Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель настоящей работы - рассмотреть, что из себя представляет бухгалтерская отчетность, какие виды и формы её существуют. Объектом данной работы является отчетность организаций.
Для написания данной курсовой работы использовались материалы учебников по бухгалтерскому, управленческому учету, финансовому менеджменту, полный перечень которых дан в списке использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность и основные правила ее представления………………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие, значение и пользователи бухгалтерской отчетности…………5
1.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской годовой отчетности……..8
1.3 Состав годовой бухгалтерской отчетности………………………………..11
2. Порядок составления и формирование показателей отчетности………………15
2.1 Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»………………………………………15
2.2 Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»……………………………….31
2.3 Отчет об изменениях капитала (форма № 3)………………………………31
2.4 Отчет о движении денежных средств (форма № 4)……………………….32
2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)…………………….33
2.6 Пояснительная записка……………………………………………………...33
2.7 Аудиторское заключение……………………………………………………34
Выводы и предложения……………………………………………………………35
Список использованных источников……………………………………………..37
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Справка – это составная часть баланса. В ней отражается стоимость ценностей, учтенных на забалансовых счетах.
Основные средства, которые не принадлежат фирме на праве собственности, указываются в строке 910 «Арендованные основные средства» При этом необходимо выделить стоимость основных средств, полученных по договору лизинга (строка 911).
По строке 920 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» отражается, например, стоимость неоплаченных материалов, если договором предусмотрен переход права собственности на них в особом порядке. Также здесь указываются проданные материалы, но оставленные на складе фирмы на ответственное хранение.
Долги, признанные безнадежными к взысканию, отражаются по строке 940 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Суммы гарантий, которые были получены от других фирм, записываются по строке 950 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».
Если же, наоборот, такие гарантии выдала наша фирма, их сумму следует показать по строке 960 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
Фирма может иметь объекты жилищного фонда, которые не используются для получения дохода. До 1 января 2006 года по объектам жилищного фонда справочно следовало показывать износ, который отражался по строке 970 «Износ жилищного фонда». Но с 1 января 2006 г. вместо износа нужно начислять амортизацию в общеустановленном порядке. Однако, поступать так нужно только в отношении имущества, купленного после этой даты. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 июня 2006 г. № 03-06-01-04/129, а также от 6 июля 2006г. № 03-06-01-04/141.
Строку 990 «Нематериальные активы, полученные в пользование» должны заполнять фирмы, которые получили неисключительное право на использование объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, изобретения, компьютерной программы и т.п.). Такие нематериальные активы учитываются за балансом по стоимости, указанной в договоре.
2.2. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Форма № 2 состоит из 4 разделов:
- 1 раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»;
- 2 раздел «Операционные доходы и расходы»;
- 3 раздел «Внереализационные доходы и расходы;
- 4 раздел «Чрезвычайные доходы и расходы»
А также справочные данные и расшифровка отдельных прибылей и убытков.
Все данные показываются нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря включительно. Показатель, который нужно вычесть или который имеет отрицательное значение, записывается в круглых скобках. Если величина какого-либо дохода превышает 5% от общей суммы доходов предприятия, то его нужно указывать отдельно. Расходы, приходящиеся на такой доход, также оказывается отдельно. В графе 3 приводятся обороты по счетам за отчетный год, а в графе 4- за прошлый год.
2.3. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
Форма «Отчета об изменениях капитала» приведена в Приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н. Организация вправе вводить в нее дополнительные строки, которые сочтет необходимыми. В Отчете об изменениях капитала все строки должны указываться с кодами. Они утверждены другим Приказом Минфина России – от 14 ноября 2003 г. №102н.
В форме № 3 отражаются данные о движении собственного капитала фирмы. При этом все показатели Отчета об изменениях капитала указываются за предыдущий и отчетный год. Малые предприятия, которые не подлежат обязательной аудиторской проверке могут не заполнять эту форму и формы № 4 и № 5.
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) включает в себя 3 раздела:
- раздел I «Изменения капитала»;
- раздел II «Резервы»;
- справочный раздел.
2.4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
В Отчете о движении денежных средств раскрывается информация о том, какие денежные поступления были у фирмы в отчетном периоде и на что она их расходовала.
То есть в этом Отчете расшифровывают дебетовые и кредитовые обороты за год по счетам учета денежных средств (счета 50, 51, 52 и 55). Причем разбивают эти суммы в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Текущей называют деятельность, целью которой является получение прибыли. Это производство продукции, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. К инвестиционной относят деятельность по покупке и продаже недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, долгосрочных финансовых вложений. А финансовая деятельность связана с краткосрочными финансовыми вложениями (выпуском и реализацией акций, облигаций краткосрочного характера).
По каждому из видов деятельности организация рассчитывает такой показатель, как «чистые денежные средства». Он равен разнице между поступившими и выбывшими денежными средствами (притоками и оттоками) за отчетный период. Этот показатель свидетельствует о способности организации создавать денежные потоки в результате своей деятельности. И на основе этого можно сделать вывод о том, насколько платежеспособна и кредитоспособна фирма.
2.5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
Наконец, в состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма № 5 – приложение к бухгалтерскому балансу. В ней приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств.
2.6. Пояснительная записка
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в состав годовой отчетности следует включить и пояснительную записку. Однако в законодательстве оговорены случаи, когда организация может не готовить пояснительную записку. Например, ее могут не представлять малые предприятия.
Пояснительная записка составляется произвольной формы и содержит информацию о деятельности предприятия, о численности работающих, основные показатели и факторы, повлиявшие на результаты деятельности организации, а также решения по распределению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Приводятся дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта. Отражаются также прочие активы и пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов форм №1 и №2.
Составляя пояснительную записку, надо учитывать интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности. Значит, если исполнительный орган организации (совет директоров, наблюдательный совет и т.д.) считает, что пользователям необходима какая-либо дополнительная информация, то ее следует представить. Это установлено п. 39 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Если организация подлежит обязательному аудиту, в пояснительной записке должно быть отражено мнение аудитора о достоверности представленных данных. Если бухгалтерская отчетность является составной частью отчета совета директоров акционерного общества или отчета наблюдательного совета, то в пояснительной записке указывается мнение аудитора о том, противоречит ли представленная информация бухгалтерской отчетности, аудит которой сделан.
В пояснительной записке должны быть отражены:
текущая платежеспособность,
ликвидность,
деловая активность,
долгосрочная платежеспособность,
финансовая структура и доходность.
2.7. Аудиторское заключение
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.
Итоговая часть аудиторского заключения удостоверяет степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятий.
Выводы и предложения
Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
Бухгалтерская отчетность является «зеркалом» любой организации, по ней можно судить об изменениях, происходящих с активами и обязательствами, доходами и расходами организации.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным в ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов она должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:
- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
- осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
- правильная оценка статей баланса.
1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., №129-ФЗ
2. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина России от 06.07.1999г. № 43н)
3. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. - М.: Менатеп-Информ, 2002
4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. М.,2001 – С.293
5. Бакаев А.С., Л.З. Шнейдман, О.М. Островский. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002.
6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М.: Омега-Л, 2003. – 528с.
7. Волков Д.Л. Финансовый учет: теория, практика, отчетность организации: Учеб. Пособие. – СПб: Издат. дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2006. – 640 с.
8. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. М., 2004 – С.163
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2001
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2003.
11. Николаева С.А., Калинина Е.М., Рабинович А.М. Комментарии к составлению бухгалтерской отчетности: - М., 2003.
12. Пошерстнник Е.Б. Мейксин М.С. Бухгалтерский учет и аудит. Т.1. - М.: Герда, 2004
Приложения
37
Информация о работе Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций