Баланс как историческая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы выступает изучение исторического развития бухгалтерского баланса и его состояния на современном этапе.
Основными задачами, поставленными перед данной курсовой работой являются:
1. Рассмотреть различные взгляды представителей Средневековья на балансовую форму счетоводства
2. Изучить этапы развития бухгалтерского баланса в России.
3. Изучить и разобрать сущность, цели значение и функции бухгалтерского баланса в России и за рубежом.
4. Рассмотреть виды и формы бухгалтерских балансов, последовательность и методику их составления.

Содержание

Введение
1.Исторические аспекты формирования бухгалтерского баланса
1.1 Взгляды представителей Средневековья на балансовую форму счетоводства
1.2 Этапы развития бухгалтерского баланса в России
2. Бухгалтерский баланс в современной рыночной экономике
2.1 Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике
2.2 Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация и особенности составления и оценки статей в зависимости от видовых отличий баланса
2.3 Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_Balans_kak_istoricheskaya_kategoria.docx

— 71.57 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Виды и формы  бухгалтерских балансов, их классификация  и            особенности составления и оценки  статей в зависимости от видовых    отличий баланса 

 

В бухгалтерском учете  используется несколько видов балансов, которые можно классифицировать по различным признакам:

    • времени составления;
    • объему информации;
    • объекту отражения;
    • объему регулирующих статей.

Балансы могут различаться как  номенклатурой статей, так и методами их оценки.

По времени составления  балансы делятся на две группы:

    • составляемые в момент образования и в период текущей деятельности организации;
    • составляемые при преобразовании организации.

Балансы первой группы делятся  на вступительные и текущие, балансы  второй группы - на разделительные, объединительные, санируемые, ликвидационные.

Вступительный баланс составляют в момент образования предприятия. Составлением вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета в данной организации. В активе баланса отражается состав имущества, полученного предприятием при организации, в пассиве - источники образования этого имущества. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем все последующие балансы, которые отражают результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени.

На протяжении всей деятельности организации составляются текущие  балансы. Эти баланс, в свою очередь, делятся на четыре вида.

  • Начальный баланс составляют в начале финансового года (календарного).

При составлении начального баланса следующего финансового  года должно соблюдаться правило  преемственности балансов: данные заключительного (исходящего) баланса предыдущего  года являются начальными (входящими) данными для баланса следующего финансового года.

  • Промежуточный баланс составляют за отчетный период несколько раз в год.

В зависимости от периода  составления он называется: квартальный  баланс (за три месяца), полугодовой  баланс (за шесть месяцев), баланс за девять месяцев. В промежуточных  балансах указывают сведения нарастающим  итогом.

  • Пробный (предварительный) баланс составляют заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации.

Баланс основан на фактических  данных о состоянии хозяйственных  средств (активов) и источников (пассивов) на определенный момент. В него также  включается условная информация о хозяйственных  операциях, запланированных на отчетный период.

Провизорный баланс используется для  оценки финансового положения организации, которое может сложиться к  концу отчетного года. По информации такого баланса можно проводить  предварительный анализ экономического состояния, разрабатывать мероприятия  для его улучшения.

  • Годовой баланс составляют в конце финансового года.

Годовой бухгалтерский баланс выступает в качестве как заключительного, являющегося завершением отчетного года, так и вступительного, служащего обоснованием для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности - преемственность балансов.

Данные баланса подтверждаются итогами полной инвентаризации по всем статьям баланса. Информация, содержащаяся в этом бухгалтерском документе, наиболее полно отражает экономическое  состояние организации.

Промежуточный и годовой  бухгалтерские балансы по форме  могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и  та же форма бланка). В то же время  в технике формирования промежуточного (месячного, квартального) и годового бухгалтерских балансов существуют значительные различия.

При изменении статуса  или организационного состава предприятия используются специальные балансы.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации.

Разделительный баланс составляют и тогда, когда в организации  выделяется структурная единица  и передается в подчинение другому  предприятию. В таком случае баланс называется передаточным.

Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов  в одно юридическое лицо или при  присоединении одной или нескольких структурных единиц одной организации  к другой. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет  соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

Санируемый баланс  составляется в случаях, когда организация  проходит одну из стадий банкротства - санацию. Санация (лат. sanatio - оздоровление) - это система мер, в период которой управление передается специально назначенным лицам, которые проводят мероприятия по предотвращению банкротства организации.

Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора до окончания  отчетного периода с целью  показать реальное состояние дел  в организации, наиболее реально  отразить все активы и пассивы  для последующего заключения о возможности  существования организации.

Ликвидационный баланс составляют при ликвидации организации как  юридического лица. В зависимости  от периода процесса ликвидации можно  выделить виды балансов:

  • вступительный ликвидационный баланс составляют на начало периода ликвидации;
  • промежуточный ликвидационный баланс составляют в течение периода ликвидации, иногда несколько раз. Количество балансов зависит от продолжительности периода ликвидации;
  • заключительный ликвидационный баланс составляют в конце периода ликвидации организации.

Ликвидационный баланс отличается от других балансов главным образом  оценкой статей. При ликвидации организации  применяются специальные правила  оценки имущества. Оно оценивается  не как в обычном балансе, т. е. не по балансовой стоимости, а по цене возможной реализации. Экономическая  суть ликвидационных балансов состоит  в превращении актива баланса (условно  или реально) в деньги по сложившейся  на рынке конъюнктуре и сравнении  активов с возможностью удовлетворения имеющихся обязательств. 6

По объему информации балансы  делятся на баланс организации, сводные  и консолидированные.

Баланс организации  отражает деятельность только одного юридического лица.

Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом постатейные показатели по макету сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. Также он может составляться вышестоящей организацией.

Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных  в экономическом отношении. Такой  баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах7.

По объекту отражения  балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Самостоятельный баланс имеют  только организации, являющиеся юридическими лицами.

Отдельный баланс составляют структурные подразделения организаций (филиалы, цехи и т.д.)

По объему регулирующих статей выделяют балансы-брутто, балансы-нетто  и аналитические.

Баланс-брутто - это бухгалтерский  баланс, который включает регулирующие статьи. Данный вид баланса используется для анализа активов и пассивов организации и носит информационный характер.

Правилами ведения бухгалтерского учета предусмотрено несколько  способов оценки активов и пассивов организации. Так, стоимость основных средств, нематериальных и некоторых  других активов в учете отражается по исторической (первоначальной) стоимости.

Реальная стоимость основных средств определяется при вычитании  из первоначальной (или восстановительной) стоимости суммы накопленного износа. Статья баланса, отражающая эту сумму, является регулирующей, т. е. она «регулирует» статью, показывающую стоимость основных средств.

К регулирующим относятся также статьи баланса, отражающие амортизацию других видов активов, а также статьи, показывающие накопление и использование прибыли.

Сумма регулирующих статей не должна включаться в валюту (итог) баланса, иначе валюта будет завышена, т. е. нереальна.

Бухгалтерский баланс в России до 1992 г. строился по принципу баланса-брутто.

Баланс-нетто - это бухгалтерский  баланс, который не содержит регулирующих статей. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой». В настоящее время баланс-нетто  является действующей формой бухгалтерской  отчетности в России. Объекты в  балансе указываются только по остаточной стоимости, т. е. уже отрегулированной.

Аналитический баланс используется для анализа и оценки финансового состояния организации. Такой документ составляется за несколько лет, поэтому назвать балансом его можно лишь условно. Цель составления аналитического баланса - сравнение текущих показателей с базовыми и определение тенденции развития организации.

Сбор информации на счетах бухгалтерского учета проводится постоянно  в течение определенного учетного периода - месяца, квартала, года. По мере накопления информации возникает необходимость  проверки правильности записей на счетах, оценки состояния хозяйственных  средств и источников их образования.

Обобщение и проверка записей  на счетах бухгалтерского учета производятся в таблицах специальной формы - оборотных  ведомостях. Этот документ представляет собой свод оборотов и сальдо за отчетный период по счетам бухгалтерского учета. Оборотные ведомости составляют по аналитическим и синтетическим счетам.

    1. Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике

Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной  массы как группировку разнородных  имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении организации) и прав на эти  ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих  субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также  третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации. Правильно построить бухгалтерский баланс значит: полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии; дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; определить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.

Построение баланса начинается с создания его остова (балансовой таблицы), с определения главнейших его черт.

Баланс российских организаций  строится горизонтально. Баланс может  быть построен и вертикально (как  в настоящее время у большей  части западных компаний). Актив  может находиться слева, а пассив справа или наоборот (типично для  британских компаний 50-60-х годов).8

Количество разделов баланса  может периодически изменяться в  зависимости от потребностей контроля и анализа финансового положения  предприятия.  

Одним из показателей, определяющих финансовое положение предприятия, является ликвидность средств, т. е. скорость превращения средств в реальные деньги. Поэтому основным признаком при характеристике активов предприятия является их ликвидность.

Переход России на международные  правила способствовал принятию в качестве ведущего признака ликвидность (по характеристике активов предприятия). Последовательность представления  информации об имущественных средствах  в балансе в различных государствах может даваться с учетом их либо возрастающей либо убывающей ликвидности. Балансы российских предприятий строятся по признаку возрастающей ликвидности; балансах банковских учреждений - по признаку убывающей ликвидности.

В России считается, что «продуктивность» или доходность предприятий более существенна, чем готовность к погашению долгов, поэтому информация предприятий об основных средствах дается раньше, чем о денежных, поскольку при производстве продукции денежные средства являются наименее производительным активом. В результате такого подхода актив баланса предприятия начинается с характеристики внеоборотных, затем оборотных активов. Информация в активе сгруппирована по экономической однородности объектов и по их функциональной роли в производственно-финансовой деятельности предприятия.

Информация о работе Баланс как историческая категория