Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:00, доклад
Долгое время регулирование бухгалтерского учета в Швейцарии осуществлялось на базе Кодекса обязательств. С 70-х годов началось изменение законодательства, завершившееся в 1991 г. принятием ряда новых статей Кодекса. Цели этих изменений заключались в достижении большей прозрачности учета и отчетности, повышении защищенности акционеров, усовершенствовании структуры компаний, облегчении привлечения капитала и предотвращении злоупотреблений.
В бухгалтерской отчетности отдельных компаний основные средства должны оцениваться по первоначальной стоимости приобретения или производства за вычетом амортизации без права текущей переоценки. Исключение составляют компании, накопленные убытки которых превышают половину капитала и обязательных резервов. В этом случае разрешено переоценивать имущество и доли участия до текущей стоимости. Разницу от переоценки учитывают на счете специального резерва, который может уменьшаться только в результате перевода в состав акционерного капитала, списания или продажи соответствующих активов.
Консолидированную бухгалтерскую отчетность в Швейцарии можно составлять по первоначальной или текущей стоимости. Последняя может основываться на реальной текущей стоимости, восстановительной стоимости или на аналогичных издержках. Единственным условием является единообразие и согласованность.
Масштабы переоценки различны: переоцениваться может только реальное имущество (земля и здания); все материальные активы; материальные активы за вычетом недвижимого имущества. Методы переоценки также различны: это могут быть индексы цен, рыночная стоимость или комбинация этих методов.
Базой амортизации обычно является стоимость приобретения или производства активов, но она может основываться и на восстановительной стоимости. Можно использовать такие методы, как равномерная амортизация и метод снижающегося остатка. Амортизация также может базироваться на количестве продукции, произведенной с использованием данного вида активов (метод единиц производства). Полезный срок эксплуатации обычно выбирается в соответствии с общей целью бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить достоверное отражение финансового положения и прибыли компании. Однако на практике выбор определяется другими соображениями, в частности, налогообложением и скрытыми резервами.
Если отчетность отдельных компаний используется главным образом внутри страны, то консолидированная отчетность крупных компаний в большей степени предназначена для пользователей за рубежом. Поэтому она должна соответствовать международным стандартам, которые запрещают создание скрытых резервов. Кроме того, слишком низкие показатели прибыли поставят швейцарские компании в невыгодное положение при получении финансирования на международных рынках.
В швейцарском Руководстве по аудиту сказано, что проценты, связанные со строительством зданий и оборудования, могут включаться в себестоимость этих объектов. Кроме того, фиксированные правительственные субсидии должны вычитаться из стоимости соответствующих активов. Операционная текущая аренда предполагает учет арендуемого имущества на балансе арендодателя, а арендной платы у обоих участников договора - на счете "Прибыли и убытки"; финансовая аренда в зависимости от учетной политики может отражаться аналогично либо отражаться на балансе. Различие между ними основано на критериях, используемых в международных стандартах (переход права собственности к концу срока аренды; аренда, включающая опцион на покупку; срок аренды составляет большую часть срока эксплуатации соответствующих активов и пр.).
Если финансовая аренда отражается в составе активов, применяется МСФО 17, где сказано, что с самого начала аренды активы и пассивы отражаются по рыночной стоимости арендованного имущества, а последующие арендные платежи распределяются на финансовые издержки и уменьшение пассивов. Основные средства амортизируются в соответствии с амортизационной политикой, принятой арендатором.
В примечаниях к отчетности отражается общая сумма обязательств, вытекающих из арендных договоров, не нашедших отражения в балансе. В консолидированной бухгалтерской отчетности финансовая аренда должна учитываться в составе активов и отражаться отдельно.
В Швейцарии рекомендуется капитализировать нематериальные активы, созданные самой компанией, только в том случае, если они удовлетворяют условиям, аналогичным требованиям МСФО: обеспечивают получение будущих экономических выгод, их стоимость можно определить и измерить, у компании имеются финансовые ресурсы, необходимые для завершения их создания.
Что касается приобретенных нематериальных активов, единственным условием их отражения в составе активов является получение будущей экономической выгоды в течение нескольких лет. В качестве примеров нематериальных активов, которые могут капитализироваться, т.е. включаться в состав активов, упоминаются, помимо всего прочего, лицензии, патенты, торговые марки, авторские права, модели, планы, программное обеспечение, списки клиентов. С другой стороны, считается, что расходы на обучение и реструктуризацию, а также на фундаментальные и прикладные исследования не могут включаться в состав активов.
Капитализированные нематериальные активы оценивают по наименьшей из двух величин - себестоимости или чистой стоимости возможной реализации. Они должны быть амортизированы в течение срока полезной эксплуатации, обычно с использованием равномерного метода. Учетную стоимость нематериальных активов нужно периодически пересматривать, если их реальная стоимость снижается. На практике нематериальные активы, созданные на самом предприятии, капитализируют редко, а в большинстве компаний (особенно, в крупных химических и фармацевтических фирмах) расходы на разработки списывают по мере возникновения.
В бухгалтерской отчетности отдельных компаний доли в акционерном капитале оценивают на основе общих правил оценки активов. В виде исключения их можно переоценивать, когда холдинговая компания несет совокупные убытки, превышающие половину ее акционерного капитала и официальных резервов. В групповой отчетности неконсолидированные доли оцениваются по себестоимости или по методу собственного капитала.
В Кодексе обязательств указано, что запасы нужно оценивать по наименьшей из двух величин - первоначальной стоимости (издержкам приобретения или производства) или чистой стоимости возможной реализации. По запасам, как и по другим активам, можно создавать скрытые резервы. Издержки производства включают накладные расходы, кроме административных и коммерческих расходов. Постоянные производственные накладные расходы следует распределять исходя из мощности оборудования. Расходы на выплату процентов можно относить к накладным расходам. Большинство компаний включает, по крайней мере, часть косвенных расходов в стоимость запасов. Однако есть фирмы, которые оценивают готовую продукцию только по прямым издержкам производства.
Для оценки запасов используют самые различные методы - средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО и пр. На практике широкое применение нашли только два первых метода. В консолидированной отчетности запасы можно оценивать на основе фактических текущих издержек, восстановительной стоимости или на основе аналогичных издержек.
В Швейцарии налогами облагают доходы и собственный капитал. В финансовых группах каждая компания облагается налогами отдельно. Методы налогообложения в разных кантонах различны и довольно сложны. Большая часть кантонов в последнее время перешла к системе, при которой налоги базируются на доходах за текущий год, как в большинстве других стран.
Базой подоходного налогообложения является чистый доход, скорректированный на сумму расходов, выходящих за рамки общепринятой практики бизнеса. Налоговые корректировки включают, главным образом, выявление скрытых резервов с последующим отнесением их на доходы. Убытки могут вычитать при получении суммы налогов, подлежащих уплате в будущем периоде, в течение периода от 2 до 7 лет. Кроме того, налоги зависят от показателя прибыли на собственный капитал. Например, доходы в сумме 100 тыс. швейцарских франков будут в большей степени облагаться налогом в компании, где собственный капитал составляет 500 тыс. швейцарских франков, чем в компании с капиталом и резервами в сумме 1 млн швейцарских франков. До 1997 г. федеральный налог на доходы составлял от 3,6% до 9,8%, в последнее время эти ставки были заменены единой ставкой - 8,5%.
Кроме налога на доходы, облагают налогом и собственный капитал. Налогооблагаемый собственный капитал включает капитал и резервы, как отраженные в отчетности, так и скрытые. Ставки по кантонам колеблются от 0,26% до 0,9%. Федеральный налог был отменен в 1998 г.
В Швейцарии существует тесная связь между налогообложением и бухгалтерской отчетностью. Поскольку налоги базируются на учтенной сумме доходов, временная разница между налогооблагаемым доходом и доходом, отраженным в отчетности, возникает редко. Поэтому фирмы обычно не отражают отсроченные налоги в своей отчетности.
Консолидированную отчетность корректируют, чтобы дать достоверное представление о финансовом положении компании. Эти корректировки, а также исключение операций внутри группы приводят к появлению временной разницы, что требует отражения отсроченных налогов. Временную разницу определяют как разность между значениями балансовых статей, рассчитанными в соответствии с учетной политикой группы, и значениями, рассчитанными для целей налогообложения.
Отсроченные налоги, появляющиеся в результате переоценки активов, нужно отражать в балансе и разъяснять в примечаниях. Налоги, подлежащие уплате по нераспределенной прибыли дочерних и ассоциированных компаний, не начисляют до тех пор, пока не будет распределена эта прибыль. Активные и пассивные статьи по отсроченным налогам следует рассчитывать по налоговым ставкам, которые будут применяться в момент, когда эти активы будут реализованы, а пассивы погашены. Если эти ставки невозможно определить, используют действующие налоговые ставки.
Отсроченные налоги надо рассчитывать отдельно по каждому периоду и объекту налогообложения. Активы, связанные с отсроченными налогами, могут отражаться на балансе только тогда, когда существует вероятность получения в перспективе достаточной налогооблагаемой прибыли.
Средства для выплаты пенсий обеспечиваются за счет вкладов предприятий и служащих в государственный фонд. Дополнительные пенсионные выплаты обеспечиваются за счет вкладов предприятий и работников в особые фонды. Сумма пенсионных выплат зависит от размера вкладов в эти фонды и прибыли от инвестирования этих средств.
Вклады в государственный фонд базируются на заработной плате работающих. Ставки определяются в соответствии между уже вышедшими на пенсию и еще работающими людьми по всей стране.
В последние годы в Швейцарии наблюдалось стремление к повышению степени прозрачности и информативности бухгалтерской отчетности. Это - следствие возрастающих требований законодательства, разработки национальных стандартов учета, появления новых требований к учету и представлению информации для компаний, акции которых котируются на бирже, и усилий некоторых компаний, желающих привести свой учет в соответствие с международными стандартами.