Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:21, творческая работа
Отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся (Закон N 129-ФЗ действует в РФ уже более 15 лет), а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако в развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. Темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона N 129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.
Статья 13 Закона № 402-ФЗ является новой, так как аналогичной статьи в Законе № 129-ФЗ нет. Несмотря на задачу по установлению общих требований к отчетности, в данной статье содержится и ряд норм, имеющих конкретный характер.
Так, подтверждено требование о полноте информации, содержащейся в отчетности: «бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения».
Кроме того, установлен момент, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной – это момент подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Поэтому считаем целесообразным в обязательном порядке указывать в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности дату подписания соответствующих документов.
Статья 14 Закона № 402-ФЗ определяет состав отчетности для соответствующих групп организаций. При этом, как и ранее, годовая отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В принципиальном плане не поменялся и состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций.
Что же касается отчетности организаций государственного сектора, то он теперь устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка РФ – в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В части аудиторского заключения
следует отметить, что хотя оно
формально теперь и не входит в
состав отчетности, тем не менее, в
случае если отчетность организации
подлежит обязательному аудиту, ее
аудиторское заключение также подлежит
обязательному опубликованию
В отношении же пояснительной записки конкретных указаний в Законе № 402-ФЗ не содержится. По существу, ее роль может быть отведена приложениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (для коммерческих организаций и соответствующих форм отчетности для некоммерческих организаций).
Фактически не изменился и порядок определения состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав которой, как и ранее, будет устанавливаться Минфином России.
В статье 15 тексте Закона № 402-ФЗ изложены вопросы определения отчетного периода. При этом остается неизменным отчетный период (отчетный год) для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым является период с 1 января по 31 декабря включительно.
Вместе с тем, в отличие
от Закона № 129-ФЗ, устанавливается
понятие «первого отчетного периода»
для промежуточной
Кроме того, на законодательном
уровне закреплено определение даты,
на которую составляется отчетность,
а именно «…последний календарный
день отчетного периода, за исключением
случаев реорганизации и
Статья 16 Закона № 402-ФЗ устраняет
определенные пробелы в нормативном
регулировании правил формирования
бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Представляется существенным официальное
определение «последнего
Особенно важным можно считать решение законодателя об определении последнего отчетного года при реорганизации юридического лица в форме присоединения. Отныне таковым будет признаваться период «с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения».
Дано определение и «последней бухгалтерской (финансовой) отчетности», которая должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.
Соответствующее определение «первого отчетного года» установлено и для организаций, возникших в результате реорганизации, под которым понимается период с даты государственной регистрации этого лица по 31 декабря года, в котором произошла данная реорганизация (кроме организаций государственного сектора).
Как и статья 16 Закона № 402-ФЗ, статья 17 вносит важное дополнение в правила формирования бухгалтерской отчетности юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Для данных организаций устанавливается (определяется) категория «отчетного года», под которым понимается период «с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи», также определяются субъекты формирования отчетности ликвидируемого лица и дата, на которую должна составляться последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Статьей 18 Закона № 402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только в соответствии с иными нормативными актами) одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.
В связи с этим следует
отметить, что данная норма не отменяет
обязанности экономических
Кроме того, считаем необходимым
обратить внимание на содержащиеся в
статье 18 Закона № 402-ФЗ сроки представления
годовой бухгалтерской (финансовой)
отчетности. Согласно Закону № 402-ФЗ, последняя
должна быть представлена (направлена)
в органы статистики не позднее трех
месяцев после окончания
Что касается утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, то эти сроки могут быть и более поздними. В частности, для ОАО срок утверждения бухгалтерского баланса может доходить до 6 месяцев после окончания отчетного года. В этом случае возможные расхождения между показателями представленной и утвержденной отчетности корректируются в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).
Статья 19 Закона № 402-ФЗ является абсолютной новацией. Она вводит на законодательном уровне в хозяйственную практику понятие внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. При этом внутренний контроль не подменяет и не отменяет процедур аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем более когда организация подлежит обязательному аудиту.
В практическом плане организациям
будет необходимо осуществить соответствующие
мероприятия (прежде всего, в организациях,
где подобный финансовый контроль еще
не был организован) по формированию
подразделений внутреннего
Больше всего новаций содержится в главе 3 Закона № 402-ФЗ «Регулирование бухгалтерского учета», в которой изложено современное представление законодательных и исполнительных органов власти на решение проблем организации и регулирования бухгалтерского учета в России.
Важнейшие аспекты нового облика системы регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в Законе № 402-ФЗ:
1. Вводится смешанное
регулирование бухгалтерского
2. Вводится общественный
контроль за содержанием
3. Устанавливается жесткая
иерархия документов, регулирующих
бухгалтерский учет, обеспечивающая
взаимосвязь и
4. Применение международных
стандартов определено как
5. Разграничиваются полномочия
органов, осуществляющих
В статье 20 Закона № 402-ФЗ перечисляются основные принципы его регулирования, которые направлены на обеспечение выполнения требований достоверности, непротиворечивости, единства нормативной базы и рациональности ведения бухгалтерского учета.
Перечень видов документов, регулирующих бухгалтерский учет в России, определен статьей 21 Закона № 402-ФЗ. Данные документы формируются различными субъектами регулирования, а именно:
- государственными органами – федеральные стандарты, отраслевые стандарты;
- негосударственными (саморегулируемыми) организациями – рекомендации в области бухгалтерского учета;
- непосредственно хозяйствующими субъектами – стандарты экономического субъекта.
Несомненным достоинством Закона № 402-ФЗ можно считать и установленные в статье 21 обязательные требования к содержанию федеральных стандартов, включая безусловное наличие в них определений и признаков рассматриваемых в документах объектов бухгалтерского учета, условий их принятия к бухгалтерскому учету, способов денежного измерения, требований к учетной политике и другие наиболее существенные аспекты.
Важным положением данной
статьи Закона № 402-ФЗ является и содержащаяся
в ней норма о взаимосвязи
документов, регулирующих бухгалтерский
учет, их иерархической
Органами регулирования бухгалтерского учета определены не только государственные структуры в лице уполномоченного федерального органа (Минфина России) и Центрального банка РФ, но и саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также других некоммерческих организаций (ст. 22 Закона № 402-ФЗ).
Поэтому на сегодняшний день наиболее компетентным и подготовленным к законотворческой работе является НП «ИПБ России», включая его территориальные институты. Законодатель, наделяя профессиональное сообщество широкими полномочиями, ожидает и соответствующей отдачи, а также высокой ответственности со стороны негосударственных органов за состояние бухгалтерского учета в стране.
Статьи 23 и 24 Закона № 402-ФЗ определяют полномочия каждого из указанных видов субъектов. При этом полномочия каждой из «ветвей» нормотворческой деятельности взаимно дополняют друг друга.
С целью обеспечения единства
системы требований к бухгалтерскому
учету, выработки и согласования
позиций разработчиков
В составе совета должны преобладать представители субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности. Из их же числа будет избираться председатель совета по стандартам бухгалтерского учета. Работа совета должна иметь открытый характер, а информация о его деятельности быть общедоступной.
В статье 26 Закона № 402-ФЗ устанавливаются
требования к содержанию, порядку
внесения предложений и процедуре
утверждения программы
В статье 27 Закона № 402-ФЗ подробно изложена процедура рассмотрения (экспертизы) представленных стандартов, принятия решения по существу и последующей передачи на утверждение (или отклонения) одобренного проекта. Недостатком можно считать отсутствие в тексте закона какого-либо упоминания об источниках финансирования работ по разработке федеральных стандартов – хотя бы в части компенсации расходов разработчика по принятым уполномоченным органом стандартам.
В статье 28 Закона № 402-ФЗ рассматривается ситуация, когда ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт. В этом случае разработка федерального стандарта должна (может) осуществляться уполномоченным федеральным органом.