Бухгалтерский учет и налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:45, реферат

Описание

Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую со¬ставную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица — одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способству¬ет повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его мож¬но отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы

Содержание

1. Налоговое планирование…………………..…………….………………3
2. Система налогов и сборов в Р.Ф…………………………….…………12
3. Список используемой литературы……………………………...……...23

Работа состоит из  1 файл

Реферат(Л) Бухгалтерский учет и налоговое планирование.docx

— 71.42 Кб (Скачать документ)

     Еще более сложные мероприятия приходится проводить в случае обмена долгами (естественно, обмена заслуживают не любые долги, а только долги, показываемые в налоговых отчетах и признаваемые налоговым органом). Такая ситуация может иметь место, когда предприятие с крупной прибылью (и соответственно с высокими налоговыми обязательствами) заинтересовано в приобретении другого предприятия, которое имеет крупные убытки в своем балансе. Потенциально последнее предприятие может иметь высокую стоимость (по его оснащенности, связям с клиентами и т.д.), но рыночная его стоимость в связи с долгами оказывается очень низкой.

     Решением  в этом случае может быть полное поглощение убыточного предприятия  прибыльным (при выплате некоторой  согласованной компенсации бывшим владельцам) с последующим объединением их балансов и погашением, таким образом, прибыльных статей одного предприятия убытками другого. В конечном счете, обязательства по уплате налогов уже нового объединенного предприятия при правильном проведении всей процедуры могут быть сведены к нулю. 

    Учетная политика предприятия и налоговое  планирование. 

     Вступление  в силу ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации существенным образом  изменило систему налогообложения  в нашей стране, что привело  к необходимости разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

     Многие  бухгалтеры считают, что приказ об учетной  политике - формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем. А между тем, грамотно ссылаясь на этот приказ, можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела. Кроме того, разъяснения чиновников, посвященные учетной политике, позволяют сэкономить на налогах и сократить объем бумажной работы.

     Фактически  учетная политика для целей налогообложения  принималась организацией и до вступления в силу ч. 2 НК РФ. Согласно п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.1998 г. N 60н (с изм. и доп. от 30.12.99), под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     Еще до введения в действие ч. 2 НК РФ существовал  комплекс предписаний налогового законодательства, дающих организациям возможность выбора различных вариантов порядка налогообложения хозяйственных операций Совокупность правил, выбранных организаций, фактически составила ее налоговую политику, не оказывая при этом влияния на порядок бухгалтерского учета. Формально же выбор организации закрепляется в приказе об учетной политике.

     Понятие налоговой политики организации - как  самостоятельное по отношению к  учетной политике - впервые было нормативно определено в ст. 167 НК РФ; под учетной политикой для  целей налогообложения следовало  понимать предлагаемый налогоплательщику налоговым законодательством комплекс возможных решений по выбору одного из режимов налогообложения совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций.

     Таким образом, налогоплательщики с 1.01.2001 г. должны формировать два документа:

     1) учетную политику для целей  бухгалтерского учета;

     2) учетную политику для целей  налогообложения.

     Конец каждого календарного года у бухгалтеров  связан с уточнением учетной политики, которую планируется применять в бухгалтерском учете и в целях налогообложения в следующем году. Самое время подкорректировать или изменить отдельные ее показатели. Напомним, что это обязательно для организаций, у которых появляются новые виды деятельности или осуществляется структурные преобразования (п. 4 ст. 7 Закона о бухучете, п.18 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

     Закон обязывает организации самостоятельно сформировать учетную политику для  целей бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Закона). В налоговом законодательстве такая обязанность не закреплена, однако в главах 21, 25, 26 и 26.4 НК РФ имеются отсылки к учетной политике в целях налогообложения (ст. 167, 248, 252, 339, 346.38 НК РФ и др.). В большинстве своем такое упоминание связано с тем, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику несколько вариантов учета элементов, используемых при формировании налоговой базы. Выбранный способ указывается в налоговой учетной политике. Как известно, налоговые базы по большинству налогов исчисляется организациями по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Только по налогу на прибыль база определяется на основе данных налогового учета.

     Рассмотрим  основные элементы приказа об учетной  политике организации для целей налогообложения и содержание норм Налогового кодекса РФ, определяющих порядок утверждения и последующего изменения приказа об учетной политике для целей налогообложения организации.

     Прежде  всего следует отметить, что ч. 2 НК РФ не содержит единых норм об учетной политике для целей налогообложения, которые касались бы вопросов, связанных со всеми налогами, порядок начисления и уплаты которых определяется НК РФ. Главы, посвященные отдельным налогам, содержат специальные нормы об учетной политике для целей налогообложения, распространяющие свое действие только в рамках соответствующей главы.

     Так, гл. 21 содержит предписания об элементах  учетной политики для целей налогообложения, касающиеся только налога на добавленную стоимость, а гл. 25 - нормы об элементах учетной политике для целей налогообложения только в части налога на прибыль организаций.

     Согласно  ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения:

     - утверждается соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

     - применяется с 1 января года, следующего  за годом ее утверждения приказом, распоряжением руководителя;

     - является обязательной для всех  обособленных подразделений данной  организации;

     - для вновь созданных организаций  утверждается не позднее окончания  первого налогового периода и  считается применяемой со дня  создания организации.

     При разработке учетной политики для  целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят перед выбором между двумя целями: минимизировать доходы и прибыли и, следовательно, налоги, либо максимизировать финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности. Лишь в случае разработки самостоятельной налоговой и бухгалтерской учетной политики возможно достижение этих двух целей.

     Утверждение налоговой учетной политики не только необходимо для самой организации-налогоплательщика в соответствии с требованиями налогового законодательства, но и полезно для самой организации, так как ее отсутствие может повлечь за собой санкции, а также упущенные выгоды. С помощью учетной политики до налоговых органов доводятся сведения, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Кроме того, учетная политика закрепляет в одном документе все методики, которые организация-налогоплательщик применяет при исчислении налогов. И, наконец, учетная политика в целях налогообложения, являясь действенным инструментом налогового планирования, позволяет в определенных размерах корректировать величину налоговых платежей организации. И хотя правила ведения налогового учета едины, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов учета, дающих возможность регулировать финансовые потоки организации.

     При разработке учетной политики в целях  налогообложения необходимо учитывать  возможные трудности, связанные  с постановкой и ведением налогового учета, зависят от ряда характеристик, например, таких, как:

     - организационно-правовая форма;

     - виды и объемы деятельности;

     - отраслевая специфика;

     - штат и квалификация сотрудников  финансово-бухгалтерской службы;

     - организация синтетического и  аналитического учета;

     - обеспечение учетного процесса  средствами автоматизации.

     При разработке соответствующей учетной  политики необходимо одновременное  достижение двух целей: постановка оптимальной  системы налогового учета и закрепление  в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству и максимально соответствовали  специфике деятельности организации.

     Ключевыми методами, влияющими на величину уплачиваемых налогов, являются распределение доходов  и расходов между отчетными (налоговыми) периодами и регулирование оценки активов. 

     Налоговое планирование: отечественный и зарубежный опыт. 

     На  Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. Действительно, в условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным финансовым последствиям или даже вызвать, банкротство предприятия. В то же время правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможность финансирования расширенной деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

     При налоговом планировании не следует  ориентироваться на размер налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения коммерческой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога 40—50% и не перебираются в так называемые "налоговые гавани"(налоговые убежища), где ставки налога 2—5% или он вовсе не применяется. На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20—25%, а компании, применяющие планирование в международном масштабе, — не свыше 10—15%. И эти ставки уже сравнимы, как мы видим, с уровнем налогообложения в странах — налоговых гаванях. Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и налоговыми гаванями далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях те и другие играют на равных.

     Но  даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности  в  стране  своего  местонахождения,   а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размешение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране — налоговой гавани. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т. д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может иногда длиться годами, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налога на 7—8 лет равносильна полному освобождению от налога. Кроме того, компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными налоговыми соглашениями. Страны — налоговые гавани таких соглашений обычно не имеют.

     Сущность  налогового планирования в странах  Запада состоит в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Кроме того, необходимость налогового планирования обусловлена наличием в налоговом праве западных стран весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены либо допускают их неоднозначное толкование. В этой сфере выбор наиболее "налогоэкономных" путей требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговых властей и нередко вступления в прямой контакт с налоговой администрацией с целью получения ее предварительной санкции на те или иные действия.

     За  пределами этих легальных сфер налогового планирования находится область противозаконного уклонения от налогов, т.е. злоупотреблений и различного рода махинаций, рассматриваемых законодательством как налоговые преступления. Границы такого уклонения от налогов весьма неопределенны и различаются по странам. Так, если в некоторых странах определенные злоупотребления считаются преступлениями, то в других они могут квалифицироваться как практика, хотя и не одобряемая, но допускаемая законом. Бизнес активно использует и возможности нелегального уклонения от налогов, однако и здесь преимущественные позиции принадлежат крупнейшим международным монополиям, которым характер их деятельности позволяет практиковать налоговые злоупотребления и махинации в наиболее скрытой и недоступной для расследования налоговыми властями форме.

Информация о работе Бухгалтерский учет и налоговое планирование