Банковские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе особое внимание уделено межбанковским отношениям и рискам возникающим в рамках межбанковских отношений. Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики. Также во второй главе рассмотрены меры по управлению банковскими рисками.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и виды межбанковских отношений ………………………………4
1.1. Содержание и принципы организации межбанковских расчетов……………….4
1.2. Виды межбанковских расчетов …………………………………………………...8
Глава 2. Понятие и управление рисками межбанковскими отношений ………… 12
2.1. Виды рисков межбанковских отношений ……………………………………….12
2.2. Организация работы коммерческого банка по управлению рисками ………….21
2.3. Управление рисками межбанковских отношений ……………………………….23
Заключений ………………………………………………………………………………….35
Список литературы …………………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Банковские отношения.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Внедренческий риск - это риск того, что не будет достигнута запланированная окупаемость новых банковских продуктов, услуг, операций, подразделений и технологий. 

Прочие (внешние  по отношению к  банку) риски

К данной группе относятся те нефинансовые риски, которые в отличие от функциональных являются внешними по отношению к банку. Влияние этой группы на результативность работы банка исключительно велико, а управление ими наиболее трудно формализуемо и требует особого искусства.

   К данному виду риска относятся:

  • риск несоответствия условиям государственного регулирования;
  • риск потери банком репутации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Организация работы коммерческого  банка по управлению рисками 
 
 

Деятельность  коммерческого банка по управлению рисками должна быть организована. С этой целью в банке могут быть  созданы  специализированные комитеты по управлению риском.  Обычно выделяется целевой комитет по кредитной политике. Этим подчеркивается особая роль кредитного риска Одновременно создается комитет с более широкой сферой деятельности для управления по существу всем комплексом банковских рисков – комитет по управлению рисками, связанными с активами и обязательствами.

В состав комитета  кредитного риска входит председатель – директор (руководитель банка); членами его являются: руководитель кредитного отдела, руководители  подразделений по анализу кредитных рисков, руководитель научно-исследовательского отдела, а также  при   необходимости руководители  некоторых других отделов.

Функции комитета кредитного риска:

  • разработка и мониторинг действующей кредитной политики
  • разработка политики рейтинга кредитов
  • разработка критериев для выдачи новых кредитов
  • установление ограничений на ссуды в зависимости от отрасли и типа бизнеса
  • регулярная оценка риска кредитного портфеля
  • разработка политики возврата ненадежных ссуд
  • разработка  стандартов на кредитную документацию
  • пересмотр состава кредитного предложения
  • разработка стандартов кредитных залогов
  • пересмотр политики  определения стоимости кредита
  • разработка политики  расширения или сужения кредитов

каждый  коммерческий банк с учетом  особенностей своей деятельности определяет конкретные функции комитета кредитного риска.

В состав  комитета по управлению рисками, связанными с активами и обязательствами, входит  председатель – директор (руководитель) банка, членами комитета являются: руководители кредитного отдела, отдела денежного обращения (кассового отдела), руководитель научно исследовательского отдела, главный бухгалтер, руководитель контрольной службы, а также при необходимости руководители других подразделений.

Функции комитета:

  • разработка и мониторинг процентной политики банка
  • разработка валютной политики банка
  • регулярная оценка рыночного инвестиционного риска
  • мониторинг состояния  банковской ликвидности
  • мониторинг состояния банковских ресурсов
  • разработка политики управления капиталом банка
  • соблюдений действующего законодательства в отношении рисков

Для обеспечения  финансового равновесия банка формулируются  цели рисковой безопасности. Среди  них главные:

  • активные мероприятия по предотвращению риска
  • мероприятия по свершившемуся риску

Наряду  с рисковой инициативой отдельного банка есть и коллективные подходы  к обеспечению безопасности. Инструментами  рисковой политики являются: банковский договор, устав банка.

Разрабатывая  собственную политику управления рисками, коммерческий банк должен четко выделить в ней свою стратегию, а также рамки этой политики. Определяя стратегию, банк рассматривает целый ряд проблем – от мониторинга риска до его стоимостной оценки. Стратегия управления риском должна позволять использовать  все возможности развития собственного бизнеса и одновременно удержать риск на управляемом уровне.

В случае возникновения риска коммерческими  банками привлекаются соответствующие  источники его покрытия. Основными  внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал и резервы банка.

Таким образом, надежная и стабильная деятельность банков находится в прямой зависимости  от организационной структуры управления рисками, которая призвана координировать, детализировать и осуществлять последовательный контроль за мероприятиями по снижению банковских рисков.  
 

  
 
 
 
 
 
 
 

    1. Управление  рисками межбанковских  отношений
 

Под управлением  рисками понимается система мер, направленных на выявление, оценку и  минимизацию рисков, обеспечивающих оптимальное соотношение доходности и риска по совершаемым операциям.

Управление  рисками в банковской деятельности называется риск-менеджментом. Успешный риск-менеджмент является важнейшим  условием конкурентоспособности и  надежности любой финансовой организации. Главная задача риск-менеджмента состоит в выявлении и предотвращении возможных неблагоприятных событий, нахождении путей минимизации их последствий, создании методологий управления.

Последовательность  управления рисками представлена на рис. 2.

Идентификация (распознавание) рисков является первым этапом процесса управления рисками  банка. На данном этапе определяется набор рисков, связанных с анализируемой  операцией.

Рис. 2. Последовательность управления рисками 

Цель  второго этапа (качественная и количественная оценка рисков) – определить приемлемость уровня риска. Качественная оценка предполагает установление ориентира в качественном выражении (например, минимальный риск, умеренный риск, предельный риск, недопустимый риск). Количественная оценка означает присвоение количественного параметра качественному. Она измеряется в денежных единицах. Количественная оценка позволяет создать сопоставимую базу для всех видов риска.

В основе оценки риска лежит выявление  зависимости между определенными  размерами потерь банка и вероятностями их возникновения. Эта зависимость может быть представлена кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь. Для ее построения применяют различные способы: статистический, экспертных оценок и расчетно-аналитический.

Статистический  способ заключается в том, что  для расчета вероятностей возникновения  потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления банком рассматриваемых  операций. Вероятность возникновения  уровня потерь находится по формуле:

    ,                                                                                                             (1)

где m – число случаев наступления конкретного уровня потерь;

       n – общее число случаев в выборке.

Способ  экспертных оценок отличается от статистического  методом сбора информации для  построения кривой риска. Он реализуется  путем обработки мнений экспертов.

Расчетно-аналитический  способ построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь и оценки на этой основе банковского риска базируется на прикладных математических методах.

Планирование  рисков осуществляется на основе полученных качественных и количественных оценок. Плановый предел потерь зависит от степени агрессивности стратегии деятельности банка. Чем агрессивнее стратегия, тем выше плановый предел потерь. Считается, что пределом потерь при агрессивной политике является капитал банка, а при консервативной – его прибыль. Следует также отметить, что чем более долговременным является вид актива, тем он более рискован, так как с увеличением горизонта планирования, труднее предсказать его доходность.

Лимитирование рисков представляет собой систему  мероприятий, ограничивающих опасность  потери имеющегося имущества или  неполучения запланированного результата. Ограничение рисков достигается лимитированием операций.

Заключительной  стадией процесса управления рисками  является создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска. Данная система включает в себя совокупность документов и методик, регламентирующих процесс анализа рисков, алгоритм принятия решений об установлении лимитов на операции и блок мероприятий по контролю над рисками.

Далее рассмотрены методы управления различными банковскими рисками.

   Методы управления финансовыми рисками

   1. Управление кредитным риском.

Получение процентного дохода по кредитам сегодня  является одним из основных источников дохода для многих российских коммерческих банков, поэтому управление кредитным  риском является одним из наиболее важных направлений риск-менеджмента отечественных коммерческих банков.

Кредитные риски  можно классифицировать по различным  критериям (табл.2).

   Таблица 2

Классификация кредитных рисков

 Критерии  классификации Виды кредитных  рисков
Уровень риска
  1. Риски на макроуровне отношений;
  2. Риски на микроуровне отношений
Степень зависимости риска от деятельности банка
  1. Независимый от деятельности банка;
  2. Зависимый от деятельности банка
Отраслевая  направленность кредитования
  1. Промышленный;
  2. Торговый;
  3. Сельскохозяйственный и др.
Масштабы  кредитования
  1. Комплексный риск;
  2. Частный риск
Виды  кредита
  1. По субъектам;
  2. По объектам;
  3. По срокам;
  4. По обеспеченности
Структура кредита
  1. На стадии предоставления кредита;
  2. На стадии использования кредита;
  3. На стадии возврата кредита и т.п.
Стадия  принятия решения
  1. Риски на предварительной стадии кредитования;
  2. Риски на последующей стадии кредитования
Степень допустимости
  1. Минимальный риск;
  2. Повышенный риск;
  3. Критический риск;
  4. Недопустимый риск
 

В целях  минимизации кредитного риска необходимо проводить организационные, кадровые и специальные мероприятия.

В ходе проведения организационных мероприятий  определяются обязанности круга  лиц, занятых кредитованием.

Кадровые  мероприятия включают в себя обучение и повышение квалификации сотрудников  и руководящих кадров, занятых кредитными операциями, формирование и поддержание культуры кредитования, установление порядка контроля и ревизии кредитных операций.

Информация о работе Банковские отношения