Баланс как историческая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы выступает изучение исторического развития бухгалтерского баланса и его состояния на современном этапе.
Основными задачами, поставленными перед данной курсовой работой являются:
1. Рассмотреть различные взгляды представителей Средневековья на балансовую форму счетоводства
2. Изучить этапы развития бухгалтерского баланса в России.
3. Изучить и разобрать сущность, цели значение и функции бухгалтерского баланса в России и за рубежом.
4. Рассмотреть виды и формы бухгалтерских балансов, последовательность и методику их составления.

Содержание

Введение
1.Исторические аспекты формирования бухгалтерского баланса
1.1 Взгляды представителей Средневековья на балансовую форму счетоводства
1.2 Этапы развития бухгалтерского баланса в России
2. Бухгалтерский баланс в современной рыночной экономике
2.1 Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике
2.2 Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация и особенности составления и оценки статей в зависимости от видовых отличий баланса
2.3 Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_Balans_kak_istoricheskaya_kategoria.docx

— 71.57 Кб (Скачать документ)

В законодательной базе дореволюционного периода отсутствуют вопросы  организации счетоводства и отчетности. Вопросы организации учета, полного  и достоверного отражения хозяйственной  деятельности предприятия в отчете не привлекали внимания законодателей. Это считалось частным делом предприятия, его коммерческой тайной и зависело от усмотрения владельца и бухгалтера.

Практически до 1910 года, несмотря на ссылку в Положении о государственном  промысловом налоге, формы отчетов  установлены не были.3

Второй этап (1917 – 1921 гг.)

До 1917 года отличительным  признаком учета в России являлась его территориально-экономическая  ограниченность. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных  отраслей хозяйства, так и для  отдельных ветвей промышленности. Учет был, замкнут в отдельных хозяйствующих  единицах, объем учета, и область  его применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционной России.

Революция 1917 года, в результате которой все главные отрасли  торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые  условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и  делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль. 5 декабря 1917 г. было издано Постановление  СНК «Об образовании и составе  коллегии Комиссариата государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная государственная  бухгалтерия, на которую были возложены  обязанности по учету денежных средств  и имущества, составление годовых  бухгалтерских отчетов о доходах  и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.

Третий этап (1921 – 1945 гг.)

С переходом в 1921 году к  новой экономической политике государство  стало активным участником регулирования  всех сторон хозяйственной жизни  и основным распределителем материальных благ.

Форма счетоводства законодательным  актом не предусматривалась, предприятиям было предоставлено право избрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойной бухгалтерии.

К 1925 году сложился следующий  состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого к публикации государственным  трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от 23.01.25 г. № 330:

АКТИВ

ПАССИВ

Имущество

Капиталы 

Материалы

Займы и кредиты

Товары и готовые изделия

Кредиторы

Денежные средства и ценные бумаги

Прибыль

Подотчетные суммы

 

Обязательства и документы  к получению

 

Убыток 

 

 

Каждый раздел имел подробный  перечень дополнительных статей.

Нетрадиционным для современного понимания в структуре баланса  является расположение статьи «Убыток» в активе, а «Прибыль» в пассиве  баланса. Счет прибылей и убытков  являлся аналогом современной формы  отчета о прибылях и убытках, однако по содержанию разделов и статей с  данным отчетом имеет мало что  общего. Форма этого отчета 1925 года по дебету содержала разделы, характеризующие  убытки, полученные в результате осуществления  хозяйственной деятельности, а также  отдельные виды расходов; по кредиту  соответственно приводилась расшифровка  прибылей.

В 1927 – 28 годах государство  продолжает контролировать процесс  публикации бухгалтерских отчетов.

До 1926 года в российском законодательстве не имелось детально разработанных  правил по составлению балансов. Несмотря на то, что законодательно уполномоченные структуры издавали для подведомственных им хозорганов подробные инструкции по составлению балансов и отчетов, однако эти инструкции не были обязательными к исполнению для других ведомств. Этот существующий пробел законодатели попытались устранить изданием Правил составления балансов и исчисления амортизационных исчислений, утвержденных Советом труда и Обороны 28 июля 1926 г.

Совершенствование отчетности анализируемого периода происходило  по линии усложнения и унификации структуры основной отчетной формы  – баланса.

В 1938 году после проведения балансовой реформы, основной целью  которой было стремление сделать  баланс более пригодным для анализа  финансового состояния предприятия, состав статей и их расположение изменилось. Баланс был очищен от ряда регулирующих статей, основные средства стали отражаться по остаточной стоимости.

Порядок составления, представления  и утверждения бухгалтерских  отчетов регламентировало Положение  о бухгалтерских отчетах и  балансах от 1936 года, действовавшее  до сентября 1951 года.4

Четвертый этап (1946 – 1980 гг.)

В первой половине 1950-х годов  отмечались тенденции к сокращению бухгалтерской и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса.

На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей  неоднократно указывалось в директивах советского правительства. С января 1952 года незначительно сокращен объем  текущей статистической отчетности.

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее  число показателей баланса выросло  с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

Перегруженность форм бухгалтерской  отчетности различными аналитическими статьями была очевидна. Процесс подготовки и представления комплекта бухгалтерских и статистических отчетов был неоправданно трудоемким.

Наиболее значимым документом, регламентирующим порядок составления  отчетности в конце 1970-х годов, было Положение о бухгалтерских отчетах  и балансах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.79 г. № 633. положение устанавливало порядок  составления бухгалтерских отчетов  и балансов всеми объединениями, предприятиями и организациями (кроме  организаций и учреждений, состоящих  на бюджете).

Пятый этап (1981 – 2012 гг.)

Характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в связи  с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам обозначилась серьезная проблема, связанная с  унификацией бухгалтерской отчетности для предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов СССР Письмом  от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены  дополнительные статьи.

С введением нового плана  счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская  отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы  бухгалтерской отчетности:

  • Баланс предприятия – форма № 1.
  • Отчет о финансовых результатах и их использования – форма № 2.
  • Приложение к балансу предприятия – форма № 5.

Утвержденные формы можно  охарактеризовать следующим образом: бухгалтерский баланс состоит из трех разделов в активе и трех в  пассиве, не очищен от регулирующих статей (износ НМА, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Порядок расположения основных и регулирующих статей таков: основные средства по первоначальной стоимости, затем – износ основных средств и, наконец, их остаточная стоимость. Убытки находили отражение в активе баланса, прибыль – в пассиве.

23 октября 1992 г. Верховным  Советом РФ было принято Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации  на принятую в международной  практике систему учета и статистики  в соответствии с требованиями  развития рыночной экономики». Это  был первый документ, который  свидетельствовал, что политика  российского государства в области  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности будет направлена  на построение нормативной и  правовой базы в соответствии  с МСФО. 5

Выделены пять этапов совершенствования  бухгалтерского баланса с этапа  становления (1898г) до современного составления  отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская  отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области  регулирования бухгалтерского учета  направлена на построение нормативной  и правовой базы в соответствии с  МСФО.

 

 

 

 

2. Бухгалтерский баланс в современной рыночной экономике

 

2.1 Значение и  функции бухгалтерского баланса  в рыночной экономике

В экономике понятие «баланс» используется для выражения разных видов равенств: баланс доходов и расходов предприятия, баланс основных фондов, баланс доходов  и расходов населения, межотраслевой  баланс. В бухгалтерском учете  баланс имеет свое определение и  назначение.

Термин «баланс» (от лат. bilanx - две весовые чаши) означает равновесие, уравновешивание.

Назначение бухгалтерского баланса - итоговое обобщение информации бухгалтерского учета. Составлением баланса заканчивается процесс сбора информации об определенном периоде производственно-финансовой деятельности организации.

Существенное влияние  на внутреннее содержание баланса оказывает  сфера деятельности. По этому признаку формы баланса различаются в  организациях, ведущих производственную деятельность, бюджетных организациях и банках. Но общий принцип построения бухгалтерского баланса сохраняется - раздельное отражение хозяйственных  средств (активов) и их источников (пассивов).

Бухгалтерский баланс является способом группировки, обобщения и  отражения в денежной оценке одновременно средств и источников этих средств предприятия на определенную дату. Он фиксирует на определенный момент фактическое финансово-хозяйственное положение предприятия, не показывая каких-либо изменений в нем в результате непрерывно протекающих хозяйственных операций и процессов. Баланс позволяет получить представление о материальных ценностях, о величине запасов, о состоянии расчетов, об инвестициях. На основании данных баланса оценивается финансовое состояние предприятия: платежеспособность, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, правильность использования собственных и привлеченных средств. Балансы являются важнейшей формой отчетности.

Основная задача бухгалтерского баланса - показать собственнику, чем  он владеет или какой капитал  находится под его контролем, а также сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др. или ей угрожают финансовые затруднения. Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные денежные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли или убытка в балансе.

Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что  в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При  этом имущество может оказаться  равным долгам, быть больше или меньше последних.

Структура и группировка  данных баланса не раз претерпевала существенные изменения, но при этом всегда сохраняется балансовое равенство.

В России это равенство  выглядит так:

АКТИВ = ПАССИВ.

В западной практике активы уравновешиваются с собственным  капиталом и обязательствами, которые  для удобства пользователей несколько  трансформируются:

АКТИВ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ  КАПИТАЛ.

В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация  хозяйственных средств. В Концепции  бухгалтерского учета в рыночной экономике в России дается экономическая характеристика активов, обязательств и капитала. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления  проектов ее хозяйственной деятельности, и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Капитал представляет собой  вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

Значение бухгалтерского баланса столь велико, что его  выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой  является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые  содержатся в балансе; баланс - основа, вокруг которой группируются в качестве приложений к нему остальные формы  бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие  ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации.

Информация о работе Баланс как историческая категория