Введение
На современном
этапе развития аудита в его результатах
заинтересованы не только собственники,
но и сами организации, нормальное развитие
которых зачастую невозможно без
привлечения средств инвесторов,
спонсоров и кредиторов. Чтобы
привлечь финансовые вложения экономический
субъект должен быть преуспевающим,
а его финансовая (бухгалтерская)
отчётность должна вызывать доверие у
потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние
десятилетия значительно повысились
требования к организации системы
учёта и отчётности. Появились новые формы
и методы ведения учёта, в том числе с применением
компьютерных систем. Бухгалтерская отчётность
превратилась в основной источник информации,
позволяющий оценить финансовое и имущественное
состояние экономических субъектов. В
этих обстоятельствах аудит финансовой
отчётности превратился в важнейший инструмент,
способствующий повышению качества бухгалтерской
отчётности, ведущей составляющей которого
является её достоверность. Ни один солидный
банк не предоставит кредита клиенту,
не имеющему проверенной аудиторами бухгалтерской
отчётности, так же как и ни один серьезный
инвестор не будет иметь дело с организацией,
отчёты которой за ряд лет не проверены
авторитетным аудитором.
Актуальность
и значимость данного вопроса
и обусловила выбор темы курсовой
работы.
Целью написания
работы является проведение аудиторской
проверки бухгалтерской отчётности,
определение достоверности отраженных
в ней данных.
В соответствии
с целью написания работы решались
следующие основные задачи:
- изучение теоретической и методической
основы аудита финансовой (бухгалтерской)
отчётности;
- определение правильности
составления форм годовой отчётности
и выявить недостатки.
1. Планирование аудита финансовой отчётности
1.1 Цели и задачи аудита
Под аудитом финансовой (бухгалтерской)
отчётности понимается независимая проверка,
осуществляемая аудиторской организацией
и имеющая своим результатом выражение
мнения аудитора о степени достоверности
этой отчётности во всех существенных
отношениях. По результатам аудита проверяющие
выражают также свое мнение о соответствии
финансовой (бухгалтерской) отчётности
законодательным положениям, нормативным
актам, способам и методам учёта, без соблюдения
которых невозможно оценить достоверность
отчётности.
На макроэкономическом уровне аудит
выступает как элемент рыночной
инфраструктуры, необходимость функционирования
которого определяется следующими обстоятельствами:
- бухгалтерская отчётность
используется для принятия решений заинтересованными
пользователями, в том числе руководством,
участниками и собственниками имущества
экономического субъекта, реальными и
потенциальными инвесторами, работниками,
заимодавцами, поставщиками и подрядчиками,
покупателями и заказчиками, органами
власти и общественностью в целом;
- бухгалтерская отчётность
может быть подвержена искажениям в силу
ряда факторов, в частности применения
оценочных значений и возможности неоднозначной
интерпретации фактов хозяйственной жизни;
помимо этого, достоверность бухгалтерской
отчётности не обеспечивается автоматически
ввиду возможной пристрастности её составителей;
- степень достоверности бухгалтерской
отчётности, как правило, не может быть
самостоятельно оценена большинством
заинтересованных пользователей из-за
затрудненности доступа к учётной и прочей
информации, а также многочисленности
и сложности хозяйственных операций, отражаемых
в бухгалтерской отчётности экономических
субъектов.
Целями аудита бухгалтерской отчётности
являются:
формирование и выражение мнения
аудиторской организации о достоверности
бухгалтерской отчётности экономического
субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчётности
должны быть получены достаточные и уместные
аудиторские доказательства, позволяющие
аудиторской организации с приемлемой
уверенностью сделать выводы относительно:
- соответствия бухгалтерского
учёта экономического субъекта документам
и требованиям нормативных актов, регулирующих
порядок ведения бухгалтерского учёта
и подготовки бухгалтерской отчётности;
- соответствия бухгалтерской
отчётности экономического субъекта тем
сведениям, которыми располагает аудиторская
организация о деятельности экономического
субъекта.
Мнение аудиторской организации
о достоверности бухгалтерской
отчётности может способствовать большему
доверию к этой отчётности со стороны
пользователей.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской
отчётности не должны трактовать мнение
аудиторской организации как полную гарантию
будущей жизнеспособности экономического
субъекта либо эффективности деятельности
его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее
мнение аудиторской организации
о степени достоверности бухгалтерской
отчётности, не должно трактоваться как
гарантия аудиторской организации в том,
что не существуют какие-либо иные (помимо
изложенных в аудиторском заключении)
обстоятельства, влияющие или способные
повлиять на бухгалтерскую отчётность
экономического субъекта. Аудиторское
заключение составляется в соответствии
с требованиями федерального стандарта
аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское
заключение о бухгалтерской (финансовой)
отчётности и формирование мнения о её
достоверности» [6].
Задачами аудита бухгалтерской
отчётности являются:
- обеспечение достоверности
финансовой отчетности субъекта;
- сбор и оценка достаточного
количества компетентных сведений, чтобы
создать логически обоснованную базу
для принятия решений;
- систематический и всесторонний
анализ экономики предприятия или определенного
вида его деятельности, (инвестиционной,
маркетинговой и т.п.);
- проверка соответствия деятельности
предприятия его уставу, обоснованности
составленного предприятием бизнес-плана;
- контроль за соблюдением законодательства,
регулирующего хозяйственную деятельность
предприятий, ведение бухгалтерского
учета, составления финансовой отчетности;
- проверка первичных документов,
путем которой устанавливается соответствие
их истинному содержанию хозяйственных
операций;
- оказание консультационной
помощи клиентам в части правильной организации
и ведения бухгалтерского учета;
- содействие укреплению и возрастанию
собственности клиента.
Задачи аудита зависят и от его
видов. При внутреннем аудите число
их увеличивается в связи с
расширением информационной базы и
изменением аналитических процедур.
1.2 Нормативная
база аудита финансовой отчётности
Нормативная база аудита бухгалтерской
(финансовой отчётности включает:
- Гражданский кодекс Российской
Федерации.
- Налоговый кодекс Российской
Федерации.
- Уголовный кодекс Российской
Федерации (глава 22 «Преступления в сфере
экономической деятельности»).
- Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
(глава 14 «Административные правонарушения
в области предпринимательской деятельности»
и глава 15 «Административные правонарушения
в области финансов, налогов и сборов,
страхования, рынка ценных бумаг»).
- Федеральный закон Российской
Федерации от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности».
- Федеральный закон Российской
Федерации от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском
учёте».
- Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н «Об
утверждении Положения по ведению бухгалтерского
учёта и отчётности в Российской Федерации.
- Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 06.07.1999 г. №43н «Об
утверждении Положения по бухгалтерскому
учёту «Бухгалтерская отчётность организации»
ПБУ 4/99.
- Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 02.07.2010 г. №66н «О
формах бухгалтерской отчётности».
- Федеральные стандарты и федеральные
правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Проверка отчётности – это в первую
очередь подтверждение того, что эта отчётность
содержит все формы, согласно списка Министерства
финансов Российской Федерации, что эти
формы соответствуют их последним редакциям
и что присутствует между ними логическая
связь.
В состав отчётности входят:
- Бухгалтерский баланс.
- Отчёт о прибылях и убытках.
- Приложения к бухгалтерскому
балансу и отчёту о прибылях и убытках:
- отчёт об изменениях капитала;
- отчёт о движении денежных
средств;
- отчёт о целевом использовании
полученных средств.
- пояснения к бухгалтерскому
балансу и отчёту о прибылях и убытках.
- Аудиторское заключение (если
организация в соответствии с федеральными
законами подлежит обязательному аудиту).
Если организация самостоятельно
приняла решение о проведении
аудита бухгалтерской отчётности, аудиторское
заключение также может быть включено
в состав бухгалтерской отчётности.
При проведении аудита бухгалтерской
отчётности аудитор обязан установить
соответствие финансовых или хозяйственных
операций экономического субъекта действующим
в Российской Федерации нормативным правовым
актам. Аудитор проверяет соответствие
совершенных экономическим субъектом
финансовых и хозяйственных операций
применяемому законодательству исключительно
для того, чтобы получить достаточную
уверенность в том, что бухгалтерская
отчётность не содержит существенных
искажений.
Выявленные аудитором нарушения
могут влиять:
а) существенно на величину показателей
бухгалтерской отчётности;
б) несущественно на величину показателей
бухгалтерской отчётности, но могут
нанести ущерб экономическому субъекту,
его участникам, государству или третьим
лицам.
В случае неоднозначной трактовки
аудиторской организацией и проверяемым
экономическим субъектом нормативных
документов аудитору следует произвести
оценку существенности влияния спорного
нормативного документа на оценку достоверности
отчётности в целом в соответствии с федеральным
стандартом аудиторской деятельности
(ФСАД 6/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению
соблюдения аудируемым лицом требований
нормативных правовых актов в ходе аудита»
[6].
Аудитор должен выполнить следующие
аудиторские процедуры, направленные
на выявление случаев несоблюдения
аудируемым лицом требований нормативных
правовых актов, которые могут оказывать
существенное влияние на бухгалтерскую
отчётность:
а) направление запросов в адрес
руководства аудируемого лица и
при необходимости представителей
собственника аудируемого лица о
соблюдении аудируемым лицом в своей
деятельности таких нормативных
правовых актов;
б) анализ имеющейся у аудируемого
лица переписки по вопросам применения
и (или) соблюдения таких нормативных
правовых актов между аудируемым
лицом и уполномоченным государственным
органом.
Аудитор должен направить запрос руководству
аудируемого лица и при необходимости
представителям собственника аудируемого
лица на получение письменных разъяснений
и подтверждений о том, что
аудитору сообщены все известные
им имевшие место или возможные
случаи несоблюдения аудируемым лицом
требований нормативных правовых актов,
последствия которых должны быть
учтены при составлении бухгалтерской
отчётности. Указанные разъяснения и подтверждения
сами по себе не являются достаточными
надлежащими аудиторскими доказательствами,
в связи с чем аудитор должен получить
и другие аудиторские доказательства
по соответствующим вопросам.
1.3 Источники
информации для аудита бухгалтерской
отчётности
Планирование
и программа аудита
Аудитор использует данные годовой
бухгалтерской отчётности, которая
представляет собой единую систему данных
об имущественном и финансовом положении
организации и о результатах её хозяйственной
деятельности.
Источниками получения аудиторских
доказательств являются:
- бухгалтерская (финансовая)
отчётность, перечень которой рассмотрен
в предыдущем параграфе, - основной источник
информации;
- учётная политика организации;
- первичные документы экономического
субъекта и третьих лиц;
- регистры синтетического и
аналитического учёта по отдельным объектам
бухгалтерского учёта;
- результаты анализа финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта;
- устные высказывания сотрудников
экономического субъекта и третьих лиц;
- сопоставление одних документов
экономического субъекта с другими, а
также сопоставление документов экономического
субъекта с документами третьих лиц;
- результаты инвентаризации
имущества экономического субъекта, проводимой
сотрудниками экономического субъекта;
- специализированные формы,
установленные министерствами и ведомствами.