Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:20, реферат
В данной работе нами будет дано понятие бухгалтерской отчетности, рассмотрены основные нормативные документы по данному вопросу, выделены содержание отчетности и требования, предъявляемые к ней. Целью данной работы является не детальное изучение отдельных составляющих бухгалтерской отчетности, а определение основных принципов ее составления, порядок и условия публикации, анализ отчетности; однако некоторые моменты (бухгалтерский баланс, пояснительная записка) будут выделены.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 2
§1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ........... 2
1.1. Понятие и требования бухгалтерской отчетности........................................................... 2
1.2. Нормативные документы о бухгалтерской отчетности.................................................. 5
§2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ......................................................... 5
2.1. Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности................................................ 5
2.2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности............................ 8
§3. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ......................................................... 10
3.1. Состав бухгалтерской отчетности..................................................................................... 10
3.2. Бухгалтерский баланс........................................................................................................... 12
3.2.1. СОСТАВ АКТИВА БАЛАНСА............................................................................................... 12
3.2.2. Бухгалтерский баланс: содержание пассива.................................................................... 14
3.3. Пояснительная записка........................................................................................................ 21
3.4. Другие составляющие отчетности..................................................................................... 23
3.5. Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность.......................................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:..................................................................... 26
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель этой организации и специалист, ведущий бухгалтерский учет.
Годовая бухгалтерская отчетность
организации является открытой для
заинтересованных пользователей: банков,
инвесторов, кредиторов, покупателей,
поставщиков и др., которые могут
знакомиться с годовой
В случаях, предусмотренных
законодательством РФ, организация
публикует годовую
В состав публикуемой бухгалтерской отчетности включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
Министерства, ведомства
и другие федеральные органы исполнительной
власти РФ представляют сводную квартальную
бухгалтерскую отчетность по организациям,
в отношении которых на них
возложены координация и
§3. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
3.1. Состав бухгалтерской отчетности.
В 1996 г. разработан пакет нормативных документов, касающихся составления, представления и публикации бухгалтерской отчетности.
Базовым документом является ПБУ 4/96, в котором на несколько лет установлены:
состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней; структура бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
общие правила оценки статей бухгалтерской отчетности; требования к аудиту и публичности бухгалтерской отчетности. В развитие этого Положения утверждены типовые формы годовой бухгалтерской отчетности и Инструкция по их составлению — приказ Минфина России от 12 ноября 1996 г. № 97; в Приложении 1 к приказу даны формы годовой отчетности, а в Приложении 2 приведена Инструкция по заполнению этих форм.
Начиная с отчета за 1996 г. в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
а) Бухгалтерский баланс — форма № 1;
б) Отчет о финансовых результатах — форма № 2;
в) Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
· Отчет о движении капитала — форма № 3;
· Отчет о движении денежных средств — форма № 4;
· Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
· Пояснительная записка;
г) Специализированные формы;
д) Отчет об использовании бюджетных ассигнований;
е) Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п. 30 Положения
о бухгалтерском учете и
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право представлять только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах (формы № 1 и 2).
Субъекты малого предпринимательства, принявшие решение о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, руководствуются при составлении годовой отчетности приказом Минфином России от 22 февраля 1996 г. №18.
В ПБУ 4/96 установлено:
1. Бухгалтерская отчетность
организации должна включать
показатели деятельности
2. Если при составлении
бухгалтерской отчетности
3. Содержание и формы
бухгалтерского баланса,
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин. 4. Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Первоначальным отчетным годом для впервые созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, впервые созданной после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
5. В формах бухгалтерской
отчетности должны заполняться
все предусмотренные этими
В соответствии с Федеральным
законом “О бухгалтерском учете”
установлено следующее
3.2. Бухгалтерский баланс.
Проанализируем общий
порядок составления
Бухгалтерский баланс должен характеризовать имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату путем представления данных о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив[7]).
Существуют определенные правила составления баланса: данные бухгалтерского баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года;
не допускается зачета между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету;
отдельные показатели отражаются в нетто-оценке, т.е. за минусом регулирующих величин (износа, амортизации, оценочных резервов и др.);
активы и пассивы показываются в зависимости от срока их обращения с подразделением на задолженности со сроком платежа в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком платежа более чем через 12 месяцев (долгосрочные).
3.2.1. СОСТАВ АКТИВА БАЛАНСА.
Рассмотрим разделы, основные группы статей и статьи актива баланса.
РАЗДЕЛ 1 АКТИВА БАЛАНСА
В разделе "Внеоборотные активы" отражается имущество организации, которое используется в течение длительного периода: основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы.
В состав нематериальных активов
включаются только те права пользования,
которые будут использоваться в
течение длительного периода (более
1 года). Расходы на права пользования,
приобретенные на срок менее 1 года,
могут учитываться на счете 31 “Расходы
будущих периодов” с
счета издержек, если они используются для производственных целей;
счета использования прибыли, если они используются для непроизводственных целей.
Состав нематериальных активов и порядок их амортизации приведены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Нематериальные активы могут быть получены безвозмездно, приобретены организацией в процессе деятельности, внесены учредителями (собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации.
По строке баланса “Основные средства” показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на консервации или в запасе, по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится).
По данной строке также отражаются капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам.
В строке “Незавершенное строительство”
показывается стоимость незаконченного
строительства, оборудования к установке,
а также авансы, выданные подрядным
и проектным организациям под
строительно-монтажные и
При учете всех видов финансовых вложений следует иметь в виду, что они оцениваются в течение года по стоимости их осуществления или приобретения. Приобретенные организацией акции, котирующиеся на бирже или специализированных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, отражаются в балансе за минусом образованного резерва под обесценение ценных бумаг, учтенного на счете 82 “Оценочные резервы”. Резерв создается в сумме превышения учетной стоимости ценных бумаг над их рыночной оценкой, но только по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В строке “Прочие внеоборотные активы” отражаются прочие внеоборотные активы.
РАЗДЕЛ II АКТИВА БАЛАНСА
2.1. “Запасы”
В разделе "Оборотные активы" отражаются:
- оборотные средства
- незавершенное производство (счета 20, 21, 23, 29, 30, 36, 44); расходы будущих периодов (счет 31); готовая продукция и товары (счета 40, 41); товары отгруженные (счет 45).
Сырье, материалы, готовая продукция, товары и другие аналогичные ценности отражаются в балансе по их фактической себестоимости, которая складывается из:
- затрат на их приобретение,
включая наценки (надбавки); оплаты
процентов за приобретение в
кредит; комиссионных вознаграждений,
уплаченных снабженческим и
- расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов, списываемых в производство, определяется по: средней себестоимости; себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО); если может быть налажен соответствующий учет, материальные ресурсы могут списываться по фактической цене приобретения.
Малоценные и
2.2. “НДС по приобретенным ценностям”
По данной статье отражаются
суммы НДС по полученным ценностям,
но еще не оплаченным поставщикам, и
акцизам по подакцизным товарам,
учет которых осуществляется в порядке,
установленном письмом Минфина
РФ от 12 ноября 1996 г. № 96 “О порядке
отражения в бухгалтерском
2.3,2.4. “Дебиторская задолженность”
По данной группе статей отражаются показатели о всех видах дебиторской задолженности организации, образовавшейся в соответствии с принципами начисления (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) бухгалтерского учета, с учетом доходов (вексельных процентов и т.п.) по сделкам.
2.5. “Краткосрочные финансовые вложения”
По данной статье отражается стоимость финансовых вложений организации со сроком использования до одного года включительно. Наряду с финансовыми вложениями, учтенными на счете 58, по данной статье акционерными обществами показывается стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров, учет которых ведется на счете 56 “Денежные документы”.
2.6. “Денежные средства”
(касса, расчетные счета,
По соответствующим статьям баланса показываются остатки денежных средств и документов, учитываемых на счетах 50,51,52, 55,56 и 57.
Порядок работы организаций с наличными деньгами, учет которых ведется на счете 50 “Касса”, установлен Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.