Бухгалтерский финансовый учет прибылей и убытков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями

Содержание

Введение 3
1 Порядок содержания учета прибылей и убытков организации 5
2 Отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО 14
3 Совершенствование учета прибылей и убытков 23
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский финансовый учет прибылей и убытков.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

Демонтаж здания склада "Актив" произвел собственными силами, расходы на демонтаж составили 15 000 руб. В процессе демонтажа были оприходованы материалы, лом, утиль (по цене возможного использования). Общая стоимость оприходованных материалов составила 12 000 руб.

Инвентаризационная комиссия также установила, что себестоимость утраченных материалов составила 120 000 руб.

Здание склада и материалы застрахованы не были.

Бухгалтер "Актива" делает следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1 1 180 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" 180 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41 600 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 51 Кредит 62 1 180 000 руб. - поступили деньги от покупателей в оплату товаров;

Дебет 76 Кредит 91-1 2360 руб. - начислена арендная плата за отчетный период;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" 360 руб. - начислен НДС;

Дебет 91-2 Кредит 02 (70, 69, ...) 3600 руб. - отражены затраты, связанные со сдачей имущества в аренду;

Дебет 51 Кредит 76 2360 руб. - получена сумма арендной платы;

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 70 000 руб. - списана первоначальная стоимость склада;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" 30 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" 40 000 руб. - списана остаточная стоимость склада;

Дебет 91-2 Кредит 23 15 000 руб. - списаны расходы на демонтаж здания склада;

Дебет 10 Кредит 91-1 12 000 руб. - оприходованы материалы, лом, утиль (по цене возможного использования), полученные при демонтаже;

Дебет 91-2 Кредит 10 120 000 руб. - списана себестоимость утраченных материалов, хранившихся на складе.

Заключительными записями января будут проводки:

Дебет 90-9 Кредит 99 400 000 руб. (1 180 000 - 180 000 - 600 000) - отражена прибыль от продаж;

Дебет 99 Кредит 91-9 164 600 руб. (2360 + 12 000 - 3600 - 360 - 40 000 - 15 000 - 120 000) - отражен убыток от прочей деятельности организации.

Таким образом, кредитовое сальдо по счету 99 на 1 февраля составит 235 400 руб. (400 000 - 164 600).

Эта сумма представляет собой прибыль "Актива" за январь (до налогообложения).[10]

Суммы налога от фактической прибыли, начисленные к уплате в бюджет, отражаются проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" начислена сумма налога на прибыль за отчетный период.

Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить налог на бухгалтерскую прибыль, а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговом учете.

Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) называется условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Расчет его производят по формуле:[11]

┌─────────────────┐      ┌─────────────────┐      ┌─────────────────────┐

│Условный   расход│      │     Ставка      │      │Бухгалтерская прибыль│

│(доход) по налогу│   =  │налога на прибыль│   х  │(строка  140  Отчета │

│на прибыль       │      │                 │      │о прибылях и убытках)│

└─────────────────┘      └─────────────────┘      └─────────────────────┘

После этого полученную сумму нужно скорректировать:

   ┌─────────────┐   ┌────────────────────────────────────┐   ┌─────────────────┐

+ │Текущий налог│   │ Постоянное налоговое обязательство │   │Условный   расход│

- │на    прибыль│ = │                 +                  │ + │(доход) по налогу│

   │(убыток)     │   │    Отложенный налоговый актив      │ - │на прибыль       │

   └─────────────┘   │                 -                  │   └─────────────────┘

                     │ Отложенное налоговое обязательство │

                     └────────────────────────────────────┘

Несмотря на то что в бухгалтерском учете начисленная сумма налога отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", налогооблагаемую прибыль организации эта сумма не уменьшает.

31 декабря каждого года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Эта итоговая операция отчетного года называется реформацией бухгалтерского баланса. По состоянию на 1 января следующего года сальдо по счету 99 должно быть равно нулю.

Если по итогам отчетного года организация получила прибыль (то есть сальдо по счету 99 кредитовое), то делается следующая проводка:

Дебет 99 Кредит 84 отражена чистая прибыль отчетного года.

Если по итогам отчетного года ваша организация получила убыток (то есть сальдо по счету 99 дебетовое), сделайте запись:

Дебет 84 Кредит 99 отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

Рассмотрим пример 1.2 Предположим, что ЗАО "Актив" не является плательщиком авансовых взносов по налогу на прибыль, а после января до конца года никаких операций у "Актива" больше не было.

Для упрощения примера предположим, что прибыль по данным бухгалтерского и налогового учета совпадает. Кроме того, мы не рассматриваем порядок начисления налогов, которые влияют на финансовый результат.

Тогда по итогам I квартала бухгалтер "Актива" должен сделать проводку по начислению налога на прибыль:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" 95 616 руб. (398 400 руб. х 24%) - начислен налог на прибыль за I квартал.

Бухгалтер "Актива" 31 декабря должен сделать следующие проводки. Сначала необходимо закрыть все субсчета к счету 90 "Продажи":

Дебет 90-1 Кредит 90-9 1 180 000 руб. - закрыт субсчет 90-1 по окончании года;

Дебет 90-9 Кредит 90-2 600 000 руб. - закрыт субсчет 90-2 по окончании года;

Дебет 90-9 Кредит 90-3 180 000 руб. - закрыт субсчет 90-3 по окончании года. Затем необходимо закрыть все субсчета к счету 91 "Прочие доходы и расходы":

Дебет 91-1 Кредит 91-9 2360 руб. - закрыт субсчет 91-1 по окончании года;

Дебет 91-9 Кредит 91-2 3960 руб. (3600 + 360) - закрыт субсчет 91-2 по окончании года.

По состоянию на 31 декабря кредитовое сальдо по счету 99 составит 302 784 руб. (400 000 - 1600 - 95 616). Эта сумма - чистая прибыль "Актива" за год. Заключительной проводкой декабря будет:

Дебет 99 Кредит 84 302 784 руб. - отражена чистая прибыль за отчетный год.

Решение о распределении этой прибыли акционеры "Актива" будут принимать в следующем году.[12]

Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо по синтетическим счетам 99, 90, 91, а также по всем их субсчетам будет равно нулю.

Поэтому задача улучшения финансового результата является не только актуальной, но и жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Однако предпринятые попытки исследования вышеперечисленных проблем оказались недостаточными, чтобы разобрать конкретную политику предприятия в области учета прибылей и убытков предприятия. Актуальность указанных проблем и недостаточная их разработанность определили выбор темы, обусловили цели и задачи данного исследования. Предметом исследования курсовой работы - является учет прибылей и убытков. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ, отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта разработать изучить особенности учета прибылей и убытков предприятия. В соответствии с этим ставятся следующие задачи: * раскрыть порядок содержания учета прибылей и убытков организации, * изучить отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО * определить совершенствование учета прибылей и убытков. Методологической и информационной базой при написании курсовой работы послужили: нормативно-правовые источники, учебная литература, комментарии, а также материалы периодической печати. Вопросам бухгалтерского финансового учета прибылей и убытков предприятия в зарубежной и отечественной литературе уделяется немаловажное внимание. Эти проблемы нашли отражение в трудах Ю.А. Бабаева, В.А. Чернова, В.И. Скрипка, и других. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, который включает в себя: нормативно-правовые источник и учебную литературу, а также приложений. 1 Порядок содержания учета прибылей и убытков организации Прибыль и убыток - важнейшие категории бухгалтерского учета. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой

Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО. В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.).

Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО. В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.).

Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике. Учредители предприятия и его руководители теоретически и практически финансово-экономические функции возлагают на бухгалтера и стараются нанимать на работу именно такого специалиста, который уверенно осуществлял работу по всем указанным направлениям. Такова реальная жизнь. Если бухгалтер сегодня не готов решать эти проблемы, то ему трудно найти хорошо оплачиваемую работу. Поэтому нынешний бухгалтерский учет все больше уходит от традиционной формы, охватывающей исключительно проблемы делопроизводства, документооборота, численной обработки и анализа результатов. Условно говоря, решается обратная задача бухгалтерского учета. Второй этап бухгалтерского учета является традиционным учетом, который дополняется контролем отклонений значений различных параметров от величин, выбранных на первом этапе. Сочетание двух этапов требует некоторых дополнительных затрат времени и средств, но позволит избежать существенных предпринимательских рисков. Чтобы указанные затраты были минимальными, целесообразно для первого этапа учета разработать простую, удобную, но достаточно точную методику построения модели хозяйственной деятельности предприятия, на базе которой легко осуществлять прогнозирование финансового результата. Такая модель должна хорошо вписываться в профессиональное бухгалтерское отображение хозяйственной деятельности и использовать обычное программное обеспечение на персональном компьютере. Алгоритм метода и главного его звена - прикладной бухгалтерской и (или) налоговой модели предприятия как хозяйствующего субъекта описывается блок-схемой, представленной на рис. 3.1. На основе данных, сосредоточенных в уставе предприятия, формируются три главных начальных блока бухгалтерской (или налоговой) модели: система договоров, налоговое поле и типичные хозяйственные операции. В блоке договоров сосредоточены юридические нормы и правила, кодируемые с помощью проводок. Совокупность договоров увязывается с налоговой системой и блоком хозяйственных операций. Налоговая система отображается комплексом проводок, характеризующих юридические и экономические принципы налогообложения. 3 Совершенствование учета прибылей и убытков Бухгалтерская модель, описывающая хозяйственную деятельность и составляющая основу численного балансового метода, легко адаптируется к современным программным средствам персональных компьютеров. Она уже опробована в ходе аудиторских проверок для анализа работы конкретных фирм, поиска узких финансовых мест, выдачи рекомендаций по совершенствованию работы и повышению уровня

 

 

 

 

 

2 Отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО

Принципы отражения финансовых инструментов в финансовой отчетности компаний устанавливаются с 1 января 2005 г. новыми редакциями МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" и МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации". Помимо этих стандартов, с 1 января 2007 года вступает в силу МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: Раскрытия".[13]

Элементами, отражающими финансовые результаты предприятия, являются доходы и расходы. В международных стандартах финансовой отчетности концепции "доходов" и "расходов" предприятия формулируются в главе "Принципы", а также в ряде стандартов (МСФО 1, МСФО 8, МСФО 18). В российских нормативах по ведению бухгалтерского учета до недавнего времени отсутствовало четкое определение категорий "доходы" и "расходы" предприятия. В первый раз эти понятия были раскрыты для целей бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29 декабря 1997 г.[14] Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом профессиональных бухгалтеров. Однако на практике не все положения данной Концепции соблюдались в силу отсутствия их связи с законодательством и нормативными актами, а также механизма практической реализации. Эту проблему призваны решить принятые в 1999 г. и вступившие в действие с 1 января 2000 г. положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Рассмотрим, насколько соответствует трактовка доходов и расходов предприятия в современном российском законодательстве требованиям МСФО.[15]

В соответствии с МСФО доход - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Необходимо отметить большую схожесть трактовок дохода предприятия в Концепции, ПБУ 9/99 и МСФО. Во всех определениях доход - это приращение экономических выгод, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников. Однако согласно Концепции доход - это увеличение экономических выгод или уменьшение обязательств. В МСФО увеличение экономических выгод трактуется как увеличение активов или уменьшение обязательств, в результате чего и происходит приращение капитала. Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО.[16]

Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет прибылей и убытков