Бухгалтерский учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Содержание

Введение…………………………………...………..…….……......стр3
• Глава I. Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях…………...………стр.6
1.1 Основные средства как объект учета.
А) Классификация
Б) Оценка
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств

• Глава II. Организация бухгалтерского учета основных
средств……………………………………………………………...….стр.12
2.1 Учет поступления и выбытия основных средств…….стр.
А) Аналитический учет
Б) Синтетический учет
2.2 Учет амортизации основных средств………..………стр.
2.3 Виды ремонта основных средств и организация их
учета………………………………………………….….….стр.
2.4 Инвентаризация основных средств…………………….стр.
2.5 Переоценка основных средств…………………………..стр.
ГлаваIII. Направления совершенствования системы учета
основных средств………………………………………….стр.27
3.1 Автоматизация учета………………………………………стр.
3.2 Введение дополнительного контроля за учетом………стр.
• Заключение………………………….……………………….……..стр.33
• Список литературы……………..…………………………………..стр.34

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет основных средств.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние:

- инвентарных карточек (книг), описей и других регистров аналитического учёта; 
- технических паспортов или другой технической документации; 
- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

     Члены комиссии в присутствии должностных и материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

     При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Если в ходе инвентаризации выявлены не отражённые в учёте капитальные работы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учёте.

Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (транспортные средства, отбывшие в дальние рейсы, оборудование на капитальном ремонте и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

На основные фонды, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности.

     Инвентаризационные описи представляются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнения в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие регистры по учёту основных средств. В итоге составляют общую по организации сличительную ведомость результатов инвентаризации, где указывают наименование объектов по местам нахождения или эксплуатации, перечень выявленных неучтённых или недостающих объектов, их стоимость.

Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости:

     Дебет счёта 01 «Основные средства»

     Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы».  

При недостаче и порче объектов основных фондов их остаточную стоимость списывают с кредита счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,а сумму амортизации с кредита счёта01 «Основные средства» в дебет счёта 02. 
При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба:

     Дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом»

     Кредит счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по: 

Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 
  Кредит счёта 98 «Доходы будущих периодов».   
По мере погашения задолженности её виновником соответствующую часть списывают:

     Дебет счёта 98 «Доходы будущих периодов» 
Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы». 
Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организации с кредита счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на финансовые результаты у коммерческой организации (счёт 91 «Прочие доходы и расходы») или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён руководителем организации. 

Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера. 
Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).

     На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес собственника.

    2.5          Переоценка основных средств 

     Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ. 
 
Цель переоценки показать в учете современную стоимость производства основных средств, находящихся как в запасе, так и в эксплуатации. 
Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной) стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп, или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки. 
В любом случае современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях:

- приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию; 
- указана в информации, исходящей из органов государственного управления;

- опубликована в средствах массовой информации;

- определена в установленном порядке экспертами, т. е. лицами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности. 

     В соответствии с пунктом 38 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 
 
Иными словами предусмотрено два способа переоценки:

1) с применением индекса-дефлятора; 
2) путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (такой пересчет может производиться самостоятельно или с привлечением оценщиков).

     Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств.

     В бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств отражаются следующим образом:

-при дооценке Д-т01        К-т87 -    увеличена     восстанов.  стоимость;                                                           
                        Д-т 87        К-т 02   - увеличен износ;
 

-при уценке:         Д-т 87      К-т 01         - уменьшена восстанов. стоимость;  

                                    Д-т 02       К-т 87          - уменьшен износ.

 
Такие проводки необходимо делать по каждому переоцениваемому объекту.
 

      
6 августа 1998 года введен в действие Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», регулирующий оценочную деятельность. Теперь при переоценке или определении рыночных цен основных средств (реализации, внесении в уставный капитал и т. д.) достаточно привлечь независимого оценщика (фирму или предпринимателя), имеющего соответствующую лицензию. Его данные расцениваются как достоверные. 
Для целей переоценки определяется полная восстановительная стоимость, под которой понимается стоимость воссоздания нового объекта в текущих ценах. 
 
Понятие рыночной стоимости дано в статье 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», согласно которой под рыночной стоимостью объекта понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; 
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; 
- объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты; 
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; 
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

     Отношения с оценщиком необходимо строить на договорной основе. Затраты на оплату услуг оценщиков можно отнести на себестоимость как информационные, консультационные услуги.

Глава III Направления совершенствования системы учета  
                                         основных  средств 
 
3.1 Автоматизация учета 
Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды:

    -        синтетических счетов и субсчетов аналитического учета;

    -        структурных подразделений предприятия;

    -        инвентарных объектов;

    -        норм амортизационных отчислений;

    -        бухгалтерских операций и др.

При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.

Особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.

Среди разработчиков прикладного экономического программного обеспечения выделяются следующие: 1С, АйТи, Галактика, Интеллект-Сервис, Информатик, Инэк, Парус, КомТех+ и другие. 
"1С: Предприятие 7.5" является мощной системой, предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех масштабах. Эта система позволяет в каждом индивидуальном случае подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Набор компонентов может определятся индивидуально и в последствии пополняться. 
Компонента "Бухгалтерский учет" предназначена для учета наличия и движения средств предприятия. Она может использоваться как автономно, так и совместно с другими компонентами. 
Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме. Исходной информацией является операция, которая отражает реальный хозяйственный акт. 
Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок, например, при начислении амортизации основных средств. 
 
3.2 Введение дополнительного контроля за учетом 
 
О
дним из важных путей совершенствования бухгалтерского учета является введение дополнительного контроля со стороны руководства предприятия. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в данной области позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия. 
Нужно ввести анализ эффективности использования основных средств по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на своем предприятии. 
Также необходимо более тесное сотрудничество между руководителями предприятий и служащими, которые осуществляют финансово- расчетные  и снабженческо- сбытовые операции.

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств