Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и оценка товаров,
определить особенности учета товаров в оптовой торговле,
выявить особенности учета товара в розничной торговле.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 
 
 

РАБОТА  К ЗАЩИТЕ ИСПРАВИТЬ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ  КРАСНЫМ, ЧТО ВЫДЕЛЕНО.

 

      Введение 

     Торговля  представляет собой вид предпринимательской  деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путём реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.

     В зависимости от вида продажи товаров  различается:

     Розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ)

     Оптовая торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 2 Закона N 381-ФЗ)

     При осуществлении бухгалтерского учета в торговле, оптовой или розничной, отражаются хозяйственные операции по закупке, доставке и погрузке товаров на склады, а также процессы по продаже товаров конечному потребителю. Немаловажны операции по финансированию, в том числе заемному, а также операции, возникающие при выявлении брака, гарантийном и постгарантийном обслуживании и при списании расходов в рамках естественной порчи некоторых продуктов. Бухучет в торговле осуществляется на основании федерального закона «О бухгалтерском учете», однако необходимо учитывать специфические особенности учета в оптовой и розничной торговле.

     Основными хозяйственными процессами в торговле являются приобретение товаров, доставка, хранение товаров и их дальнейшая реализация.

     В соответствии с этим одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

      Цель  работы – изучить бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие и оценка товаров,
  • определить особенности учета товаров в оптовой торговле,
  • выявить особенности учета товара в розничной торговле.

      Структурно  работа отвечает целям и задачам  и состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы. 
 

 

      1. Понятие и оценка товаров 

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) товары - это часть  материально-производственных запасов  организации, приобретенная или  полученная от других юридических и  физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

     В данном, определении можно выделить четыре составляющих:

     Собственно  понятие "товар"

     С общеэкономической точки зрения товаром выступает любой предмет  обмена. Это могут быть материальные (вещественные) ценности, работы, услуги, нематериальные активы, т.е. все, что в процессе экономического оборота обменивается на деньги либо на иные ценности.

     Материально-производственные запасы.

     Согласно  п.2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" под материально-производственными запасами организации понимаются следующие активы: используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); ценности, купленные для последующей продажи; используемые для управленческих нужд организации.

     Приобретение  или получение от других юридических  и физических лиц.

     Как правило, товары приобретаются организацией у юридических и (или) физических лиц за плату. Юридическим основанием таких фактов хозяйственной жизни выступает договор купли-продажи или мены. Кроме этого основанием приобретения товаров могут быть не только договоры купли-продажи и мены. Организация может получить товары и качестве вклада в уставный капитал, стать их собственником безвозмездно (на основании договора дарения).

     Продажа или перепродажа без дополнительной обработки.

     Последующая продажа - это то, ради чего и приобретаются  товары. Приобретенные товары продаются  или организациям для последующей  перепродажи, или населению непосредственно для потребления.

     В первом случае говорят об оптовой  торговле или оптовых продажах. Юридическим  оформлением оптовой продажи  товаров служит договор поставки. Согласно ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

     Во  втором случае имеет место розничная  продажа товаров, в процессе которой  вы участвуете каждый раз, когда приходите  за покупками. Юридическим основанием продажи товаров в розницу  служит договор розничной купли-продажи. Согласно п.1 ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

     Способы оценки товаров и готовой продукции  определены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Готовая продукция принимается  к бухгалтерскому учету по фактической  себестоимости. Фактическая себестоимость готовой продукции, изготовленной в производстве, определяется по истечении отчетного периода на основе данных бухгалтерского учета. В аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения готовой продукции разрешается применять учетные цены. В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:

     фактическая производственная себестоимость (полная и неполная);

     нормативная себестоимость (полная и неполная);

     договорные  цены;

     другие  виды цен.

     Порядок оценки товаров торговыми организациями завит от способа продажи приобретенных товаров — оптовая или розничная продажа. К розничной продаже относится продажа товаров физическим лицам (населению) для личного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К оптовой торговле относится продажа товаров юридическим лицам и физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) для осуществления предпринимательской деятельности. Приобретенные организациями торговли товары, предназначенные для продажи, могут оцениваться следующим образом:

  • по покупной стоимости (стоимости приобретения);
  • по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) (разница между продажными и покупными ценами учитывается на счете 42 «Торговая наценка»);
  • по учетным ценам.

     Организации оптовой торговли учитывают приобретенные товары по покупной стоимости или по учетным ценам. Организации розничной торговли учитывают товары по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок). Формирование покупной стоимости товаров может осуществляться двумя способами:

  • по стоимости приобретения, включающей цену поставщика и другие расходы (например, транспортные расходы), связанные с приобретением товаров и произведенные до момента передачи товаров в продажу;
  • только по цене поставщика с отнесением на расходы на продажу других расходов по заготовке и доставке товаров, произведенных до момента передачи товаров в продажу. К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:
  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;
  • затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
  • затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором;
  • начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);
  • начисленные до принятия к бухгалтерскому учету товаров проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих товаров;
  • затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты организации по подготовке, фасовке и улучшению технических характеристик);
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

     При выборе способа оценки товаров следует  принимать во внимание периодичность  поступления товаров, условия их поставки, стоимость услуг, связанных с их приобретением. Выбранный организацией способ оценки товаров должен быть отражен в учетной политике организации, где также отражается выбранный способ формирования покупной стоимости товаров (с учетом или без учета в покупной стоимости товаров транспортных расходов). Фактическая себестоимость готовой продукции и товаров, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из текущей рыночной стоимости их на дату принятия к бухгалтерскому учету.

     Фактическая себестоимость готовой продукции  и товаров, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал  организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     Фактической себестоимостью готовой продукции  и товаров, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.  

 

      2. Особенности учета товаров в оптовой торговле 

     Приo оптовойo торговлеo существуетo двеo основныеo формыo оптовойo реализацииo товаровo:

     реализацияo товаровo со складаo оптовойo организацииo (складской оборот);

     реализацияo товаровo транзитомo (транзитный оборот).

     При реализации oтранзитомo оптоваяo организацияo можетo приниматьo и неo приниматьo участиеo в расчетахo. Приo реализацииo товаровo транзитомo с участиемo оптовойo организацииo в расчетахo, организацияo торговлиo самаo рассчитываетсяo с поставщикомo и получаетo средстваo от покупателяo. Воo второмo случаеo, торговаяo организацияo толькоo организуетo доставкуo конечнымo покупателямo, а расчетыo за товарo производятсяo междуo поставщикомo иo непосредственнымo получателемo товараo.

Информация о работе Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле