Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 18:20, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является изложение теоретических, нормативных и практических аспектов аудита учетной политики на предприятии. Данная цель может быть достигнута посредством выполнения последовательно поставленных следующих промежуточных задач:
– характеристика нормативного регулирования учетной политики;
– описание влияния нормативного регулирования бухгалтерского учета на
учетную политику предприятия;
– раскрытие допущений в системе регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
– характеристика хозяйственного учета, его видов в отечественной практике;
– описание требований к содержанию приказа по учетной политике;
– подробное рассмотрение аудита учетной политики организации (ее содержания, способов (методов)составления);
– краткая характеристика ОАО «Авангард +»
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проведения аудита учетной политики и системы внутреннего контроля……………………………………………….5
1.1 Нормативно-правовое регулирование аудита учетной политики….5
1.2 Порядок планирования и разработки программы проведения аудиторской проверки учетной политики……………………………………….7
1.3 Методика проведения аудиторской проверки учетной политики и системы контроля………………………………………………………………..11
Глава I I Аудиторская проверка учетной политики и системы внутреннего контроля на примере ОАО «Авангард +»…………………...19
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия…...19
2.2 Оценка надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета…………………………………………………………….23
2.3 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики организации………………………………………………………………………27
2.4 Обобщение материалов проверки. Пути устранения выявленных
нарушений………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………….38
Поэтому на практике различные аудиторы по-разному решают проблему определения существенности. Некоторые прибегают к точным количественным критериям оценки, другие полагаются на свой опыт и интуицию, считая, что отклонение показателя до 5% будет незначительным, а свыше этой величины - существенным. При этом во внимание принимаются различные факторы:
– абсолютная величина ошибки. Для различных условий она может быть признана или допустимой, или неприемлемой;
– относительная величина ошибки - это отношение вероятной ошибки к базовой величине, в качестве которой принимается валовая прибыль, сумма активов, сумма текущих активов и др.
– содержание
статьи отчетности. Возможные ошибки
по счетам ликвидных активов
– конкретные цели использования аудиторского заключения;
– неопределенность
финансового положения
– кумулятивный эффект. Аудиторам следует оценивать общий эффект известных и возможных ошибок.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета [25, 210].
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По
окончании процесса планирования аудита
общий план и программа аудита
должны быть оформлены документально
и завизированы в установленном порядке [25,
341].
Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Целью
проведения аудита учетной политики –
установление соответствия применяемой
в организации методики бухгалтерского
учета действующим в
– имущественной обособленности организации;
– последовательности применения учетной политики;
– временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При этом следует знать, что для достижения поставленных целей ауди-торы должны решить следующие задачи:
– изучить систему организации бухгалтерского учета;
– установить
соответствие организационной структуры
бухгалтерии и формы
– дать характеристику системы документации и документооборота;
– дать оценку учетной политике предприятия;
– подтвердить достоверность
Предоставляемые аудитору документы:
– приказ об учетной политике;
– график документооборота;
– рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;
– формы первичных документов;
– описание технологического процесса компьютерной обработки данных.
Последовательность работ при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
На ознакомительном этапе аудитору необходимо выяснить лиц, ответственных за составление и организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Следует изучить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.
Учетная политика организации должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основании ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем организации. При этом необходимо проверить наличие:
– рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности). Следует обратить внимание на то, что организация может включить в рабочий план счетов корреспонденцию, используемую при отражении тех или иных операций;
– форм первичных учетных документов, применяемых для оформления трех фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
– правил документооборота и технологии обработки учетной информации.
На основном этапе задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. Аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения:
– способ начисления амортизации основных средств.
Амортизация основных средств (ОС) согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, производится следующими способами: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
– способ оценки нематериальных активов (НМА).
Амортизация нематериальных активов согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденному приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, может начисляться: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Организации необходимо утвердить в учетной политике способ начисления амортизации по группам однородных нематериальных активов. Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденному приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, указанные расходы, признанные в бухгалтерском учете при соблюдении установленных в ПБУ 17/02 условий в качестве вложений во внеоборотные активы, списываются на расходы по обычным видам деятельности теми же способами, как и при амортизации нематериальных активов;
– метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции [20, 304].
Оценка
материально-производственных запасов
(МПЗ) (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости)
при выбытии согласно Положению по бухгалтерскому
учету «Учет материально-
– формирование резервов.
Резервы
предстоящих расходов и платежей могут
создаваться в организации согласно Положению по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности. К таким резервам относятся:
резерв на предстоящую оплату отпусков
работникам; резерв на выплату ежегодного
вознаграждения за выслугу лет; резерв
на выплату вознаграждений по итогам работы
за год; резерв на ремонт ОС; резерв на
производственные затраты по подготовительным
работам в связи с сезонным характером производства;
резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель
и осуществление иных природоохранных
мероприятий; резерв на предстоящие затраты по
ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду
по договору проката; резерв на гарантийный ремонт
и гарантийное обслуживание (с учетом требований
Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты
Аудитор также должен проверить создание обязательных резервов, таких как резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. При этом необходимо проверить, соответствует ли порядок создания резервов порядку, изложенному в приказе об учетной политике;
– методы оценки активов и обязательств.
При аудите финансовых вложений аудитор должен обратить внимание на то, каким образом признаются суммовые разницы по операциям приобретения финансовых вложений: либо по их первоначальной стоимости до принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету в качестве актива, либо на всю сумму в качестве операционных расходов.
При выборе одного из указанных способов целесообразно учитывать существенность величины указанных разниц.
Аудитор должен проверить периодичность корректировки оценки ценных бумаг как объекта финансовых вложений по текущей рыночной стоимости (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденному приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н), а именно ежемесячно, ежеквартально или по состоянию на 31 декабря отчетного года. Указанный период должен быть закреплен в учетной политике.
Аудитору следует также проверить в приказе об учетной политике метод оценки долговых ценных бумаг (оценка по дисконтированной стоимости долговых ценных бумаг и предоставленных займов согласно ПБУ 19/02 может производиться с раскрытием информации в пояснительной записке).
В приказе об учетной политике организации должен быть отражен перечень следующих операций:
– стоимость спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, организация может полностью погасить при передаче в производство (эксплуатацию).
Стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 мес., может быть либо списана на производственные затраты в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам, либо погашена линейным способом (согласно вышеупомянутым Методическим указаниям);
– оценка приобретенных товаров в организациях розничной торговли согласно ПБУ 5/01 может производиться либо по стоимости их приобретения, либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);
Информация о работе Аудиторская проверка учетной политики и системы внутреннего контроля