Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:36, реферат
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль - аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.
Введение
1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
2. Источники информации для проверки
3. План и программа аудиторской проверки раздела учета
4. Аудит кассовых операций
5. Типичные ошибки
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
2. Источники информации для проверки
3. План и программа аудиторской проверки раздела учета
4. Аудит кассовых операций
5. Типичные ошибки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый кон-троль -- аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудитора-ми, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика -- клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях -- за счет бюд-жетных средств.
Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства заключается в выражении мнения о достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов. Одной из задач аудиторской проверки является также установление соответствия совершенных экономическим субъектом финансово-хо-зяйственных операций действующему законодательству.
Проверка деятельности организаций требует определенных зна-ний методологии, специальных методических приемов и технических способов, раскрывающих содержание фактов хозяйственной жизни, а также влияющих на них факторов с целью познания предмета аудита.
1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
К основным законодательным и нормативным документам, регу-лирующим объект проверки, относятся:
Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Централь-ного банка России № 40 от 22 сентября 1993 г.).
Закон РФ № 5215--1 от 18 июня 1993 г. «О применении контроль-но-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населени-ем» (ред. от 30 декабря 2001 г.).
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).
Методические указания по инвентаризации имущества и финан-совых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).
Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налого-вых органах (Приложение к Приказу ГНС РФ № БТ-3-14/36 от 22 ию-ня 1995 г.).
Методические рекомендации по вопросам применения кон-трольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к письму ГНС РФ № НИ-6-07/152 от 5 мая 1994 г.).
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление МФ РФ № 104 от 30 августа 1993 г.).
Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Ука-зание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у).
Альбом унифицированных форм первичной учетной докумен-тации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госком-стата РФ № 88 от 18 августа 1998 г.) (ред. от 3 мая 2000 г.).
10. Альбом унифицированных форм первичной учетной докумен-тации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998 г.).
2. Источники информации для проверки
Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок -- это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.
Основными документами, которые необходимо изучить при про-верке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистра-ции выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонен-тов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.
Многочисленные и разнообразные операции движения денеж-ных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
Главная книга;
журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);
регистры синтетического учета кассовых операций по счету 50 (при иных формах счетоводства);
бухгалтерский баланс (ф. № 1, строка 261);
отчет о движении денежных средств (ф. № 4).
3. План и программа аудиторской проверки раздела учета
Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).
Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.
Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, пла-нирует состав основных контрольных процедур, определяет специ-фические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стан-дартных процедур.
Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего кон-троля за движением денежных средств в кассе предприятия для ау-дитора служат:
отсутствие на предприятии налаженной системы проведения
внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной налично-сти и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;
отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;
наличие признаков формального проведения ревизий кассы:
назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизи-онной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;
предоставление права подписи приходных и расходных кас-совых ордеров другим лицам помимо главного бухгалтера и руково-дителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия;
формальное проведение ревизии кассы при смене (увольне-нии) кассиров;
отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на четного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;
отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;
отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых опе-раций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц.
Вопросник аудитора составляется таким образом, что в боль-шинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предва-рительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер сле-дующего вопроса указан в графе «Номер следующего вопроса».
Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.
Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кас-сир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезап-ных ревизиях кассы, руководитель предприятия -- о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кас-сиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопро-сы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.
Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.
Если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку кассовых опера-ций в обычном порядке для оценки существенности статьи «Касса» в отчетности предприятия.
Когда удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.
В общем случае по результатам опроса, а также непосредственного наблюдения за совершением операций по приему и выдаче денег из кассы у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.
4. Аудит кассовых операций
Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно начинать с проверки кассовых операций. Основным норматив-ным актом, регламентирующим порядок осуществления опера-ций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе орга-низации, является Порядок ведения кассовых операций в Россий-ской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40. Этот доку-мент устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема, оформления кассовых документов и ведения кассо-вой книги, ревизии кассы, а также контроля за соблюдением кас-совой дисциплины.
При проверке аудитор, кроме того, должен руководствоваться Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации». В качестве мето-дического материала можно использовать Рекомендации Цент-рального банка РФ от 30 сентября 1994 г. № 113 по осуществле-нию учреждениями банка проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых опе-раций в РФ. Наконец, аудитор должен пользоваться норматив-ными документами, утвержденными соответствующими мини-стерствами и ведомствами, которыми регулируются кассовые опе-рации, имеющие отраслевые особенности (расходование наличных сумм заготовительными организациями, организациями потребительской кооперации, инкассирование торговой вы-ручки и т.п.).
Проверка кассы обычно начинается с проведения инвентари-зации кассовой наличности немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного (старшего) бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия из других ис-точников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по опе-рациям последнего дня кассир представляет для проверки, а так-же дает расписку о том, что все приходные и расходные докумен-ты включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.
Далее кассир начинает группировку наличных денег по ответствующим купюрам и в присутствии аудитора и главное бухгалтера организации проводит полный полистный их счет, включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка.
Аудитор должен помнить, что выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом орд ре или другом заменяющем его документе, в оправдание остаток наличных денег в кассе не принимается. Наличные деньги, подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считают излишком кассы и зачисляются в доход организации. Часто расписки, якобы подтверждающие получение денег у кассира: сдачу их на временное хранение, во внимание не принимаются
При инвентаризации кассовой наличности аудитору необходимо установить также наличие других ценностей в кассе: ценных бумаг, денежных документов. Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляются данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском отчете. Выявленные в ходе инвентаризации кассовой наличности лишки по рекомендации аудитора приходуются по приходному кассовому ордеру в доход организации (дебет счета 50 и кредит счета 91), и данная операция записывается в кассовой книге, лишки могут быть результатом умышленных действий (неучтенные средства) или допущенных ошибок при приеме и выдаче денежных средств. Поэтому аудитор должен объективно оценить ситуацию и определить правильную формулировку для акта проверки.
Выявленная в ходе инвентаризации незначительная недостача денег может быть погашена кассиром путем внесения недостающей суммы в кассу организации. Данная операция должна быть также оформлена приходным кассовым ордером и записана в кассовой книге. Кассир обязан дать аудитору письменное объясне-ние причин излишков или недостач. При обнаружении значительных недостач вследствие злоупотреблений аудитор может рекомендовать руководителю организации немедленно отстранить кассира от должности и передать дело следственным органам.
Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе аудитор оформляет актом по типовой форме № ИНВ-15, который кроме аудитора подписывают кассир и главный (старший) бухгалтер проверяемого экономического субъекта. Этот акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору в дальнейшем проверке полноты оприходования и правильности списания де-нежных средств по кассе.
При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности или имеется ли в личном деле кассира обязательство о мате-риальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требова-ниям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охра-на кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и дру-гих ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли уста-новленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.