Бухгалтерский учет и аудит на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена следующими положениями. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменяются формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Ныне предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесения амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятий, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

Содержание

Введение
1. Учетная политика на предприятии
1.1 Учетная политика МП
1.2. Формы организации бухгалтерского учета
2.Особенности ведения бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения
3.Особенности применения ЕНВД на малых предприятиях
4. Основы аудиторской деятельности
5. Организация и планирование аудита малых предприятий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бух учет и аудит на малых предприятиях.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Глава 4. Основы аудиторской деятельности 

     Прежде  всего, следует определиться, что  же такое аудит. Аудит – это  независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Аудит может быть обязательным (когда компания отвечает определенным критериям) или инициативным (если желание его провести возникло у руководителя компании или ее участников).

     Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Определение субъективного понятия достоверности дано в Законе об аудите: под достоверностью следует понимать такую степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Степень такой точности аудитор определяет самостоятельно, руководствуясь федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и своим профессиональным суждением.

     Исходя  из главной цели аудита – выражение мнения о достоверности финансовой отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству – основной аудиторской услугой является проверка учета и отчетности компании. Кроме того, аудиторским фирмам предоставлено право оказывать сопутствующие аудиту услуги:

     - постановка, восстановление и ведение  бухгалтерского учета, составление  финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

     - налоговое консультирование;

     - анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

     - управленческое консультирование (постановка  систем внутреннего контроля), в  том числе связанное с реструктуризацией  организаций;

     - правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по возникающим спорам;

     - автоматизация бухгалтерского учета  и внедрение информационных технологий;

     - оценка стоимости имущества, оценка  предприятий как имущественных  комплексов, а также предпринимательских рисков;

     - разработка и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;

     - проведение маркетинговых исследований;

     - обучение в установленном законодательством  РФ порядке специалистов в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью;

     - оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

     Чтобы избежать разногласий в ходе проверки, следует помнить о том, что  аудитор самостоятельно определяет формы и методы проведения аудиторской  проверки, опираясь на свою квалификацию и опыт, а также на положения законодательства.

     Получение у должностных лиц компании разъяснений  в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской  проверки вопросам также является правом аудитора. Не стоит удивляться, если аудитор захочет пообщаться и  с персоналом, не связанным с учетным процессом. Для эффективного и качественного проведения работы и формирования мнения о достоверности отчетности аудитор должен понимать бизнес-процессы клиента, специфику его деятельности и особенности проводимых операций.

     Также аудитору могут потребоваться сведения от третьих лиц. Как правило, это стандартная процедура рассылки запросов о подтверждении задолженности на отчетную дату от имени компании в адрес ее дебиторов и кредиторов. При этом ответы высылаются контрагентами непосредственно в адрес аудиторской организации.

     Аудитор вправе отказаться от проведения аудиторской  проверки или от выражения своего мнения о достоверности отчетности, если ему не представят все необходимые  документы. Это обстоятельство будет  расценено аудитором как ограничение его работы. Опасения, что аудитор не обеспечит сохранность документов или разгласит их содержание, излишни.

     Конкретная  методика выполнения аудиторской работы выглядит примерно следующим образом:

     1. Преддоговорная работа;

     2. Назначение руководителя проверки;

     3. Планирование аудиторской проверки;

     4. Утверждение состава рабочей  группы;

     5. Проведение аудиторской проверки  с оформлением рабочих документов  аудитора в соответствии с  внутрифирменными стандартами;

     6. Формирование отчета по результатам аудиторской проверки и его согласование с аудируемым лицом;

     7. Подготовка и утверждение аудиторского  заключения;

     8. Внутрифирменный контроль формирования  «Дела клиента», аудиторского заключения  и Отчета по результатам аудиторской  проверки;

     9. Архивирование документов аудиторской проверки.

     В ходе аудита малых экономических  субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для малых  экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:

     а) ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

     б) преобладающее влияние владельца  и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 5. Организация и  планирование аудита малых предприятий

     На  стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

     Перед  началом аудита малого экономического  субъекта особенно важным является  согласовать в договоре или  письме-обязательстве условия проведения  аудита, права и обязанности аудиторской  организации и экономического  субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

  В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск". Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.

  Для целей  правил (стандартов) аудиторской деятельности и при планировании соответствующих  аудиторских процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

  Во время  аудита малых экономических субъектов  особое внимание необходимо уделить  следующим потенциальным факторам риска:

  а) учетные  записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

  б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

  в) вследствие меньшего, чем в иных экономических  субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

  г) в условиях малых экономических субъектов  возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам  экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

  д) если малый  экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка  не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

  е) при  ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

  В малых  экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает  в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

  Преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

  Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов.

  Аудитор, осуществляя проверку субъекта малого предпринимательства и его потенциальных  партнеров, должен учитывать следующее.

  1. Роль  аудита для субъектов малого  предпринимательства состоит не  только в том, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития;

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит на малых предприятиях