Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:51, курсовая работа
Целью работы является определение сущности и назначения бухгалтерского учета единого социального налога на счетах предприятий, и сравнение российского опыта начисления ЕСН с зарубежным опытом развитых и развивающихся стран.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие вопросы – задачи:
- рассмотреть понятия и ставки единого социального налога;
– изучить порядок расчета и отражения ЕСН на счетах бухгалтерского учета, и его уплаты во внебюджетные фонды Российской Федерации;
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
– учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых, являются указанные общественные организации инвалидов.
Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
3) налогоплательщики –
индивидуальные
Рассмотрим размеры ставок ЕСН для всех категорий плательщиков.
Для налогоплательщиков, производящих
выплаты физическим лицам, за исключением
налогоплательщиков, имеющих статус
резидента технико-
Следует отметить, что для исчисления и уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от величины выплаченных доходов работникам для всех категорий налогоплательщиков. Чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога.
Таблица 1. Ставки ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет, в т.ч. ПФ РФ |
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) |
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) |
Итого | |
Федеральный фонд (ФФОМС) |
Территориальные фонды (ТФОМС) | ||||
До 280 000 рублей |
20,0% |
2,9% |
1,1% |
2,0% |
26,0% |
От 280 001 рублей до 600 000 рублей |
56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
8 120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
5 600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
72 800 руб. +10% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
Свыше 600000 рублей |
81 280 руб. + 2,0%* с суммы, превышающей 600 000 руб. |
11 320 руб. |
5 000 руб. |
7 200 руб. |
104 800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Сумма ЕСН исчисляется налогоплательщиком для всего персонала отдельно по каждому работнику в установленных формах, в отношении каждого внебюджетного фонда и бюджета, и уплачивается налогоплательщиком платежными поручениями, формируемыми в отношении ПФ РФ, ФСС РФ, Федерального ФОМС и Территориального ФОМС.
Правила работы по начислению платежей ЕСН, в том числе авансовых, уплате закреплены федеральными конституционными законами (особенно, это Налоговый кодекс РФ), подзаконными актами РФ (приказы, письма Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы (далее – ФНС), Постановлениями ФСС РФ, и др.), в которых даются все формы для расчетов по ЕСН и рекомендации по заполнению.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется пониженная налоговая ставка ЕСН в 20% (см. Таблица 2).
Таблица 2. Ставки ЕСН для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) |
Фонды обязательного медицинского страхования (Ф ОМС) |
Итого | ||
Федеральный фонд (ФФ ОМС) |
Территориальные фонды (ТФ ОМС) | ||||
До 280 000 рублей |
15,8% |
1,9% |
1,1% |
1,2% |
20,0% |
От 280001 рублей до 600000 рублей |
44240 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
5320 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
3080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
3360 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
56000 руб. +10% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
Свыше 600000 рублей |
69520 руб. + 2,0%* с суммы, превышающей 600 000 руб. |
8 200 руб. |
5 000 руб. |
5 280 руб. |
88000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Для налогоплательщиков –
организаций и индивидуальных предпринимателей,
имеющих статус резидента технико-
Таблица 3. Ставки ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Итого |
|
До 280000 рублей |
14,0% |
14,0% |
|
От 280001 рублей до 600000 рублей |
39200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
39200 руб. +5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
|
Свыше 600 000 рублей |
57120 руб. + 2,0%* с суммы, превышающей 600000 руб. |
57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей применяется налоговая ставка 10% (см. Таблица 4).
Таблица 4. Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей
Налоговая база нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федеральный фонд (ФФ ОМС) |
Территориальные фонды (ТФ ОМС) | |||
До 280 000 рублей |
7,3% |
0,8% |
1,9% |
10,0% |
От 280 001 рублей до 600 000 рублей |
20 440 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
28 000 руб. +3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
Свыше 600000 рублей |
29 080 руб. + 2,0%* с суммы, превышающей 600 000 руб. |
3 840 руб. |
6 600 руб. |
39 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Для адвокатов установлена минимальная налоговая ставка ЕСН в 8% (общая 26%), что стимулирует деятельность плательщиков (см. Таблица 5).
Таблица 5. Ставки ЕСН для адвокатов
Налоговая база нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федеральный фонд (ФФ ОМС) |
Территориальные фонды (ТФ ОМС) | |||
До 280 000 рублей |
5,3% |
0,8% |
1,9% |
8,0% |
От 280 001 рублей до 600 000 рублей |
14 840 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
22 400 руб. +3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. |
Свыше 600 000 рублей |
23 480 руб. + 2,0%* с суммы, превышающей 600 000 руб. |
3 840 руб. |
6 600 руб. |
33 920 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Поскольку существуют разные
способы отражения в
– на каком счете (68 или 69) отражаются расчеты по ЕСН;
– в какой сумме начисляется «федеральная» часть ЕСН (с/без вычета);
– каким образом начисляются страховые взносы в ПФ РФ;
– в какой строке баланса отражается кредиторская задолженность ЕСН.
Указание данных элементов поможет организации избежать споров при налоговых и аудиторских проверках. Эти вопросы будут рассмотрены в ходе дальнейшего изучения темы исследования.
Таким образом, можно подытожить, использование ЕСН позволяет эффективно решить задачу распределения финансовых средств на обеспечение гарантированных государством социальных прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь.
2. Порядок расчета и отражения ЕСН на счетах бухгалтерского учета, и его уплаты во внебюджетные фонды Российской Федерации
Единый социальный налог представляет собой совокупность нескольких платежей. Прежде всего, – это платеж в федеральный бюджет (20% от общей ставки ЕСН 26%), в том числе предназначенный для финансирования пенсии взнос на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) в Пенсионный фонд РФ (далее – ПФ РФ) – 14%.
Пенсионный фонд РФ создан
в целях государственного управления
финансовыми ресурсами
Денежные средства ПФ РФ формируются за счет ЕСН, дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц. Уплата страховых взносов в ПФ РФ носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно, в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.
Нормативные акты по бухгалтерскому учету не регламентируют, как конкретно отражать расчеты по ЕСН и страховым взносам на ОПС, и на практике применяются два способа отражения ЕСН на счетах бухгалтерского учета. На счете по учету расчетов с бюджетом по налогам (по видам налогов) – счет 68 «Расчёты по налогам и сборам», и на счете учета расчетов с внебюджетными фондами – счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», с субсчетами (31, С. 66). Рассмотрим возможные варианты.
Первый вариант: ЕСН начисляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этот способ учета базируется на том, что речь идет о налоге, максимальная часть которого (20 из 26%) начисляется в федеральный бюджет. При этом для начисления каждой части ЕСН применяются разные субсчета второго порядка.
Второй вариант: ЕСН начисляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот способ учета используют многие бухгалтеры. Они исходят из социальной направленности ЕСН и необходимости ведения отдельных расчетов с каждым социальным внебюджетным фондом:
– во-первых, «сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд», согласно пункту 1 статьи 243 Налогового кодекса РФ;
– во-вторых, предусмотрено перечисление сумм ЕСН в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды отдельными платежными поручениями (2, ст. 243, п. 6).
Кроме того, организации обязаны ежеквартально и по итогам года представлять не только отчетность по ЕСН и страховым взносам на ОПС (декларации или расчеты авансовых платежей) в налоговые органы, но также сдавать ежеквартально не позднее 15-го числа следующего месяца отчетность в ФСС РФ и ежегодно отчитываются по персонифицированному учету перед ПФ РФ (2, ст. 243, п. 5).
И на счете 69 удобно открываются
отдельные субсчета для отражения
расчетов по каждой части ЕСН: с социальными
внебюджетными фондами и
Существует третий весьма экзотический способ – комбинированный вариант. При этом варианте учета применяются сразу оба счета: для начисления «федеральной составляющей» ЕСН – счет 68, а для расчетов с внебюджетными фондами – счет 69. Такой метод отражения ЕСН в бухгалтерском учете используется нечасто, поскольку не всем бухгалтерам удобно применять разные счета для начисления одного и того же налога.
Самый распространенный вариант отражения расчетов по ЕСН – второй, с использованием счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На субсчете 69.1. «Расчеты по социальному страхованию» отражаются операции с Фондом социального страхования РФ, субсчете 69.2. «Расчеты по пенсионному обеспечению» – с Пенсионным фондом РФ, на субсчете 69.3. «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – с Фондом обязательного медицинского страхования. Сумма ЕСН в части федерального бюджета отражается на субсчете «Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом» по полной налоговой ставке (без учета налогового вычета на ОПС).
Итак, организация вправе самостоятельно определить тот или иной вариант отражения сумм ЕСН в бухгалтерском учете, и соответственно – в бухгалтерском балансе. Традиционно кредиторская задолженность отражалась в разделе V «Краткосрочные обязательства», по строке 620 «Кредиторская задолженность», с расшифровкой общей суммы по строкам:
Информация о работе Бухгалтерский учет единого социальноо налога