий

 

Понимание клиентом роли и  ответственности аудита

Смутное

Высокий

 

Место расположения компании

Небольшой населенный пункт

Высокий

 
       

Информация о работе Аудит удержаний из заработной платы