Аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание

СЛюбые процессы, социально-экономические изменения характеризуются объективными причинами. Формирование рыночной экономики в России, сопровождающееся возникновением различных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество, требует кардинальных изменений в управлении, перестройки системы организации, методологии и функционирования контроля. Контроль становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы предпринимательской деятельности - аудита.

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы аудита
1.1 История становления и развития аудита
1.2 Понятие и цели аудита
2. Аудит в России: проблемы и пути решения
2.1 Этапы и предпосылки становления аудита в России
2.2 Правовые основы аудиторской деятельности в России
2.3 Проблемы аудита в России
2.3.1 Методологические проблемы
2.3.2 Технологические проблемы
2.3.3 Прочие проблемы аудита
2.4 Пути решения проблем аудит в России
2.5 Заключение
2.6 Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 57.66 Кб (Скачать документ)

Несмотря на то что первые аудиторские фирмы в России начали создаваться в конце 80-х годов, начало правовому регулированию аудиторской деятельности в России было положено в 1993 г., когда был принят Указ Президента Российской Федерации, утвердивший Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Названные Правила регулировали отношения в сфере аудита до принятия 7 августа 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности" - основополагающего правового акта, регулирующего отношения в сфере аудиторской деятельности и в настоящее время [12, с.850-855].

При возникновении российского  аудита количество аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов неуклонно  росло. Достаточно сказать, что с  момента начала выдачи лицензий на аудиторскую деятельность в 1993 году, за шесть лет на рынке было создано 8 тысяч аудиторских фирм (по данным Минфина). Действующими квалификационными  аттестатами аудитора за тот же период успело обзавестись 23,9 тыс. человек. Рост количества аудиторов объяснялся просто - многие из них были кэптивными и за незначительные гонорары выдавали предприятиям фиктивные заключения.

Для того чтобы очистить рынок от фиктивных аудиторов, требовались  решительные действия. К тому времени на рынке уже были созданы общественные аудиторские организации, такие как Российская коллегия аудиторов (РКА) или Союз Профессиональных Аудиторских Организаций (СПАО) (послуживший прообразом нынешнего Института профессиональных аудиторов (ИПАР), призванные представлять интересы профессионального сообщества. Сейчас сложно сказать, насколько определяющим было их лобби в принятии нового закона для аудиторов. Однако факт остается фактом - в 2001 году рынок, работавший с декабря 1993 года по "Временным правилам аудиторской деятельности в России", наконец получил новый закон "Об аудиторской деятельности", который регламентировал минимальную численность штата аттестованных специалистов аудиторских фирм, и не позволял индивидуальным аудиторам заниматься обязательным аудитом.

Казалось бы - решение найдено, ведь закон "Об аудиторской деятельности" нес в себе не только "чистку рядов", но и приближал российские стандарты  аудита к международным. Регламент по минимальной численности штата аудиторской фирмы делал невыгодным для предприятий содержание раздутого штата "карманных" аудиторов. Но эффект получился совсем другой [24].

В 2001 году началось массовое оформление одних и тех же аудиторов в  несколько компаний. Расширение рынка  послужило толчком для начала ценовых войн. Тем более что  бороться уже было за что - объем  аудиторско-консалтингового рынка за 2001 год вырос почти на 65%, что в абсолютных цифрах оценивалось в размере 5,5 млрд рублей.

Финансовый кризис 2007-2008 годов спровоцировал  на западных рынках еще большее ужесточение  контроля деятельности банков, рейтинговых  агентств и аудиторов. Западные регуляторы старательно уходили от практики саморегулирования Российские регуляторы действовали с точностью наоборот. Государство устранялось от контроля за деятельностью аудиторов. В самом конце 2008 года был принят федеральный закон о переходе отечественного аудиторского рынка на саморегулирование. Закон вступил в силу 1 января 2010 года.

В отличие от системы аттестации и лицензирования, которая действовала  до этого момента, с этого года аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам было необходимо вступить в специализированный проект о саморегулировании  в Российской Федерации (СРО). Всего  на российском рынке стало действовать 6 саморегулируемых организаций. Новый механизм регулирования привел к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее.

Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую  деятельность в России в 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, составило только 4,9 тыс. компаний, согласно данным реестра Минфина на 25 мая 2010 года. Число аудиторов, вступивших в СРО, к тому же моменту сократилось  до 23,4 тыс. человек в отличие от 38,8 тыс. аттестованных индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельность в 2009 году [24]. Таким образом, общее  число действующих аудиторов  и аудиторских организаций сократилось  больше, чем на треть. Об эффективности  механизма СРО отечественного рынка  аудита пока судить рано..

2.2 Правовые основы аудиторской  деятельности в России

Правовую  основу аудита в РФ в настоящее  время составляет совокупность нормативных  документов различных уровней:

·  Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. [1];

·  Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. [2];

·  Постановления Правительства РФ по вопросам осуществления аудиторской деятельности;

·  Нормативные и методические документы Министерства Финансов РФ, а также других министерств и ведомств;

·  Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. [1]. Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в  России с 1 января 2009 года и содержит:

·  Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности

·  Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;

·  Требования к аудиторам и аудиторским организациям;

·  Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;

·  Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;

·  Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;

·  Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;

·  Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;

·  Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;

·  Требования к обязательному контролю качества аудита;

·  Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;

·  Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;

·  Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

·  Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;

·  Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.

Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст.11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступает в силу с 1 января 2010 г., отдельные  положения - с 1 января 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности [3]. Постановлением утверждены следующие правила (стандарты) аудиторской  деятельности:

·  Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

·  Документирование аудита;

·  Планирование аудита;

·  Существенность в аудите;

·  Аудиторские доказательства;

·  Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" [4] дополнило  ранее введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

·  Внутренний контроль качества аудита;

·  Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом;

·  Аффилированные лица;

·  События после отчетной даты;

·  Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений  и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" [5] дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

·  Согласование условий аудита;

·  Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;

·  Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;

·  Аудиторская выборка.

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений  в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" [6] дополнило  стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

·  Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;

·  Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;

·  Особенности первой проверки аудируемого лица;

·  Аналитические процедуры;

·  Особенности аудита оценочных значений;

·  Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;

·  Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

Постановлением Правительства  РФ от 25 августа 2006 г. № 523 [7] федеральные  правила (стандарты) были дополнены:

·  Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами;

·  Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;

·  Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

·  Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

·  Использование результатов работы другого аудитора;

·  Рассмотрение работы внутреннего аудитора; Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации;

·  Компиляция финансовой информации.

Постановлением Правительства  РФ от 22 июля 2008 г. № 557 [8] федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены:

·  Использование аудитором результатов работы эксперта;

·  Обзорная проверка финансовой бухгалтерской отчетности;

·  Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

Постановлением Правительства  РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 [9] были внесены  изменения в ранее принятые стандарты  № 7-9. В связи с утверждением Постановления  ранее действующий стандарт аудита №9 "Аффилированные лица" заменен на стандарт №9 "Связанные стороны".

Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного  аттестата аудитора утверждена приказом МФ РФ от 05.10.2009 г. [10] В программе представлен  список тем, которые необходимо знать  для получения аттестата аудитора, а также предложен список литературы для подготовки к сдаче квалификационного экзамена [12, с.900-906].

2.3 Проблемы аудита в  России.

Приведенные выше факты становления  аудита в России, правовые основы аудиторской  деятельности позволяют приступить к рассмотрению актуальных проблем  отечественного аудита и изучению возможности  их решения.

Выделяют три типа аудиторских  проблем: методологические; технологические  и прочие. Однако предложенная классификация  носит условный характер. Методологические проблемы связаны с различными аспектами  методологии аудиторской науки, взаимоотношениями ее с другими дисциплинами, построением цельного и стройного ее здания. А технологические проблемы аудита касаются тех трудностей, которые испытывают специалисты непосредственно при проведении аудиторской проверки. Но на практике иногда нелегко отделить их от методологических, поскольку многие проблемы расположены на стыке этих двух групп. Например, смысл понятий "существенность" и "уровень существенности", правомерность корректировки последнего в ходе аудиторской проверки и т.п. вопросы тяготеют вроде бы к методологическим проблемам, а построение и применение конкретных алгоритмов нахождения уровня существенности - к технологическим.

Предложенная классификация относится  к аудиту как к науке. Но в большой  мере она приложима и к аудиту как к практической деятельности по независимой проверке бухгалтерской отчетности аудируемых лиц. Дело в том, что, относясь к сфере высоких технологий, эта деятельность пронизана научными методами и приемами, ввиду чего и в ней проблемы носят как методологический, так и технологический характер. Похоже, что сказанное относится не только к аудиту, но и к другим отраслям и сферам высоких технологий: авиакосмическая техника, генная инженерия, рынок ценных бумаг, юриспруденция и т.д.

Таким образом, в качестве основания  для изложенной классификации аудиторских проблем выступает место их возникновения. Если это проблемы аудиторской отрасли, то они относятся к группе методологических. Сюда же попадают и проблемы аудита как науки. Если это проблемы, касающиеся непосредственно аудиторской проверки, то они входят в группу технологических. А если они относятся, так сказать, к инфраструктуре аудита (и как отрасли и как науки и как аудиторской проверки), то это уже будет третья группа в нашей классификации.

 

 

 

 

 

2.3.1 Методологические проблемы.

1. Отсутствие стройной теории аудита.

Путь развития российского рынка  аудита практически повторял все  этапы, которые проходили иностранные  игроки рынка аудиторско-консалтинговых услуг, но в ускоренном варианте, в связи с этим отечественный рынок имел свои особенности. Наиболее проблематичным в развитии аудиторской деятельности в нашей стране является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития, не говоря уже о стройной концепции развития аудиторской деятельности.

Если при возникновении российского  аудита в 90-ых годах прошлого века еще  можно было как-то обходиться при  решении его проблем копированием западного опыта, то сейчас чрезмерное следование такому подходу становится существенным тормозом на пути развития отечественного аудита (в основном, потому, что возможности догоняющего  развития в аудите - как и в  других секторах нашей экономики - постепенно исчерпываются). Актуальность создания концепции аудита и системного решения его проблем особенно возросла в последние годы, в связи с кризисными явлениями стала ясна необходимость серьезного реформирования мирового аудита.

Информация о работе Аудит