Бухгалтерская отчетность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:41, реферат

Описание

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность состоит из:
Бухгалтерского баланса (форма № 1);
Отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

Содержание

Понятие бухгалтерской отчетности, ее состав и содержание
Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности
Порядок формирования бухгалтерской отчетности
Виды бухгалтерской отчетности. Требования, предъявляемые к балансу
Актив и пассив баланса и их экономическая интерпретация
Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
Содержание Отчета о прибылях и убытках (форма № 2)
Содержание пояснительной записки
Виды и содержание других форм бухгалтерской отчетности

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерская отчетность организации.docx

— 54.74 Кб (Скачать документ)

Виды бухгалтерской  отчетности. Требования, предъявляемые  к балансу

Отчетность организации  классифицируется по видам, периодичности  составления и степени обобщения  отчетных данных. По видам отчетность подразделяют на:

  1. бухгалтерскую отчетность — содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостному показателю и составляется на основании данных бухгалтерского учета за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, за год нарастающим итогом с начала года;
  2. статистическую отчетность — содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении и составляется по данным статистики бухгалтерского и оперативного учета;
  3. оперативную отчетность — содержит сведения на основе показателей за короткие промежутки времени (за сутки, неделю, декаду, полмесяца, месяц) и составляется на основании данных оперативного учета;
  4. внешнюю публичную отчетность — подлежит опубликованию.

По периодичности составления:

  1. внутригодовую отчетность — составляется на определенную дату в течение года и называется периодической, так как составляется регулярно, через определенные промежутки времени (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев);
  2. годовую отчетность — это отчетность о деятельности организации за отчетный год.

К бухгалтерскому балансу  предъявляются следующие требования:

  1. правдивость (верность);
  2. реальность;
  3. единство;
  4. преемственность;
  5. ясность.

По сведениям, содержащимся в отчетах:

  1. внутреннюю отчетность — включает информацию о работе на каком-либо одном участке деятельности организации (сегменте); составление внутренней отчетности обусловлено потребностями самой организации;
  2. внешнюю отчетность — характеризует хозяйственную деятельность организации в целом и служит средством для информирования заинтересованных лиц о характере хозяйственной деятельности, доходности и имущественном положении того или иного хозяйствующего субъекта.

Правдивый баланс — это  баланс, составленный на основании  записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной  жизни организации за отчетный период. Условие правдивости — обоснование  показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Обязательное условие правдивости баланса  — сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед  его составлением.

Реальность — соответствие оценок его статей объективной действительности. Правдивость и реальность — неоднозначные  понятия. Баланс может быть правдивым, но не реальным. Например, на балансе  числится долг за физическим лицом 5000 руб. по выявленной у него недостаче  ценностей. В этом отношении баланс правдив, но если данное лицо неплатежеспособно, то в этой части баланс не реален. Предположим, на балансе числится объект основных средств по остаточной стоимости 4 млн. руб., а реальная стоимость 8 млн. руб. Баланс правдив, но не реален.

Что представляет собой оценка, соответствующая действительности? Существует три теории балансовых оценок: объективная, субъективная, книжная. Теория объективных оценок основана на принципе продажных цен, которые могли  бы быть установлены при продаже  имущества на момент составления  баланса. Теория субъективных оценок основана на том, что стоимость средств  зависит от индивидуальных условий, в которых находится организация. Один и тот же предмет может  иметь разную стоимость у разных организаций и даже в одной  и той же организации в различные  периоды ее работы. Теория книжных  оценок базируется на той оценке, по которой хозяйственные средства числятся в учете (в книгах). Ни одна теория не дает однозначного решения  вопроса об оценке, т.е. получается реальность относительная и поэтому соответствие баланса определяется нормативными документами.

Реальность в большей  степени зависит от ликвидности  средств организации. Под ликвидностью в данном случае понимается способность  средств пройти кругооборот и  в конечном итоге принять денежную форму.

Единство — построение баланса на единых принципах учета  и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского уче-с та, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции  и т.д.

Преемственность означает, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного  года. Преемственность заключается  также в единообразии методов  оценок и оставления баланса.

Ясность баланса — его  доступность для понимания лицами, его составившими, и всеми, его  читающими.

Актив и пассив баланса и их экономическая интерпретация

В хозяйственном обороте  организация выступает как юридическое  лицо, обладающее определенной суммой хозяйственных средств. Наделение  организации основными и оборотными средствами (активы организации), необходимыми для выполнения возложенных на нее  задач, осуществляется путем финансирования банковского кредитования, взноса вкладов  учредителей организации и т.д. В момент учреждения организация  наделяется финансовыми ресурсами, которые сразу же вкладываются в  основные и оборотные средства. Часть  средств организации может формироваться  путем предоставления в собственность  материальных и иных ценностей.

Активы динамичны по своей  природе. В процессе функционирования организации величина активов и  их структура претерпевают постоянные изменения. Получаемые из различных  источников финансовые ресурсы используются для приобретения основных средств, их ремонта, пополнения производственных запасов и т.д. При этом один из важнейших признаков устойчивости финансового положения организации — правильность вложения финансовых средств в активы.

В бухгалтерской отчетности хозяйственные средства отражаются в различных отчетных формах. Наиболее общая характеристика состава и  размещения хозяйственных средств  организации приводится в активе баланса. Существуют различные экономические  интерпретации активной стороны  баланса. В настоящее время наибольшее распространение получили две взаимосвязанные  трактовки, которые условно можно  назвать предметно-вещностной и  затратно-результативной. При предметно-вещностной трактовке в активе баланса показываются: состав, размещение и фактическое  использование средств организации, а также показывается, во что вложены  финансовые ресурсы организации, каково функциональное назначение приобретенных  хозяйственных средств. В соответствии с этим актив баланса — это  средства, которые, образно говоря, «можно потрогать руками» и которые  могут быть подтверждены инвентаризацией. Затратно-результативная трактовка  интерпретации баланса более  глубокая по своей сути. В этом случае актив баланса представляет собой  величину затрат организации, сложившихся  в результате предшествующих операций и финансовых сделок и понесенных ею расходов ради будущих доходов. Здесь  упор делается на сам факт вложения средств. Кроме того, актив в этом случае дает и вероятностную оценку минимально возможного дохода, которым  в данный момент владеет организация  и который может быть получен  после расчетов со всеми кредиторами. Величины хозяйственных средств  в стоимостной оценке, отраженных в балансе и находящихся в  распоряжении организации, не совпадают, так как не все виды хозяйственных  средств отражены в той оценке, которая соответствует их реальной стоимости на момент составления  баланса. Например: основные средства и нематериальные активы показываются по остаточной стоимости, которая отличается от текущей стоимости. Помимо этого  организация может распоряжаться  средствами, ей не принадлежащими, но находящимися у нее во временном пользовании  или хранении.

Если актив баланса  характеризует состав хозяйственных  средств, то в пассиве баланса  показано, за счет каких источников эти средства образованы. Источники  делятся на собственные и привлеченные. Основными видами привлеченных источников являются заемные средства и кредиторская задолженность. Пассив баланса — это сумма обязательств организации. Например, уставный капитал — это обязательства перед собственником по выделенным организации основным и оборотным средствам. Кредиты банков — это обязательства организации перед банком по ссудам, полученным на различные цели. Кредиторская задолженность — это обязательства перед контрагентами (поставщиками — за полученные материальные ценности, работы, услуги; рабочими и служащими — по оплате труда и т.д.).

Актив и пассив баланса  уравновешиваются путем соответствующих  статей в пассиве и активе. Прибыль  можно трактовать как сумму возросших, а убыток как сумму израсходованных  собственных средств организации.

Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его  статей

Бухгалтерский баланс — это способ группировки и отражения состояния имущества, собственного капитала и обязательств в денежной оценке на определенную дату по конкретной организации.

По внешнему виду бухгалтерский  баланс — это двухсторонняя таблица: актив (имущество организации) и  пассив (собственный капитал + обязательства  организации).

Актив баланса состоит  из двух разделов: Внеоборотные активы (I) и Оборотные активы (II).

Пассив баланса состоит  из трех разделов: Собственный капитал  и резервы (III), Долгосрочные обязательства (IV) и Краткосрочные обязательства (V).

Правила оценки статей баланса  установлены положениями по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. При составлении баланса используются следующие методы оценки:

  1. Основные средства и нематериальные активы в балансе отражаются по остаточной стоимости.
  2. Товары отражаются по покупной стоимости (по фактической себестоимости приобретения).
  3. Сырье и основные материалы, топливо, запасные части и другие материальные ценности отражаются по фактической себестоимости.
  4. Готовая продукция отражается по фактической себестоимости, либо по нормативной производственной себестоимости, либо по прямым статьям затрат (без счета 26 «Общехозяйственные расходы»).
  5. Отгруженные товары отражаются по фактической себестоимости, либо по нормативной производственной себестоимости, либо по прямым статьям затрат (счет 45 «Товары отгруженные»).
  6. Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются по цене их возможной реализации, если эта цена ниже первоначальной стоимости заготовления. Для этого организация создает резерв под снижение стоимости материальных ценностей. В балансе такие материальные ценности показываются за минусом суммы резерва.
  7. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться либо по нормативной себестоимости, либо по прямым статьям затрат, либо по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов; при единичном производстве — по фактически произведенным затратам.
  8. Размер уставного капитала отражается по величине, зарегистрированной в учредительных документах.
  9. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.
  10. Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками и бюджетом должны быть согласованы и тождественны.
  11. По полученным займам и кредитам задолженность отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
  12. Остатки валютных средств на валютных счетах, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности в иностранной валюте отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.
  13. Финансовый результат отражается как нераспределенная прибыль или непокрытый убыток отчетного периода.
  14. Финансовые вложения отражаются как:
    1. ценные бумаги, которые котируются, — по рыночной текущей стоимости на конец отчетного периода;
    2. не котируемые ценные бумаги — по стоимости их приобретения; если данные бумаги обесцениваются, то они отражаются за минусом резерва под обесценение ценных бумаг (счет 58 «Финансовые вложения» минус счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»);
    3. выданные займы, купленная дебиторская задолженность (договор цессии) — по фактической стоимости.

Содержание Отчета о прибылях и убытках (форма №2)

Все доходы и расходы в  Отчете о прибылях и убытках (форма  № 2) сгруппированы в порядке, предусмотренном  ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма № 2 включает в себя следующие виды доходов  и расходов: доходы и расходы по обычным видам деятельности; прочие доходы и расходы (операционные и  внереализационные).

В типовой форме отчета нет строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов, поэтому если у организации есть данные для  заполнения этих строк, то такие строки должны быть вписаны дополнительно.

Отчет о прибылях и убытках  российских организаций в последние  годы существенно трансформирован, стал более компактным и прозрачным для пользователей бухгалтерской  информации и по своей структуре  и содержанию приблизился к требованиям  и формату международных стандартов финансовой отчетности.

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности

В строке 010 «Отчета о прибылях и убытках» указываются доходы, полученные от обычных видов деятельности организации. Это выручка от продажи продукции  и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Из суммы доходов исключаются косвенные налоги (акцизы, НДС, экспортные пошлины). Помимо выручки от реализации к доходам от обычных видов деятельности могут быть отнесены поступления от сдачи имущества в аренду, от участия в уставных капиталах других организаций и т.д., если данные операции признаются предметом деятельности организации; в противном случае они учитываются в составе операционных доходов. Основные виды деятельности определяются уставом организации.

Предметом деятельности признаются операции, доходы от которых существенны, т.е. составляют 5% и более от общего объема выручки. В состав доходов  не включаются:

  • суммы, поступившие комиссионерам (агентам) для перевода их комитентам;
  • авансы, задатки, суммы залога, суммы, поступившие в погашение заемных средств.

Согласно ПБУ 9/99 выручка  — это сумма денежных средств  и стоимость иного имущества, поступивших в оплату за продукцию, работу, услуги, а также сумма  дебиторской задолженности по данной операции, поэтому, если даже не вся  отгруженная продукция оплачена, выручка в форме № 2 показывается полностью.

По строке 020 отражаются расходы  по обычным видам деятельности, доходы от которой отражены по строке 010. Сумма  по строке 020 записывается в круглых  скобках. Расходы по обычным видам  деятельности — это затраты, связанные  с изготовлением и продажей продукции, работ, услуг, приобретением и продажей товаров. Производственные организации  по этой строке указывают себестоимость  проданной готовой продукции, работ, услуг. Торговые организации указывают  по этой строке покупную стоимость  товаров, которые были проданы в  отчетном периоде. Для заполнения данной строки используют данные, отраженные по дебету счета 90 «Продажи», субсчет  «Себестоимость продаж»

Информация о работе Бухгалтерская отчетность организации