Бухгалтерский баланс: порядок составления и анализ внебюджетных активов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение теоретико-методологических и практических аспектов составления и анализа баланса внеоборотных активов предприятия.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены классификация, виды и формы бухгалтерских балансов.
2. Представлена техника составления бухгалтерского баланса в России.
3. Дан анализ состава, динамики и структуры внеоборотных средств, а также эффективности их использования в конкретной организации на основе расчета и оценки основных показателей.

Содержание

Введение......................................…………………......................................................3
1. Классификация, виды и формы бухгалтерских балансов.…………...………...4
2. Техника составления бухгалтерского баланса на примере ОАО «Термиус»...11
3. Внеоборотные активы организации, анализ состава, динамики и структуры.17
4. Расчет и оценка показателей эффективности использования внеоборотных активов организации………………………………………………………………..25
Заключение.................................................................................................................27
Литература..................................................................................................................29
Приложения................................................................................................................31

Работа состоит из  1 файл

Баланс.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

      Оборотный. В этом балансе, кроме остатков имущества  и  источников  их образования  на начало и конец отчетного периода  содержатся  также  данные  о движении имущества.

      Вступительный  -  самый   первый   баланс,   который   составляется   на предприятии. Характеризует состояние  имущества  предприятия  на  начало  его хозяйственной деятельности. В активе его отражается состав  имущества  вновь образованного  предприятия,  а  в  пассиве  -   источник   его   образования .Вступительный баланс,  как  правило  ,  содержит  меньше  статей,  чем  все последующие  балансы,  т.к.  в  нем  нет   статей,   которые   характеризуют хозяйственную деятельность предприятия.

      Заключительный  баланс  -  это  отчетный  документ  по  производственной деятельности предприятия за  определенный  период  времени  (квартал,  год). Составляется на основе проверенных  бухгалтерских записей.

      Ликвидационный  баланс - это последний баланс  в  жизни  предприятия.  Он составляется для анализа  состояния  имущества  ликвидируемого  предприятия, например, предприятия-банкрота.

      Провизорный баланс (в России не  составляется)  -  это  предварительный баланс. Он составляется заранее  на  конец  года.  Цель  его  составления  - заранее определить финансовое положение предприятия,  в  котором  оно  может оказаться в конце года. Он  составляется  исходя  из  фактических  данных  и ожидаемых изменений на последующий период.

      Сводный содержит обобщенные показатели деятельности  ряда  предприятий, которые входят в состав фирмы, министерства, ассоциации  и  др.  структурных подразделений. Его составляют также  и  предприятия,  которые  имеют  группу подсобных подразделений.

      В мировой практике  принимаются  две  формы  бухгалтерского  баланса: горизонтальный и вертикальный балансы9.

      При горизонтальной форме активы  показываются в левой  части  баланса,  пассивы  в  правой. 

      Вертикальная  форма  баланса предполагает последовательное  расположение  балансовых  статей   (столбик):

сначала статьи, характеризующие актив, далее - статьи пассива.

В  США  выбор горизонтальной или вертикальной формы  баланса  оставлен  за  экономическими субъектами.

      Независимо  от избранного варианта применяется  управление:

                         Активы = Пассивы + Капитал.

      Балансовые  статьи  объединяются в три группы, а группы в  разделы.  В основе  такого  объединения  лежит  экономическое  содержание  самих  статей баланса,  а порядок расположения статей на   конкретной  стороне  определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

      Вертикальные  взаимосвязи  статей  актива  баланса   предполагают  их расположение в  порядке повышения уровня ликвидности10.

      В начале   отображаются менее ликвидные  статьи  («не  материальные  активы»,  «основные  средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.). В конце -  наиболее  ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных  документах)11.

      Группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить   три раздела:

            1. внеоборотные активы;

            2. оборотные активы;

            3. убытки.

      Начиная с отчетности  2000 года  в активе два раздела:

            1. внеоборотные  активы;

            2. оборотные активы.

      Первый  раздел объединяет группы долгосрочных активов: не материальные активы,  основные  средства,   незавершенное   строительство,   долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

      Второй  раздел состоит  из текущих  активов,  которые  сформированы  в отдельные   группы:   запасы,   дебиторская   задолженность,   краткосрочные финансовые   вложения,   денежные   средства.   Причем   сумма   дебиторской задолженности, платежи по которой  ожидаются  в  течение  12  месяцев  после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной  даты,  показаны  по  каждой статье раздельно.

      Вертикальные  взаимосвязи статей актива баланса  оказывают  влияние  на порядок   расположения   статей   пассива   баланса.   Этому    способствует горизонтальные  взаимосвязи  балансовых  статей  актива  и  пассива:  статьи актива  должны  находится  напротив   пассива,   источниками   образования некоторых статей выступают12.

      Например,  основные  средства  приобретаются  за счет  источников  собственных  средств  или  долгосрочных  обязательств,   а текущие  обязательства  используются  в  основном  для  накопления   текущих активов экономического субъекта.  Таким  образом,  вертикальные  взаимосвязи балансовых  статей  пассива  предполагают   последовательность:    источники собственных средств (собственный  капитал),   долгосрочные  обязательства  и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива:

            3) капитал и резервы;

            4) долгосрочные обязательства;

            5) краткосрочные обязательства.

      Для  третьего  раздела  определяющим   является   уставный   капитал, характерный  для  тех   экономических   субъектов,  где   отсутствует   один собственник (АО, ООО и др.) В государственных  и муниципальных  предприятиях эта часть имущества  представлена уставным фондом.

      Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года и прошлых лет,  фонд социальной сферы имеют место в 3 разделе как вариант учетной   политики  в случае распределения прибыли13.

      В   четвертом   разделе    раскрывается    содержание    долгосрочных обязательств   банков   и   долгосрочных   займов,    прочих    долгосрочных обязательств.

      В пятом разделе баланса отражаются земные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в  течение 12 месяцев после  отчетной  даты  и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном  разделе занимают источники собственных средств, не  вошедшие  в предыдущие  разделы баланса14

      Они  называются  в  разделе  статей  «Доходы  будущих   периодов», (резервы предстоящих расходов) и  др.

      Каждая  строка баланса имеет свой порядковый номер,  что  обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи.

      Для отражения состояния средств  в балансе  предусмотрены  две  графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».

      Такова  принципиальная схема  и содержание бухгалтерского баланса.

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Техника составления бухгалтерского баланса на примере  ОАО «Термиус»
 

      Показатели  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных  операциях должны приводиться в  бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

      Показатели  об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

      Для составления бухгалтерского баланса  предприятия отчетной датой считается  последний календарный день отчетного периода.

      В форме бухгалтерского баланса предприятия  активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости  от срока обращения (погашения) на краткосрочные  и долгосрочные. Активы и обязательства  представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные15.

      В соответствии с порядком заполнения Формы-1, бухгалтерский баланс предприятия заполняется в тыс. рублей. Округления производятся по каждой строке, т.е. сначала просчитывается сумма соответствующих остатков по счетам, а потом происходит деление на 1000. В результате округлений возможны расхождения между данными актива-пассива баланса на 1-2 тыс. рублей!  
       Дата составления бухгалтерского баланс предприятия = дате, следующей за последней датой периода, указанного в Сведениях об организации.

      Актив баланса

      Раздел I "Внеоборотные активы"

      Группа  статей "Основные средства"

      В данной статье отражаются активы, которые:

          - используются для производства  продукции,  выполнения  работ,  оказания услуг либо для управленческих  нужд организации;

          - служат больше 12 месяцев  (производственного  цикла,  если  он  больше года);

          - организация не собирается перепродавать;

          - в дальнейшем будут приносить  организации доход.

      Основные  средства  показывают  по  остаточной  стоимости.   Она   равна первоначальной  стоимости  основных  средств, уменьшенной на   начисленную амортизацию.  Эти данные  организация берет   из   бухгалтерского   учета, поскольку в налоговом учете остаточная  стоимость основных  средств может быть иной. Связано это с тем, что существуют различия в ведении налогового и бухгалтерского учета.

        Во-первых,  по-разному  формируется   первоначальная  стоимость  основных  средств. В бухгалтерском  учете   в  нее  включают  все   расходы  по  покупке объекта.  А вот в налоговом учете  не все. Например, в нее не  входят  суммовые разницы, проценты по кредитам и невозмещаемые налоги.

      Во-вторых,  могут  различаться  методы  начисления   амортизации.   Так, согласно  пункту  18  Положения  по  бухгалтерскому  учету  "Учет   основных средств" (ПБУ 6/01), в бухучете амортизацию  основных средств надо  начислять одним из следующих способов:

          - линейным;

          - уменьшаемого остатка;

          -списания стоимости по сумме  чисел лет срока полезного  использования;

          - списания стоимости пропорционально  объему продукции.

      Что касается налогового учета, то здесь предусмотрено только два способа начисления амортизации: линейный и нелинейный.

      Впрочем, у учетов есть и сходства.  Так,  по  данной  группе  статей  не показывают основные средства, стоимость  которых не  превышает  10  000  руб.

      Такие средства надо сразу списывать на расходы. Это установлено  пунктом  18 ПБУ 6/01 и пунктом 7 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

      Итак, по строке 120 баланса  показывают  остаточную  стоимость  основных средств, принадлежащих организации. Это касается как  действующих  объектов, так и законсервированных или находящихся в запасе.

      По  строке  120  приводят   остаточную   стоимость   зданий,   машин   и оборудования16.

Информация о работе Бухгалтерский баланс: порядок составления и анализ внебюджетных активов организации