Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и оценка товаров,
определить особенности учета товаров в оптовой торговле,
выявить особенности учета товара в розничной торговле.

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

     На  основании товарного отчета:

     Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

     Кт 41 «Товары».

     При этом суммы первой и второй проводок совпадают. Такой порядок учета  позволяет контролировать в течение  месяца правильность отражения в  учете объема продаж (кредитовый оборот по счету 90 «Продажи») и списания товаров материально-ответственными лицами (дебетовый оборот по счету 90 «Продажи»). До закрытия отчетного периода других проводок по балансовому счету 90 «Продажи» не делают.

     По  окончании месяца бухгалтер составляет предварительный баланс (без проводок закрытия) и сопоставляет кредитовый и дебетовый обороты по счету 90 «Продажи». Эти обороты должны совпадать. Себестоимость проданных товаров, которые учитываются по розничным ценам, определяется как разность между стоимостью товаров по продажным ценам и торговой надбавкой, относящейся к проданным товарам.

     При списании товаров на реализацию следует  списать начисленную торговую наценку  на реализованный товар с применением  метода «красное сторно», что отразится  в учете следующими записями:

     Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

     Кт 42 «Торговая наценка» (сторно).

     Торговая  выручка сдается инкассаторам. Если предприятие сдает выручку инкассатору, то в учете это отражается проводкой:

     Дт 57 «Переводы в пути»

     Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - отражение выручки, переданной инкассатору, которая будет зачислена на расчетный счет. Операция передачи инкассаторам оформляется препроводительной ведомостью.

     Организации розничной торговли могут производить  также расчеты с покупателями с помощью пластиковых карт. Продажа товаров в таких случаях оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. В слипе указывают: имя держателя карты, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (VISA, Master card и др.), адрес организации-продавца (магазина).

     Слип  заполняется в трех экземплярах: первый вручается покупателю, второй сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию с кассовым отчетом. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяет работник организации-продавца. Слипы сдаются инкассатору по реестру с указанием их числа и суммы. Реестр заполняют в двух экземплярах: первый — для инкассатора, второй — с распиской инкассатора остается у организации-продавца. Реестры со слипами сдаются в банк. Банк зачисляет на расчетный счет организации-продавца причитающиеся ей денежные средства за проданные товары. В документах на зачисление денег банк указывает даты реестров слипов и суммы денежных средств.

     При продаже товаров по дате выписки слипа делается запись (на продажную стоимость):

     Дт 57 «Переводы в пути»

     Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

     При поступлении денежных средств на расчетный счет организации:

     Дт 51 «Расчетные счета»

     Кт 57 «Переводы в пути».

     Записи  по счетам 90 «Продажи», субсчет «Выручка», 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж» и т.д. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж», на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

     В последнее время розничные магазины используют различные формы продаж по дисконтным картам:

  1. дисконтные карты раздают во время проведения рекламной кампании, чтобы увеличить число постоянных покупателей. Обладатель дисконтной карты получает возможность пользоваться в течение определенного времени скидками в одном или нескольких магазинах, входящих в единую дисконтную систему;
  2. дисконтные карты выдают покупателям, которые за некоторый период времени приобрели в данном магазине товар на определенную сумму;
  3. дисконтные карты выдаются на приобретение товаров определенной фирмы.

     Предоставление  скидки по дисконтной карте — это уменьшение продажной (розничной) цены товара. До введения дисконтных карт торговая организация должна разработать систему документооборота и бухгалтерского учета продаж по дисконтным картам. Поскольку в настоящее время нет соответствующих нормативных документов, то методы и способы учета продаж по дисконтным картам следует утвердить в приказе по учетной политике организации.

     Кроме того, магазинам с большим ассортиментом  товаров (продовольственным, хозяйственным  и т.п.), которые продают товары по дисконтным картам, следует ввести в форму реестра цен графу «Цена со скидкой по дисконтной карте». Тогда не будет необходимости производить уценку товара и составлять соответствующий акт на каждый вид товара. Порядок отражения в учете продаж по дисконтным картам для разных магазинов будет разным в зависимости от профиля магазина, объема товарооборота и метода оценки товарных запасов.

     Если  товар учитывается по продажным  ценам, то в бухгалтерском учете  на предоставленные скидки должна быть сделана проводка:

     Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

     Кт 42 «Торговая наценка» (сторно торговой надбавки по товарам, проданным со скидкой).

     В практике учета организаций розничной  торговли зачастую имеет место возврат  товаров покупателями в случаях, предусмотренных законодательством. Порядок возврата (обмена) товаров, приобретенных по договору розничной купли-продажи, установлен гл. 30 ГК РФ и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». При учете операций по возврату товара необходимо оприходовать полученные от покупателей товары, откорректировать ранее сделанные записи по учету их продажи и отразить претензионные расчеты с поставщиками некачественного товара.

     Организации розничной торговли учет расчетов с  покупателями по возврату товаров, как  правило, осуществляют на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в следующей последовательности:

     Дт 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

     Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами — отражается возникновение задолженности перед покупателями на сумму возврата;

     Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

     Кт 41 «Товары» — корректируется методом «красное сторно» ранее сделанная запись по цене реализации товаров с НДС на сумму возвращенных покупателями товаров;

     Дт 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

     Кт 99 «Прибыли и убытки» — корректируется методом «красное сторно» сумма прибыли от продажи в части, относящейся к возвращенным покупателями товарам;

     Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

     Кт 50 «Касса» — отражается выплата покупателям денежных средств;

     Дт 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

     Кт 41 «Товары» — учитывается возврат некачественного товара поставщику по цене приобретения. Реализация товаров может быть осуществлена и на основе бартерного (товарообменного) договора. Если товары получены организацией безвозмездно (по договору дарения) или обнаружены в результате инвентаризации (как излишки), их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01). При этом для целей налогообложения рыночная стоимость определяется с учетом требований ст. 40 НК РФ.

     В учете данные операции отражаются проводкой:

     Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»

     Кт 98/2, субсчет «Доходы будущих периодов» — отражена стоимость безвозмездно полученных товаров по стоимости, определенной исходя из действующих рыночных цен на подобные товары. ПОЧЕМУ НЕ 98/2

      По  кредиту счета 98 "Доходы будущих  периодов" в корреспонденции со счетами 08 "Вложения во внеоборотные активы" и другими отражается рыночная стоимость активов, полученных безвозмездно, а в корреспонденции со счетом 86 "Целевое финансирование" - сумма бюджетных средств, направленных коммерческой организацией на финансирование расходов. Суммы, учтенные на счете 98 "Доходы будущих периодов", списываются с этого счета в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы":

  • по безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;
  • по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).

       Право собственности на обмениваемые товары, согласно договору, переходит к обеим сторонам после выполнения ими своих обязательств. В данной ситуации оценка товаров, переданных в обмен на полученные товары, была произведена организацией исходя из продажных цен на это имущество (условно будем считать их приближенными к рыночным). Соответственно, и оприходование товаров осуществлено по этим ценам. Также необходимо обратить внимание, что в фактическую себестоимость товаров, полученных по договорам дарения, в качестве взноса в уставный капитал либо по бартеру, включаются также фактические затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования. Следует иметь в виду, что стоимость безвозмездно полученного имущества в ряде случаев включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (пп. 8 ст. 250 НК РФ, ст. 251 НК РФ).

     Организации розничной торговли могут продавать  населению товар в кредит и  осуществлять комиссионную продажу  как новых, так и бывших в употреблении товаров.

     В таблице представлена типовая корреспонденция  счетов по реализации и бартеру товаров.

     Таблица 6

Типовая корреспонденция счетов по реализации и бартеру товаров

Содержание  операций Дт Кт
1. Отражена  выручка от продаж в розницу 50 «Касса организации» 90 субсчет «Выручка»
2. Начислен  НДС по окончании месяца (для  предприятий, являющихся плательщиками  НДС) 90 субсчет «НДС» 68 субсчет «НДС»
3. Списаны  расходы на продажу за отчетный  месяц 90 субсчет «Себестоимость  продаж» 44
4. Списаны  реализованные товары (учет ведется по продажным ценам) 90 субсчет «Себестоимость  продаж» 41
5. Списана  начисленная торговая наценка  на реализованный товар 90 субсчет «Себестоимость  продаж» 42
6. Сдана выручка инкассатору 57 90 субсчет  «Выручка»
7. Получен  положительный финансовый результат 90 субсчет «Прибыль/убыток  от продаж» 99
8. Отражен  отрицательный финансовый результат 99 90 субсчет «Прибыль/убыток  от продаж»
9. Торговое  предприятие получило товары  по бартерному договору, но право  собственности на них еще не перешло 002  
10. Поставка  своих товаров в обмен на  полученные товары 62 90-1
11. Оприходование  полученных товаров на баланс (без учета НДС): 41 002 
60
12. Отражен  в учете НДС за полученные  товары (для предприятий, являющихся  плательщиками НДС) 19 60
13. Закрыты  расчеты между сторонами 60 62
14. Принят  к вычету НДС, выставленный  поставщиком (для предприятий,  являющихся плательщиками НДС) 68 субсчет «Расчеты  по НДС» 19
15. Списана  себестоимость реализованных товаров 90-2 41
16. Начислен  НДС по реализованным товарам (для предприятий, являющихся плательщиками НДС) 90-3 68 субсчет «Расчеты  по НДС»
17. Отражена  прибыль от реализации товаров: 90-9 99

Информация о работе Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле