Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчётности, определение достоверности отраженных в ней данных.
В соответствии с целью написания работы решались следующие основные задачи:
изучение теоретической и методической основы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности;
определение правильности составления форм годовой отчётности и выявить недостатки.

Работа состоит из  1 файл

auditorskayaproverkabuhgalterskojotchetnosti.docx

— 89.24 Кб (Скачать документ)

Введение

 

На современном  этапе развития аудита в его результатах  заинтересованы не только собственники, но и сами организации, нормальное развитие которых зачастую невозможно без  привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Чтобы  привлечь финансовые вложения экономический  субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчётность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние  десятилетия значительно повысились требования к организации системы  учёта и отчётности. Появились новые формы и методы ведения учёта, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчётность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчётности превратился в важнейший инструмент, способствующий повышению качества бухгалтерской отчётности, ведущей составляющей которого является её достоверность. Ни один солидный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенной аудиторами бухгалтерской отчётности, так же как и ни один серьезный инвестор не будет иметь дело с организацией, отчёты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Актуальность  и значимость данного вопроса  и обусловила выбор темы курсовой работы.

Целью написания  работы является проведение аудиторской  проверки бухгалтерской отчётности, определение достоверности отраженных в ней данных.

В соответствии с целью написания работы решались следующие основные задачи:

  • изучение теоретической и методической основы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности;
  • определение правильности составления форм годовой отчётности и выявить недостатки.

 

 

 

1. Планирование аудита финансовой отчётности

 

1.1 Цели и задачи аудита

 

Под аудитом финансовой (бухгалтерской) отчётности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудитора о степени достоверности этой отчётности во всех существенных отношениях. По результатам аудита проверяющие выражают также свое мнение о соответствии финансовой (бухгалтерской) отчётности законодательным положениям, нормативным актам, способам и методам учёта, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность отчётности.

На макроэкономическом уровне аудит  выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

  • бухгалтерская отчётность используется для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  • бухгалтерская отчётность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчётности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности её составителей;
  • степень достоверности бухгалтерской отчётности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учётной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчётности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской отчётности являются:

формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности  бухгалтерской отчётности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчётности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

  • соответствия бухгалтерского учёта экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учёта и подготовки бухгалтерской отчётности;
  • соответствия бухгалтерской отчётности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации  о достоверности бухгалтерской  отчётности может способствовать большему доверию к этой отчётности со стороны пользователей.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской  отчётности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации  о степени достоверности бухгалтерской  отчётности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчётность экономического субъекта. Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчётности и формирование мнения о её достоверности» [6].

Задачами аудита бухгалтерской  отчётности являются:

  • обеспечение достоверности финансовой отчетности субъекта;
  • сбор и оценка достаточного количества компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений;
  • систематический и всесторонний анализ экономики предприятия или определенного вида его деятельности, (инвестиционной, маркетинговой и т.п.);
  • проверка соответствия деятельности предприятия его уставу, обоснованности составленного предприятием бизнес-плана;
  • контроль за соблюдением законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность предприятий, ведение бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности;
  • проверка первичных документов, путем которой устанавливается соответствие их истинному содержанию хозяйственных операций;
  • оказание консультационной помощи клиентам в части правильной организации и ведения бухгалтерского учета;
  • содействие укреплению и возрастанию собственности клиента.

Задачи аудита зависят и от его  видов. При внутреннем аудите число  их увеличивается в связи с  расширением информационной базы и  изменением аналитических процедур.

 

1.2 Нормативная база аудита финансовой отчётности

 

Нормативная база аудита бухгалтерской (финансовой отчётности включает:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» и глава 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг»).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
  7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации.
  8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. №43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99.
  9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчётности».
  10. Федеральные стандарты и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Проверка отчётности – это в первую очередь подтверждение того, что эта отчётность содержит все формы, согласно списка Министерства финансов Российской Федерации, что эти формы соответствуют их последним редакциям и что присутствует между ними логическая связь.

В состав отчётности входят:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчёт о прибылях и убытках.
  3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках:
  • отчёт об изменениях капитала;
  • отчёт о движении денежных средств;
  • отчёт о целевом использовании полученных средств.
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках.
  1. Аудиторское заключение (если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту).

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчётности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчётности.

При проведении аудита бухгалтерской  отчётности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным правовым актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчётность не содержит существенных искажений.

Выявленные аудитором нарушения  могут влиять:

а) существенно на величину показателей  бухгалтерской отчётности;

б) несущественно на величину показателей  бухгалтерской отчётности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки  аудиторской организацией и проверяемым  экономическим субъектом нормативных  документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности  отчётности в целом в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» [6].

Аудитор должен выполнить следующие  аудиторские процедуры, направленные на выявление случаев несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных  правовых актов, которые могут оказывать  существенное влияние на бухгалтерскую  отчётность:

а) направление запросов в адрес  руководства аудируемого лица и  при необходимости представителей собственника аудируемого лица о  соблюдении аудируемым лицом в своей  деятельности таких нормативных  правовых актов;

б) анализ имеющейся у аудируемого  лица переписки по вопросам применения и (или) соблюдения таких нормативных  правовых актов между аудируемым лицом и уполномоченным государственным  органом.

Аудитор должен направить запрос руководству  аудируемого лица и при необходимости  представителям собственника аудируемого  лица на получение письменных разъяснений  и подтверждений о том, что  аудитору сообщены все известные  им имевшие место или возможные  случаи несоблюдения аудируемым лицом  требований нормативных правовых актов, последствия которых должны быть учтены при составлении бухгалтерской  отчётности. Указанные разъяснения и подтверждения сами по себе не являются достаточными надлежащими аудиторскими доказательствами, в связи с чем аудитор должен получить и другие аудиторские доказательства по соответствующим вопросам.

 

1.3 Источники  информации для аудита бухгалтерской  отчётности

 

Планирование  и программа аудита

Аудитор использует данные годовой  бухгалтерской отчётности, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности.

Источниками получения аудиторских  доказательств являются:

  • бухгалтерская (финансовая) отчётность, перечень которой рассмотрен в предыдущем параграфе, - основной источник информации;
  • учётная политика организации;
  • первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
  • регистры синтетического и аналитического учёта по отдельным объектам бухгалтерского учёта;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
  • сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
  • результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
  • специализированные формы, установленные министерствами и ведомствами.

Информация о работе Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности