Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:36, реферат
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль - аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.
Введение
1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки
2. Источники информации для проверки
3. План и программа аудиторской проверки раздела учета
4. Аудит кассовых операций
5. Типичные ошибки
Заключение
Список используемой литературы
Затем аудитор переходит к проверке правильности докумен-тального оформления операций. Практика проверок показыва-ет, что во многих организациях кассовые документы составля-ются некачественно, часто в приходных и расходных документах отсутствуют подписи ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получивших их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру организации с целью принятия оперативных мер.
На следующем этапе проверки следует установить: ведут ли в данной организации по установленной форме журнал регист-рации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассо-вые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущен-ных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность веде-ния кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ве-дут в данной организации (особенно это касается многопрофиль-ных организаций, которые данный порядок часто нарушают).
После выяснения соблюдения установленных требований необходимо переходить к проверке законности совершения кас-совых операций, соответствия их Порядку ведения кассовых опе-раций. Проверке подлежат все приходные и расходные денежные
документы за ревизуемый период. При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной провер-ке аудитора подлежат полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных на корешках чеков, выписок бан-ка (по шифру, соответствующему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров. Однако это только формальная сторона проверки, а поэтому необходимо также проверить законность поступления денег в кассу по существу.
Известны случаи, когда организации получали в банках значительные суммы денег в кассу якобы на выплату пособий или на операционно-хозяйственные нужды, а впоследствии эти суммы присваивались должностными лицами путем использо-вания фиктивных расходных ведомостей на вымышленных лиц или фиктивных расходных документов на подотчетных лиц.
Следует тщательно проверить также полноту оприходова-ния выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных, жилищно-ком-мунального, обслуживающих производств и хозяйств. При про-верке приема наличных денег следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, на корешках чеков и вы-писках банка с отчетами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг).
Аудитор должен помнить, что в настоящее время в некото-рых организациях умышленно скрывают денежные доходы от государственного налогообложения. Так, например, поступле-ние наличной денежной выручки отражают проводками: дебет счета 50 «Касса» и кредит счетов 76 «Расчеты с разными дебито-рами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство» и т.д. В таких ситуациях необходимо провести встречные сверки дебетовых записей по перечисленным счетам на проверяемые суммы с кредитовыми записями на счете 90 «Продажи», и если на кредите счета 90 данных контрольных сумм не окажется, то это представляет собой сокрытый объект (выручка) налогообложения. В таких случаях аудитор должен немедленно сообщить об этом руководителю организации и пре-дупредить о том, к каким последствиям могут привести эти нарушения налогового законодательства. Кроме того, подобные на-рушения и ошибки искажают соответствующие показатели бухгалтерской отчетности организации, а, как известно, основная цель аудита -- подтверждение достоверности годовой бухгалтер-ской отчетности организации.
При проверке приходных кассовых документов аудитор дол-жен тщательно изучить (по отдельным не свойственным профилю организации операциям) договоры, заключенные по данным опе-рациям с юридическими и физическими лицами. Так, зачастую денежные средства за реализованную продукцию, товары (работы, услуги), полученные от юридических и физических лиц, отражают в учете в соответствии с выдуманными договорами о совместной деятельности (простого товарищества) или трастовыми договора-ми. В подобных ситуациях необходимо помнить, что физическое лицо, если оно не зарегистрировано как предприниматель, не может заниматься никакими совместными видами деятельности с целью получения прибыли, а трастовыми операциями могут заниматься специальные трастовые компании, имеющие государственное разрешение (лицензию) на данный вид деятельности. Подобные операции проводятся умышленно с целью сокрытия части валовой продукции от государственного налогообложения.
Особое внимание при проверке кассовых операций необхо-димо уделить полноте и правильности учета внереализационных доходов (процентов и дивидендов по финансовым вложениям, штрафов по хозяйственным договорам, арендной платы, безвозмездно полученных сумм и т.д.), а также начисления налогов от этих доходов. Необходимо проверить соблюдение размера лимита наличных расчетов с организациями и физическими лицами -- предпринимателями за товарно-материальные ценности. Здесь иногда встречаются нарушения, когда денежные средства приходуют или выдают из кассы сверх установленного лимита наличных расчетов через выдуманные фамилии физических лиц путем оформления на них приходных или расходных кассовых ордеров. Фиктивные лица выявляются путем проверки наличия заключенных договоров с физическими лицами.
Проверяя расходование наличных денег из кассы организа-ции, аудитор должен помнить, что эти операции оформляются расходными кассовыми ордерами или другими надлежаще офор-мленными документами (платежными ведомостями, счетами, заявлениями и др.). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими уполномоченными. При проверке необ-ходимо убедиться в юридическом обосновании выдачи из кас-сы наличных денег (зарплата -- есть ли приказы о приеме на работу, перемещениях, увольнениях, отпусках, поощрениях, трудовые договоры, акты приемки выполненных работ и др.; выдача в подотчет -- приказы на командировку, о выдаче в подотчет; выдача сторонним лицам -- доверенность, если это от организации, фактура или корешок приходного ордера и др.; выдача алиментов -- исполнительный лист и др.). Во всех расходных кассовых ордерах должны быть проставлены пас-портные данные.
Такая тщательная проверка необходима, потому что, напри-мер, встречаются такие умышленные нарушения, когда в орга-низациях крупные суммы денег из кассы выдаются под видом различных операционно-хозяйственных и представительских расходов, а потом эти суммы списывают на издержки производства (обращения) по фиктивным документам. Другой пример: когда с кредита счета 50 «Касса» без всякого основания списыва-ют на затраты производства или на издержки обращения суммы выплаченных пособий по социальному страхованию, разовой материальной помощи, что необоснованно увеличивает себесто-имость продукции (работ, услуг).
Практика аудиторских проверок показывает также, что из кассы иногда в организациях необоснованно выдают денежные средства физическим лицам (не включенным в списочный состав работников и без предварительного начисления заработной пла-ты) под видом оплаты за маркетинговые, информационные, аген-тские и другие услуги, включая эти суммы в состав издержек про-изводства (обращения); с кредита счета 50 «Касса» на затраты производства в организациях списывают также суммы, оформ-ленные как якобы стоимость купленных за наличный расчет материалов (без предварительного их оприходования и без составления по ним расходных документов). Подобные нарушения и ошибки выявляются довольно часто, и поэтому аудитор должен по таким операциям сначала определить размеры сокрытого объекта налогообложения и размеры скрытых по нему сумм для начисления платежей во внебюджетные фонды социального стра-хования и социального обеспечения. После этого аудитор дол-жен в письменной форме предупредить руководство организа-ции о последствиях указанных нарушений и рекомендовать ему исправить допущенные ошибки. Особое внимание необходимо обращать на оформление кас-совых документов: имеются ли на каждом документе расписки получателей; наличие на титульном листе платежной ведомости разрешения на выдачу денег (заработной платы, пособий, пре-мий и т.д.) руководителя и главного бухгалтера организации с их подписями и указанием сроков выдачи и сумм прописью; со-ставлен ли реестр депонированных сумм и сделана ли надпись о фактически выплаченной и депонированной сумме; погашаются ли кассовые документы (приходные -- штампом «получено», рас-ходные -- «оплачено») с указанием даты, нет ли на них следов подчисток или исправлений.
На достоверность финансовой отчетности оказывает влияние правильность отражения операций по движению денежных средств на счетах бухгалтерского учета. Бывают случаи, когда бухгалтер, принимающий отчеты кассира, умышленно или из-за незнания неправильно составляет корреспонденцию счетов, что необосно-ванно приводит к вуалированию доходов организации и умень-шению отчисления налогов в бюджет. Поэтому тщательной проверки требует корреспонденция счетов по каждой кассовой опера-ции. Выявленные нарушения и ошибки целесообразно фиксировать в рабочей таблице (ведомости) по следующей форме (табл. 1).
Таблица 1
Ведомость проверки кассовых операций
за 200 г.
месяц (период)
| |||||||
№ | Документ, номер, дата | Содержание | Сум-ма, | Корреспон-денция счетов |
| Характер и сущность нарушения, выводы | |
| ления |
| руб. | дебет | кредит | и предложения |
|
1 | РКО | Выдана | 700 | 26 | 50 | Необоснованно мате- |
|
| № 10 от | материал |
|
|
| риальная помощь от- |
|
| 11.06 | помощь |
|
|
| несена на издержки |
|
|
|
|
|
|
| производства |
|
2 | ПКО № 6 | Стоимость | 300 | 50 | 10 | Неправильная кор- |
|
| от 05.06 | реализован- |
|
|
| респонденция счетов. |
|
|
| матери- |
|
|
| Необходимо дать |
|
|
| алов работ- |
|
|
| проводку: дебет сче- |
|
|
| нику |
|
|
| та 50, кредит счета |
|
|
|
|
|
|
| 91 или 62 (см. учет- |
|
|
|
|
|
|
| ную политику) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При проверке кассовых операций можно использовать та-кие приемы контроля, как чтение документов, проверка (обсле-дование) документов, встречная сверка документов и записей, счетная проверка арифметических данных.
Кассовые операции по приему и списанию денег в расход изучают по всем документам, приложенным к кассовым отче-там, по возможности за весь период, подлежащий проверке. При аудите исследуются следующие формы учетной документа-ции по кассовым операциям: № КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КО-2 «Расходный кассовый ордер», № КО-3 и КО-За «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых доку-ментов», № КО-4 «Кассовая книга», № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денег», документы безордер-ного оформления приема и выдачи денег, регистры по счету 50 «Касса», Главная книга, балансы на соответствующие даты, отчеты о движении денежных средств и др.
В ходе проверки кассовых операций аудитор должен, кроме того, проверить: периодичность сдачи отчетов кассира в бухгал-терию, расписки главного бухгалтера или его заместителя о про-верке и принятии отчетов и документов к ним; своевременно ли возвращаются в банк остатки денежных средств, полученные на организационно-хозяйственные расходы и на оплату труда; сда-ется ли в банк вся выручка; имеются ли случаи, когда незапол-ненные чеки были подписаны руководителем и главным бухгал-тером организации; имеются ли случаи выдачи наличных денег в подотчет физическим лицам, не являющимся работниками дан-ной организации.
Необходимо также установить: имеются ли случаи, когда кассир самостоятельно передоверяет кому-либо выполнение по-рученной ему работы; оборудовано ли помещение кассы звуко-вой, сетевой или иной сигнализацией; работает ли кассир только на данной должности или совмещает работу бухгалтера и касси-ра или, кроме основной работы, по совместительству обслужи-вает другие организации; имеются ли случаи доступа посторон-них лиц в кассу.
Ответы на поставленные вопросы можно получить не толь-ко путем фактической проверки, обследования, наблюдения и т.д., но и путем тестирования. При этом аудитор может использовать тестирование по указанным вопросам в устной форме или в письменной -- путем получения ответов на письменный запрос. Наиболее эффективной формой здесь является письменное тестирование, когда в заранее подготовленном аудитором вопроснике кас-сир и бухгалтерская служба отвечают на поставленные вопросы, а потом данная анкета заверяется подписями главного бухгалте-ра и кассира. Этот документ в приведенном ниже виде (см. табл. 1) является бесспорным аудиторским доказательством.
Из приведенного примера (см. табл. 1) следует, что внут-рихозяйственный контроль денежных средств и других цен-ностей в кассе находится на низком уровне, а организация, постановка и ведение бухгалтерского учета не отвечают установленным требованиям. В таких условиях аудитор может принять решение о проверке кассовых операций сплошным методом.