Бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:20, реферат

Описание

В данной работе нами будет дано понятие бухгалтерской отчетности, рассмотрены основные нормативные документы по данному вопросу, выделены содержание отчетности и требования, предъявляемые к ней. Целью данной работы является не детальное изучение отдельных составляющих бухгалтерской отчетности, а определение основных принципов ее составления, порядок и условия публикации, анализ отчетности; однако некоторые моменты (бухгалтерский баланс, пояснительная записка) будут выделены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 2

§1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ........... 2

1.1. Понятие и требования бухгалтерской отчетности........................................................... 2

1.2. Нормативные документы о бухгалтерской отчетности.................................................. 5

§2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ......................................................... 5

2.1. Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности................................................ 5

2.2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности............................ 8

§3. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ......................................................... 10

3.1. Состав бухгалтерской отчетности..................................................................................... 10

3.2. Бухгалтерский баланс........................................................................................................... 12

3.2.1. СОСТАВ АКТИВА БАЛАНСА............................................................................................... 12

3.2.2. Бухгалтерский баланс: содержание пассива.................................................................... 14

3.3. Пояснительная записка........................................................................................................ 21

3.4. Другие составляющие отчетности..................................................................................... 23

3.5. Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность.......................................... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................... 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:..................................................................... 26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.17 Кб (Скачать документ)

§2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ

2.1. Подготовка к составлению   бухгалтерской отчетности.

 

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее  составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода  всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все  бухгалтерские записи на синтетических  и аналитических счетах (включая  результаты инвентаризации), проверена  правильность этих записей.

 

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные  предприятия являются сложными объектами  учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции предприятия вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обо­снование последовательности закрытия счетов[4].

 

Итак, разберем этот вопрос несколько  подробнее на примере составления  годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:

 

1. Сверка итогов аналитического  и синтетического учета. Свидетельством  правильности ведения бухгалтерского  учета являются:

 

равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в  развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;

 

равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических  счетов и оборотов по дебету или  кредиту синтетического счета.

 

2. Инвентаризация имущества  и финансовых обязательств организации. 

 

Инвентаризация – это  установление фактического наличия  средств и их источников, произведенных  затрат и т.п. путем пересчета  остатков в натуре или путем проверки учетных записей.[5]

 

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает  организация, кроме случаев, когда  проведение инвентаризации обязательно.

 

Соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными  инвентаризации имущества, расчетов и  обязательств, проводимой в порядке, установленном приказом Минфина  России “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств” от 13 июня 1995 г. № 49, с учетом требований и норм Федерального закона “О бухгалтерском  учете”, который подтвердил ранее  установленный Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации порядок отражения в бухгалтерском учете расхождений, выявленных во время инвентаризации.

 

3. Исправления в бухгалтерском  учете по выявленным в ходе  подготовки к отчету ошибкам.

 

В п. 13 Указа Президента Российской Федерации “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”  от 8 мая 1996 г. № 685 установлено, что технические  ошибки при составлении и расчете  налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и  своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.

 

Порядок исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года определен в подпункте 1.8 Инструкции "О порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской отчетности", утвержденной приказом Минфина России №97 от 12 ноября 1996 г.:

 

·                 исправления отчетных данных как  текущего, так и прошлого года (после  их утверждения) производится в бухгалтерской  отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года);

 

·                 если не установлен период совершения искажения, исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке;

 

·                 указанный порядок исправления  отчетных данных применяется при  выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и  контролирующими органами.

 

В случае установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов в силу отнесения  на издержки производства не связанных  с ним затрат исправление в  бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а  отражается в текущем году как  прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции  со счетами, по которым допущены искажения.

 

В тех случаях, когда в  затраты на производство продукции  включены расходы, подлежащие отнесению  в соответствии с действующим  законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, либо другие источники или излишне начислены  амортизационные отчисления, исправления  осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных  расходов (отчислений) в корреспонденции  с кредитом счета “Прибыли и убытки”.

 

При проверке учетных записей  порой могут быть вскрыты и  ошибки, допущенные в исчислении налогов. При этом надо помнить, что в связи  с разделением в настоящее  время бухгалтерского и налогового учета при их исправлении не всегда затрагиваются регистры бухгалтерского учета. В некоторых случаях исправления  следует внести только в налоговые  расчеты и регистры.

 

4. Расчет и начисление  налогов, причитающихся в бюджет.

 

5. Закрытие счетов по  учету прибыли и ее использования.  Согласно установленному порядку  ведения бухгалтерского учета  в течение отчетного года все  организации формируют финансовый  результат своей деятельности  на счете 80 “Прибыли и убытки”.  Текущий учет использования прибыли  организация отражает на счете  81 “Использование прибыли”. Этот  счет является активным, его сальдо  — дебетовым, означающим сумму  использованной в течение отчетного  года прибыли по обязательствам  и на собственные нужды.

 

Таким образом, учет балансовой прибыли и ее использования в  течение года организация осуществляет на разных балансовых счетах: учет прибыли  — на счете 80 “Прибыли и убытки”; учет использования прибыли —  на счете 81 “Использование прибыли”.

 

При составлении годового бухгалтерского баланса заключительными  проводками декабря счета 80 и 81 закрываются. Сальдо по этим счетам по состоянию  на начало каждого нового года должны равняться нулю, поэтому необходимо полностью списать остатки с  данных счетов.

 

Эта операция, называемая реформацией  бухгалтерского баланса[6], производится каждой организацией один раз в год.

 

6. Обеспечение сопоставимости  отчетных данных с показателями  за соответствующий период предыдущего  года.

 

Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.

 

Каждая корректировка  должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акций, изменение учетной  политики в части учета реализации и др.).

 

 

 

Подводя итог данному разделу, разберем некоторые рекомендации, которые  даются специалистами на основе накопленного опыта.

 

Закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты  и заканчивают счетами с минимальным  количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.

 

В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей  последовательности:

 

a)    исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 " Вспомогательные производства", распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 31 "Расходы будущих периодов", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы";

 

b)    калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 "Основное производство";

 

c)    осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживание производства и хозяйства". В порядке последующей очередности производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности предприятия и закрывают счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", распределяют прибыль и закрывают счет 80 "Прибыли и убытки".

2.2. Порядок составления  и представления бухгалтерской  отчетности.

 

Типовые формы бухгалтерской  отчетности и инструкции о порядке  заполнения этих форм разрабатываются  и утверждаются Минфином РФ.

 

Министерства и ведомства  РФ, республик, входящих в состав РФ, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ и республик, входящих в состав РФ.

 

Организация составляет бухгалтерскую  отчетность, отражающую состав имущества  и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс и  не являющихся юридическими лицами.

 

В случае наличия у организации  дочерних и зависимых обществ  помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская  отчетность, включающая показатели отчетов  таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом  Минфином РФ.

 

Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой  отражаются состав имущества этих организаций  и источники его формирования.

 

Министерства, ведомства  и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую  отчетность по организациям, по которым  на них возложены координация  и регулирование деятельности.

 

Объединения юридических  лиц, созданные на добровольных началах  организациями (союзы, ассоциации), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном в учредительных  документах этих объединений.

 

Отчетным годом для  всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

 

Первым отчетным годом  для создаваемых организаций  считается период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать  первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации  по 31 декабря следующего года включительно.

 

Информация, содержащаяся в  бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

 

Данные вступительного баланса  должны соответствовать данным утвержденного  заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

 

Изменения в бухгалтерской  отчетности, относящиеся как к  текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

 

Исправления ошибок в бухгалтерской  отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

 

Организация представляет в  обязательном порядке годовую бухгалтерскую  отчетность:

 

1. учредителям, участникам  юридического лица в соответствии  с учредительными документами;

 

2. государственной налоговой  инспекции (в одном экземпляре). Представление бухгалтерской отчетности  в другие адреса и с иной  периодичностью производится в  случаях, предусмотренных налоговым  и иным законодательством РФ  или учредительными документами.

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ (6, п. 3) организации, расположенные на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы  обязаны представлять квартальную  и годовую бухгалтерскую отчетность начиная с 1 января 1996 г. территориальным  органам государственной статистики по месту регистрации организации  в сроки, установленные Минфином РФ.

 

Организация представляет годовую  бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую  отчетность - не позднее 30 дней по окончании  отчетного периода, если иное не предусмотрено  законодательством РФ. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участники (учредители) организации.

 

Бюджетная организация представляет месячную, квартальную и годовую  бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов вышестоящему органу в  установленные им сроки, а организация, состоящая на федеральном бюджете, представляет месячную отчетность также  территориальному органу федерального казначейства.

 

Датой представления бухгалтерской  отчетности для организации считается  день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, сроком представления  отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность