Аудиторская проверка учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью исследования курсовой работы является изложение теоретических, нормативных и практических аспектов аудита учетной политики на предпри-ятии. Данная цель может быть достигнута посредством выполнения последова-тельно поставленных следующих промежуточных задач:

- Характеристика нормативного регулирования учетной политики;

- Описание влияния нормативного регулирования бухгалтерского учета

на учетную политику предприятия;

- Раскрытие допущений в системе регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- Характеристика хозяйственного учета, его видов в отечественной прак-тике;

- Описание требований к содержанию приказа по учетной политике;

- Подробное рассмотрение аудита учетной политики организации (ее содержания, способов (методов)составления);

- Изучение нововведений, последовавших в результате реформирования бухгалтерского и налогового законодательства;

- Выявление мер, сдерживающих эффективность принятой учетной поли-тики, основных ошибок;

- Оптимизация планирования учетной политики.

- Краткая характеристика предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ………….5
Цель и задачи аудиторской проверки учетной политики………………….5

1.2 Типичные ошибки аудита учетной политики………………………………...12

2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КАНЕВСКАЯ РАЙГАЗ»…………..14

2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия……………………14

2.2Экономическая характеристика ОАО «Каневская Райгаз»…………….19

2.3. Оценка постановки и ведения бухгалтерского учета ……………………….21

2.4 Оценка системы внутреннего контроля в ОАО «Каневская Райгаз»…………..25

3.АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «КАНЕВСКАЯ РАЙГАЗ»………..28

3.1 Расчет уровня существенности и аудиторского риска……………………..28

3.2 Общий план и программа аудита…………………………………………….32

3.2.1 Планирование и программа аудита…………………………………………32

3.3 Результаты аудиторской проверки……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

АуДИТ_УЧЕТНОЙ_ПОЛИТИКИ.docx

— 98.03 Кб (Скачать документ)

     • расходы будущих периодов списываются в порядке, устанавливаемом организацией: равномерно, пропорционально объему продукции и др. в течение периода, к которому они относятся;

     – формирование резервов.

     Резервы предстоящих расходов и платежей могут создаваться в организации  согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. К таким резервам относятся: резерв на предстоящую оплату отпусков работникам; резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; резерв на выплату  вознаграждений по итогам работы за год; резерв на ремонт ОС; резерв на производственные затраты по подготовительным работам  в связи с сезонным характером производства; резерв на предстоящие  затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных  мероприятий; резерв на предстоящие  затраты по ремонту предметов, предназначенных  для сдачи в аренду по договору проката; резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с  учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной  деятельности» ПБУ 8/01, утвержденного  приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н).

     Кроме того, с 01.01.2009 на основании Положения  по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденного  приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменение оценочного значения (величины резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроков полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценки ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.) подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы (расходы) организации (перспективно):

     – периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

     – периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

     Аудитор также должен проверить создание обязательных резервов, таких как  резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. При этом необходимо проверить, соответствует ли порядок  создания резервов порядку, изложенному  в приказе об учетной политике;

     – методы оценки активов и обязательств.

     При аудите финансовых вложений аудитор  должен обратить внимание на то, каким  образом признаются суммовые разницы  по операциям приобретения финансовых вложений: либо по их первоначальной стоимости  до принятия финансовых вложений к  бухгалтерскому учету в качестве актива, либо на всю сумму в качестве операционных расходов.

     При выборе одного из указанных способов целесообразно учитывать существенность величины указанных разниц.

     Аудитор должен проверить периодичность  корректировки оценки ценных бумаг  как объекта финансовых вложений по текущей рыночной стоимости (согласно Положению по бухгалтерскому учету  «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденному приказом Минфина  России от 10.12.2002 № 126н), а именно ежемесячно, ежеквартально или по состоянию на 31 декабря отчетного года. Указанный период должен быть закреплен в учетной политике.

     Аудитору  следует также проверить в  приказе об учетной политике метод  оценки долговых ценных бумаг (оценка по дисконтированной стоимости долговых ценных бумаг и предоставленных  займов согласно ПБУ 19/02 может производиться  с раскрытием информации в пояснительной  записке).

     Согласно  ПБУ 19/02 оценка стоимости финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, при их выбытии должна производиться по группам (видам) финансовых вложений. В  этом случае применяются следующие  способы: по первоначальной стоимости  каждой единицы бухгалтерского учета  финансовых вложений; по средней первоначальной стоимости; по первоначальной стоимости  первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

     Учет  специального инструмента, специальных  приспособлений, специального оборудования может быть организован либо в  порядке, установленном ПБУ 6/01, либо в соответствии с Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  специального инструмента, специальных  приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н). При этом в учетной политике должен быть определен конкретный перечень средств труда в зависимости от отраслевой специфики и особенностей технологического процесса.

     При учете спецоснастки согласно вышеназванным  Методическим указаниям ее стоимость  погашается способом списания:

     – пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);

     – линейным способом.

     В приказе об учетной политике организации  должен быть отражен перечень следующих  операций.

     1. Стоимость спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, организация может полностью погасить при передаче в производство (эксплуатацию).

     Стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой  согласно нормам выдачи не превышает 12 мес., может быть либо списана на производственные затраты в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам, либо погашена линейным способом (согласно вышеупомянутым Методическим указаниям).

     2. Оценка приобретенных товаров в организациях розничной торговли согласно ПБУ 5/01 может производиться либо по стоимости их приобретения, либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

     3. Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) торговые организации могут включать либо в расходы по приобретению, либо в затраты на продажу.

     4. Перечень отчетных сегментов, способы распределения доходов и расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами устанавливаются в учетной политике организации в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н.

     5. Группировка и списание затрат на производство выбирается организацией в зависимости от отраслевых особенностей ее деятельности с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

     6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), сводный учет затрат на производство, распределение косвенных расходов, учет движения полуфабрикатов (деталей в производстве) зависят от отраслевых особенностей деятельности организации.

     Одной из наиболее распространенных ошибок организации является то, что приказ об утверждении или изменении  учетной политики на текущий год  может быть датирован датой текущего года.

     В соответствии с нормами ПБУ 1/2008 способы  ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с 1 января года, следующего за годом, когда был утвержден  соответствующий организационно-распорядительный документ.

     В случае, если в течение отчетного  года организацией были внесены изменения,[2]2аудитору необходимо проверить их правомерность, а именно:

     – произошли ли изменения в законодательстве Российской Федерации или нормативных актах по бухгалтерскому учету;

     – разработаны ли организацией новые способы ведения бухгалтерского учета;

     – изменились ли существенным образом в организации условия деятельности.[3]
Аудитор должен проверить, каким образом были отражены изменения учетной политики в регистрах бухгалтерского учета, а именно правильно ли использован счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

     Кроме того, при изменении метода учета  активов (обязательств) в следующем  году аудитор должен проверить, отражена ли информация о предполагаемом изменении  в пояснительной записке, приведены  ли данные о расчете показателей, которые учитывают изменения  как минимум за два года.

     В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в состав годовой бухгалтерский отчетности должна входить пояснительная записка. Проверка правильности ее составления  является одной из процедур проведения аудиторской проверки.

     В одном из разделов пояснительной  записки должны быть раскрыты основные элементы учетной политики, которую  компания-клиент утвердила на следующий отчетный период. А именно должны быть отражены основные методы списания материально-производственных запасов, применяемый метод амортизации основных средств, исчисления резервов и т. п.

     Для того чтобы компания-клиент могла  лучше понять, как влияет учетная  политика на показатели отчетности, необходимо привести таблицу сопоставимости показателей, по которым предполагается применять  новые методы оценки.

     Основные  виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учетной политики:

     • организация применяет метод списания, не установленный учетной политикой;

     • учетная политика датирована текущим годом;

     • у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике, в частности, отсутствует график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах.

     Заключительный этап

     По  окончании работ аудитор формирует  мнение по результатам проверки данного  участка учета, составляет пакет  рабочих документов, формулирует  часть аудиторского отчета, относящуюся  к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 1.1) руководителю проверки. 

     1.4 Типичные ошибки аудита учетной  политики 

     При проверке данного участка аудиторам  необходимо знать, что основными  нарушениями в организации бухгалтерского учета являются:

     — несоответствие фактического состава  используемых на предприятии первич-ных  документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям законодательства и особенностям предприятия;

     — отдельные элементы учетной политики только обозначены, их подробная характеристика отсутствует;

     — неправильное оформление изменений  в учетную политику предприятия;

     — несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, установленных регла-ментированным  действующим законодательством.

     —  неполное раскрытие информации о  способах организации и ведения  бухучета на  предприятии; 
—   несоответствие даты утверждения приказа учетной политики требованиям законодательства. 
     Стоит обратить внимание предприятия на необходимость утвердить в учетной политике:  
— Формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяй-ственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы пер-вичных документов (акт на списание материалов, дефектная ведомость, отчет страхового агента и т.  д.),  
—   Формы документов для внутренней бухгалтерской  отчетности; 
— Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 
— Методы оценки активов и  обязательств; 
— Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового  учета; 
— Должно быть разработано положение о бухгалтерской службе. Определено распределение обязанностей между работниками бухгалтерии. Должностные инструкции на работников бухгалтерии должны быть оформлены приложением к учетной  политике. 
— Порядок документооборота между филиалами (представительствами) и головной  организацией. 
— График документооборота и технология обработки учетной информации; 
— Порядок учета операций с ценными бумагами и иных финансовых вложений. 
— Порядок контроля за хозяйственными операциями и  др. 
    Кроме того, в учетной политике рекомендуется указать: как организована взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Аудиторская проверка учетной политики