Бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 22:38, контрольная работа

Описание

1. Бухгалтерский баланс и отчетность.
2. Сопоставляющие счета, их характеристики.
1.2. Содержание бухгалтерской отчетности

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет. Теория.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

1. Бухгалтерский баланс  и отчетность

1.1. Бухгалтерский баланс

     Бухгалтерский баланс (от лат. bilanx – имеющий две весовые чаши)  – основная форма бухгалтерской отчётности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.

     Баланс  имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона – активы, включающие требования и вложения; вторая – пассивы, отражающие обязательства и капитал. В основном статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

     Бухгалтерский баланс даёт наглядное представление  о финансово–экономическом положении компании, позволяет провести анализ её состояния и возможность получить прогнозы на будущее.

     Существует  множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления.

  • По способу формирования:
    1. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам.
    2. Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
  • По периодичности:
    1. Вступительный (начальный) баланс  – первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве – источники его возникновения.
    2. Заключительный баланс – отчётный документ о производственно-финансовой – деятельности компании за определённый период времени.
      1. Годовой бухгалтерский баланс – заключительный баланс, который является завершением отчётного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчётном году.
      2. Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчётный год, и обычно является сокращённой формой обычного отчёта, хотя большинство стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объёме.
    3. Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства.
    4. Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращении деятельности как юридического лица.
  • По степени готовности:
    1. Предварительный (провизорный) баланс – бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества компании.
    2. Заключительный баланс  – отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени.
  • По уровню консолидации:
    1. Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность одной компании.
    2. Консолидированный (сводный) баланс – сводный отчет о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.
    3. Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
  • По признаку источника составления:
    1. Инвентарные балансы составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств.
    2. Книжный баланс строится по данным бухгалтерского учета без проверки книжных записей путем инвентаризации.
  • По наличию регулирующих статей (способу очистки) разделяют понятия баланса-брутто и баланса-нетто. Они отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей – балансом-нетто.
  • По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.

     При ликвидации компаний приходится составлять ряд различных «ликвидационных балансов», что основано на специфике деятельности ликвидируемой компании.

     Перед составлением самого ликвидационного баланса для уточнения реального финансового положения ликвидируемой организации составляется промежуточный ликвидационный баланс. 

     Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

Нулевой баланс
Активы Пассивы
Денежные  средства 0 Капитал 0
    Обязательства 0
Всего 0 Всего 0
 

     Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс содержит:

  • сведения о составе активов и пассивов компании,
  • стоимость его имущества,
  • сведения об актуальной дебиторской и кредиторской задолженностях.

     После проведения всех ликвидационных процедур составляется ликвидационный баланс – это отчет о финансовом состоянии компании, отражающий его активы, обязательства и собственный капитал на дату ликвидации. Датой ликвидации называют дату исключения компании из государственного реестра. Такой баланс имеет вид нулевого баланса (когда все его статьи равны нулю).

     Основными составляющими бухгалтерского баланса  являются активы, обязательства и  капитал. В экономической литературе даётся следующие определения этих понятий:

  1. Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые могут принести ей экономические выгоды в будущем.
  2. Обязательства – существующая на отчётную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления ее хозяйственной деятельности и расчёты, по которой могут привести к оттоку активов.
  3. Капитал – вложения собственников и прибыль, накопленная за всё время деятельности организации.

     При создании предприятия исполняется  бухгалтерское равенство:

     Активы = Пассивы

     Обычно  часть активов вносится кем–то другим, кто не является собственником, с учётом этого равенство имеет такой вид:

     Активы = Капитал + Обязательства

     Суммы из обеих частей уравнения совпадают, потому что они описывают одни и те же объекты, но с двух разных точек зрения:

  1. Актив отвечает на вопрос: чем являются средства?
  2. Пассив отвечает на вопрос: кто вложил эти средства?

     Активы  включают в себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, задолженность клиентов, контрагентов, деньги на расчетных и других счетах в банках и так далее. Обязательства складываются из денежных средств, которые организация должна за поставленные ей товары и услуги, кредиты и так далее. Истинность того, что суммы обеих частей балансового уравнения будут равны друг другу, не зависит от количества проведённых операций. Равенство активов и пассивов основывается на принципе двойной записи (способ ведения учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается по крайней мере на двух счетах, обеспечивая общий баланс).

     Активы  и пассивы обычно подразделяются на текущие и долгосрочные. В международной  практике активы в балансе перечисляются  в порядке их ликвидности.

     Правильное  составление бухгалтерского баланса  предполагает:

  1. Полный охват показателей и результатов деятельности компании.
  2. Надлежащую группировку хозяйственных процессов в соответствии с природой того или иного процесса
  3. Правильное отображение операций, которое позволит определить не только финансовое состояние компании, но и его финансовый результат.

     В России форма бухгалтерского баланса и порядок его составления юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций) регламентируются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций».

     В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны быть представлены с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

     Содержательная  часть бухгалтерского баланса определяется его строением и структурой.

     В России коммерческие, бюджетные и  страховые организации, кредитные организации и банки, негосударственные пенсионные фонды имеют различные формы отчёта, их формы и порядок заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Центральным банком для кредитных организации и банков)

  • Форма бухгалтерского баланса коммерческих организаций регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчётности организаций». С 2011 года форма российского бухгалтерского баланса коммерческих организаций была изменена и теперь включает в себя данные на конец трёх лет, также были изменены и сами статьи баланса.
  • Форма бухгалтерского баланса бюджетных организаций регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 191н.
  • Форма бухгалтерского баланса страховых организаций регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (вместе с «Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности страховых организаций», «Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности страховых организаций», «Инструкцией об объеме форм отчетности, представляемой в порядке надзора, порядке ее составления и представления») от 11.05.2010 № 41н.
  • Форма бухгалтерского баланса негосударственных пенсионных фондов регламентируется Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об особенностях бухгалтерской отчётности негосударственных пенсионных фондов» от 10 января 2007 года № 3н.
  • Форма бухгалтерского баланса кредитных организаций и банков регламентируется Указанием Банка России (ред. от 13.12.2010) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» от 12 ноября 2009 года № 2332–У.

     Анализ  бухгалтерского баланса проводится с помощью одного из следующих способов:

  1. Анализ непосредственно по балансу без изменения состава балансовых статей;
  2. Анализ уплотнённого сравнительного аналитического баланса путём агрегирования некоторых однородных по составу элементов;
  3. Анализ откорректированного баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

     Таким образом, анализ баланса может проводиться  непосредственно по бухгалтерскому балансу или по агрегированному  аналитическому балансу. Анализ по самому балансу достаточно трудоёмкий и неэффективный процесс, так как он предполагает расчёт множества показателей и, таким образом, не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.

     Аналитический баланс сводит и систематизирует  те расчёты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Аналитический баланс охватывает множество показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

     Существует  шесть этапов анализа бухгалтерского баланса:

  1. Анализ динамики и структуры баланса,
  2. Анализ финансовой устойчивости организации,
  3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности компании,
  4. Анализ состояния активов,
  5. Анализ деловой активности ,
  6. Диагностика финансового состояния компании.

     Важным  направлением анализа динамики и  структуры баланса являются вертикальный и горизонтальный анализы, в ходе которых оцениваются удельный вес  и структурная динамика отдельных  групп и статей актива и пассива  баланса.

     Горизонтальный  и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга и на практике обычно строят аналитические таблицы, в которых анализируется как структура отчёта, так и динамика её отдельных показателей.

     Вертикальный  анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия. Таким образом, осуществляется переход к относительным показателям, что позволяет провести сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик.

     Схема расчёта относительных показателей показана в столбце «Относительные величины» в Схеме построения сравнительного аналитического баланса.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность