Аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание

СЛюбые процессы, социально-экономические изменения характеризуются объективными причинами. Формирование рыночной экономики в России, сопровождающееся возникновением различных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество, требует кардинальных изменений в управлении, перестройки системы организации, методологии и функционирования контроля. Контроль становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы предпринимательской деятельности - аудита.

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы аудита
1.1 История становления и развития аудита
1.2 Понятие и цели аудита
2. Аудит в России: проблемы и пути решения
2.1 Этапы и предпосылки становления аудита в России
2.2 Правовые основы аудиторской деятельности в России
2.3 Проблемы аудита в России
2.3.1 Методологические проблемы
2.3.2 Технологические проблемы
2.3.3 Прочие проблемы аудита
2.4 Пути решения проблем аудит в России
2.5 Заключение
2.6 Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 57.66 Кб (Скачать документ)

Таким образом, научные проблемы российского  аудита родились вместе с ним или  даже немного раньше. Но в предыдущем десятилетии им уделялось явно недостаточное  внимание. Основные усилия специалистов были направлены на задачи, казавшиеся - справедливо или не совсем - куда более злободневными: создание аудиторских фирм, государственных органов регулирования аудита, различного рода нормативных актов, организации практического проведения аудиторских проверок, системы подготовки кадров и т.д. Таким образом, некоторый дефицит интереса к проблемам аудиторской науки был в какой-то степени оправдан. Однако по мере становления отечественного аудита и выхода в стационарный режим постоянного совершенствования такое положение все больше тормозит его развитие.

На данный момент активные усилия государства необходимы в решении  вопроса - какой стандарт финансовой отчетности будет в итоге принят в России, т.к. для компаний элементарно дорого готовить две отчетности - в соответствии с государственными требованиями и по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Поэтому единый стандарт отчетности должен быть и соответственно аудит этой отчетности. В этом случае, для инвесторов не будет проблем с пониманием финансового состояния компании вне зависимости от того, в какой стране она работает.

Чем дальше, тем больше необходимо осознание, подробный анализ и решение  разнообразных аудиторских проблем, базой для их решения должна стать  стройная концепция аудита. К счастью, в последнее время возрастает не только необходимость, но и возможность  этого: принят закон об аудиторской  деятельности, разработаны в значительной мере правила (стандарты) аудиторской  деятельности, появились кадры теоретиков и практиков в области аудита, отечественным специалистам стал ближе  и понятнее западный опыт и т.п.

2. Совершенствование методологии  разработки, использования и обновления  правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД).

Их рутинное совершенствования  и модернизация является одним из самых главных мероприятий, происходящих сейчас в нашем аудите.; аналогично положение и с двумя другими  видами аудиторских стандартов: общественных объединений и внутренних стандартов аудиторских организаций. Желательно, чтобы развитие отечественных аудиторских стандартов также происходило на достаточно солидной концептуальной основе и как комплексная взаимоувязанная разработка по всем трем их видам. Так что и эта проблема в обозримом будущем представляется весьма злободневной. На данный момент недостаток исследований сказывается преимущественно по трем направлениям: анализ и оценка эффекта от внедрения или совершенствования аудиторских стандартов; организация разработок стандартов в рамках классического подхода к созданию различных систем (связанного с предварительной проработкой целей создания, разработкой технико-экономического обоснования, подробным сравнением вариантов создания и т.п.); формулирование обоснованных рекомендаций по комплексной (а не автономной, как сейчас) разработке всех трех видов аудиторских стандартов, последняя проблема входит в типологические проблемы аудита.

3. Оценка эффективности  внедрения аудита и отдельных  мероприятий в его рамках.

Оценка эффективности аудита, т.е. развитие представлений о том, что  дают, во-первых, аудит в целом  с позиций как различных участников рынка аудиторских услуг, так и вообще народного хозяйства страны, а во-вторых, отдельные мероприятия, проводимые в рамках аудита (в сопоставлении с затратами). Со временем именно аппарат измерения и анализа эффективности хозяйственных мероприятий - с широким применением экономико-математических методов - должен стать в аудите основой для решений о целесообразности (или нецелесообразности) различных мероприятий и о выборе варианта их осуществления, а аргументы "так принято в западном аудите" или " это естественное решение " должны будут носить вспомогательный характер

4. Аудит и ревизия.

Полезным для аудита может оказаться  его всестороннее сопоставление  с ревизией, целью которого также  является оценка достоверности проверяемой  бухгалтерской отчетности. Однако проводится эта проверка не независимыми коммерческими  организациями (как в случае аудита), а подразделениями государственных  структур.

Разницу между ревизией и аудитом  наглядно иллюстрирует следующая принадлежащая  Р. Адамсу фраза: "Ревизор, прежде всего, стремится к установлению законности, а аудитор - к выяснению истины" [11].

В рамках проблемы сравнения аудита с ревизией возникает ряд подпроблем. Первая подпроблема касается сходства и различия. В начале 90-х годах прошлого века акцент в отечественной литературе делался на различии этих двух институтов, что вполне объяснимо: подчеркивание таких различий было по существу одним из аргументов в пользу ускоренного создания и развития аудита. В последние годы этот подход постепенно заменяется взвешенным анализом сходства и различия. Представляется в связи с этим целесообразным сфокусировать основные усилия не на сравнении аудита с ревизией в социалистической экономике (как это нередко делалось в период становления аудита в нашей стране), а на сопоставлении аудита с ревизией в рамках рыночной экономики. Здесь как наибольший теоретический и практический интерес, так и огромный зарубежный опыт, поскольку проверка правильности расходования бюджетных средств (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), использования разного рода государственных дотаций их получателями и т.п. проводятся в западных странах квалифицированными специалистами ревизионных государственных органов.

Вторая подпроблема - это возможности методического взаимообогащения аудита и ревизии как инструментов решения сходных задач. При этом широко распространенный в аудите выборочный метод вполне может использоваться и в ревизионных проверках, потеснив тем самым традиционные для ревизии сплошные проверки.

Третья подпроблема связана с происходящим в последние годы подключением аудиторских организаций к проверке бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий (ГУП). Отметим также, что теоретически проверки достоверности бухгалтерской отчетности ГУП (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинированным способом (например, на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими - допустим, раз в три года - ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок) [15].

5. Расширение сферы действия  аудиторских организаций в плане  не экономических субъектов, а  характера оказываемых услуг.

В этой связи можно прогнозировать конкуренцию аудиторам как со стороны самих аудируемых экономических субъектов (которые могут создавать и развивать свои аналитические службы), так и со стороны аналитических фирм (часто их называют консалтинговыми, но термин "аналитические", на наш взгляд, шире и точнее). Отметим, что по сравнению с самими экономическими субъектами достоинства аудиторов связаны с большей объективностью, профессионализмом, знанием внешней среды (макроэкономики, законодательства - последнее в условиях Российской Федерации особенно важно), а по сравнению с аналитическими фирмами - с лучшим владением исходной базой для анализа в виде бухгалтерской и первичной отчетности, данными об организационных и кадровых особенностях предприятия и другой необходимой для анализа информацией.

Приведенные доводы в пользу целесообразности расширения функций аудитора находятся  в русле господствующих представлений  о развитии международного и отечественного аудита. По существу, именно о таком  расширении идет речь, когда говорят  о переходе от проверки соответствия ведения бухгалтерского учета нормативным  актам к оценке финансового состояния  экономического субъекта.

6. Исследование места  аудита в системе функционирования  экономических субъектов.

Модель системы функционирования экономических субъектов состоит  из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский  учет, оценка достоверности, анализ информации (в том числе бухгалтерской  отчетности), поддержка принятия решений. Для третьего блока оценка достоверности  может выполняться независимыми коммерческими организациями, что  и составляет главный предмет  аудита. Основная задача здесь заключается  в исследовании на неформализованном  уровне, что дают разнообразные улучшения  в аудите для повышения качества функционирования как самого экономического субъекта, так и связанных с ним юридических либо физических лиц, принимающих различные решения на базе проаудированной бухгалтерской отчетности (банков, потенциальных инвесторов и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

2.3.2 Технологические проблемы.

В таблице 1 [16] представлены основные технологические проблемы аудита.

Таблица 1 - Технологические проблемы аудита

№ п/п

Название проблемы

Название подпроблем

1

Аудиторские риски и их оценивание

Выделение круга аудиторских  рисков и анализ их последствий.

Оценка аудиторских рисков.

Влияние этой оценки на различные  стороны аудиторской проверки

2

Работа с уровнем существенности

Уровень существенности как  инструмент аудиторской проверки.

Нахождение уровня существенности

3

Использование выборочного  метода в аудите

Условия применимости выборочного  метода в аудиторской проверке.

Нахождение объема выборки.

Конструирование выборки  и работа с ней.

Распространение результатов  выборки

4

Заключение договоров  с клиентом

Поиск клиента и переговоры с ним.

Ценовые вопросы.

Договор и ответственность  сторон

5

Изучение клиента

Понимание его деятельности.

Изучение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Использование работы внутреннего  аудита.

Изучение клиента при  оказании ему сопутствующих услуг

6

Планирование аудита

Составление плана и рабочей  программы аудита.

Их коррекция в ходе проверки.

Планирование в сопутствующих  услугах

7

Сбор аудиторских доказательств

Методы получения доказательств.

Профессиональное суждение аудитора и его практическое использование

8

Аудит нематериальных активов

 

9

Аудит оценочных значений

 

10

Оценка капитализации  экономического субъекта

Проверка рыночной стоимости  акций.

Прогнозирование курса акций

11

Взаимодействие с персоналом аудируемого лица

Взаимодействие с различными органами и лицами экономического субъекта.

Действия аудитора в случае обнаружения искажений бухгалтерской  отчетности

12

Последующие события

анализ ситуации между  отчетной датой и подписанием  аудиторского заключения

13

Использование аудиторских  стандартов во время проверки

Использование федеральных  правил (стандартов).

Применение внутренних стандартов аудиторских организаций и иной внутрифирменной документации

14

Консультирование

 

Наиболее актуальной является проблема повышения качества аудиторских  услуг и организации единой системы  контроля качества аудиторской работы. Эти вопросы рассматриваются  как на государственном уровне, так  и на уровне общественных аудиторских  объединений. В российской системе  нормативного регулирования аудиторской  деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита. Законодательно установлены требования по организации системы контроля качества аудита на федеральном и  профессиональном уровнях, требования по установлению и соблюдению аудиторскими организациями правил внутреннего  контроля качества проводимых ими аудиторских  проверок, а также требования по обязательному осуществлению внешних  проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов. Однако несмотря на установленные законодательством по аудиторской деятельности основы контроля качества аудита, следует отметить, что на сегодняшний день практически отсутствует эффективная методологическая и методическая база контроля качества аудиторской деятельности. В частности, не разработаны критерии оценки качества работы аудиторских организаций, не определены цели, задачи и объекты контроля качества аудита, порядок и методики контроля качества аудиторских услуг. Вопросы методологии и методики контроля качества аудиторских услуг четко не раскрываются ни в официально утвержденных нормативных правовых документах, ни в научных исследованиях в области аудита.

2.3.3 Прочие проблемы аудита.

Основными проблемами, относящимися к инфраструктуре аудита являются этические проблемы.

Как показывает опыт, общественное доверие  к качеству оказываемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда существуют высокие стандарты поведения  и профессиональной деятельности. Поэтому  в экономически развитых странах  большую роль в повышении общественного  статуса профессии аудитора играют не только сложные системы стандартизации аудиторской деятельности и квалификационной аттестации, но и кодексы этических профессиональных норм.

По мере становления аудита в  России начинают формироваться этические  критерии, которым должны отвечать лица, занимающиеся аудиторской деятельностью. Многие аудиторские организации  утверждают внутренние этические нормы  для своих сотрудников. Большую  работу в этом направлении проделала  Ассоциация "Аудиторская палата России" (ААПР). Общее собрание членов этой организации 4 декабря 1996 года утвердило  Кодекс профессиональной этики аудиторов, базирующийся на этических нормах, разработанных на основных принципах.

Основные этические принципы аудита

Говоря о регулировании вопросов, связанных с обеспечением независимого статуса аудиторов в нашей  стране, следует отметить, что положения, касающиеся этого этического принципа, зафиксированы и в в ФЗ "Об аудиторской деятельности". Однако такая достаточно жесткая регламентация не устраняет проблем, связанных с независимостью аудитора в России.

Информация о работе Аудит