Бухгалтерский учёт в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:32, реферат

Описание

Бухгалтерский учёт в Германии имеет давние и самобытные традиции. Немцы и немецкая практика оказали в своё время существенное влияние и на формирование российской системы бухгалтерского учёта. В отличие от англо-американских стран в Германии, как и в России, бухгалтеры ориентированы на возможно более точное соблюдение норм законодательства, прежде всего налогового. Это не в последнюю очередь связано с различиями правовых систем (германская система права основана на кодификации норм, англосаксонская система общего права – на прецедентах).

Работа состоит из  1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ В ГЕРМАНИИ. Саломатова М.А..doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

         Коммерческий кодекс требует раскрытия правил отнесения расходов и доходов к этим статьям, но не требует детализации расчётов, поэтому внешний пользователь вряд ли сможет точно оценить влияние этих статей на будущие прибыли.

         В балансе, согласно требованиям  законодательства, отдельными строками показываются пенсионные, налоговые и прочие начисления.

         Пенсионные начисления – один  из самых спорных моментов  в бухгалтерской отчётности немецких предприятий. Внешний пользователь должен иметь в виду, что, во-первых, в учёте фактически отражаются не все пенсионные обязательства компаний – так, в баланс не включаются непрямые обязательства (в случае финансирования, например, через организуемые в рамках предприятия фонды социального обеспечения); во-вторых, установленный для налоговых целей метод расчёта современной стоимости пенсионных обязательств не учитывает будущего увеличения окладов и не касается служащих моложе тридцати лет. В результате реальные пенсионные обязательства обычно оказываются заниженными, что противоречит принципу консерватизма (осмотрительности).

         Чисто немецкий принцип обязательности  приводит к тому, что отложенные  налоги обычно отсутствуют в  учёте и отчётности большинства компаний. Обычно они появляются в результате консолидации. Кроме того, если в консолидированной отчётности отражению подлежат как активы, так и кредиторская задолженность, связанные с отложенными налогами, в счетах отдельных компаний необходимо показывать лишь соответствующую часть кредиторской задолженности.

         В составе прочих начислений отражаются резервы под неопределённые обязательства, ожидаемые убытки и резервы, предназначенные для выравнивания издержек (например ремонтные фонды). В целом величина этой статьи может оказаться завышенной, так как в уменьшение налогооблагаемой базы она не принимается (с 1997 г.), и для создания резерва в большинстве случаев не требуется, чтобы соответствующий убыток или расход был вероятным, достаточно, чтобы он был возможным.

         Отчёт о прибылях и убытках  представляется в вертикальной  форме, в одном из двух форматов – затратном или функциональном. Традиционным для Германии является затратный формат, ориентированный на характеристику производства. В его основе лежит представление, что показателем деятельности компании является не только объём продаж, но и объём производства и потребления товарно-материальных запасов и ресурсы, использованные для увеличения основного капитала.

   Затраты в таком отчёте классифицируются по типам независимо от места их возникновения.

         Форма такого отчёта о прибылях  и убытках следующая:

                                    Объём реализации

                                    ± Изменение объёмов незавершённого  производства

                                    (готовой продукции)

                                    + Капитализация работ на собственные  нужды

                                    Валовый показатель деятельности

                                    + Прочие прибыли от хозяйственной  деятельности

                                    – Затраты на материалы

                                    – Затраты на персонал

                                    – Амортизация

                                    – Прочие операционные издержки

                                    Прибыль / убыток от хозяйственной деятельности

                                    + Прибыль / убыток от финансовой  деятельности

                                    Прибыль / убыток от обычных  операций

                                    ± Прибыль / убыток от чрезвычайных  операций

                                    – Налоги

                                    Прибыль / убыток за год 

   В настоящее время в ряде корпораций получает признание англо-американский формат, в котором затраты классифицируются по центрам их возникновения, т.е. по функциональному признаку. В этом случае отчёт о прибылях и убытках имеет следующий вид:

                            Объём реализации

                            – Себестоимость реализованной  продукции

                            Валовая прибыль / убыток

                            – Расходы на реализацию

                            – Управленческие расходы

                            + Прочие прибыли от хозяйственной  деятельности

                            – Прочие операционные издержки

                            Прибыль / убыток от хозяйственной деятельности

                            ± Прибыли / убытки от финансовой  деятельности

                            Прибыль / убыток от обычных  операций

                            ± Прибыль / убыток от чрезвычайных  операций

                            – Налоги

                            Прибыль / убыток за год 

        Следует отметить, что в разных  форматах строки с одинаковыми  названиями могут иметь различное  содержание. Так, налоги (кроме налогов на прибыль) в функциональном формате могут относиться к расходам на реализацию или административным расходам, что невозможно в затратном формате.

        Общепринятая практика составления  отчёта в функциональном формате  пока не вполне устоялась. В частности, существуют определённые разногласия в трактовке чрезвычайных статей; отличается от мировой практики и метод отнесения затрат на материалы (к расходам на материалы нередко относятся только прямые затраты, а косвенные – к прочим операционным издержкам).

        Законодательных требований к  содержанию отчёта руководства компании немного. Он должен раскрывать достоверно и добросовестно (истинно и справедливо) положение дел компании и развитие её в отчётном периоде; в данный отчёт могут включаться сведения о существенных событиях, произошедших после отчётной даты (у нас это нашло отражение в Положение по бухгалтерскому учёту (ПБУ) 7/98); прогноз развития и заявление о политике на будущее; оценка рисков; информация об исследованиях и разработках; характеристика существующих подразделений компании; отчёт о движении денежных средств; отчёт о социальной политике и т.п.

        Консолидированная финансовая отчётность  не является основой для исчисления  налогов или распределения прибылей, но приобретает всё большее значение в связи с ростом экономической интеграции. Головные компании, расположенные в Германии должны представлять консолидированную отчётность, если:

        • они фактически контролируют  подчинённые компании, владея более  чем 20 % их акций (традиционный для Германии подход);

        • они в принципе могут осуществлять  контроль над подчинёнными компаниями, обладая большинством голосующих прав, имея право назначать или смещать директоров подчинённых компаний или заключив соглашение о доминировании (англосаксонская концепция контроля).

        Однако из этого правила существует  множество исключений. Так, для организаций, не имеющих статуса юридического лица, раскрытие информации о зависимых предприятиях второго типа необязательно. Имеется возможность не включать подчинённую компанию в консолидированную отчётность, если: доля её незначительна; её акции предназначены исключительно для перепродажи; в отчётный период права головной компании по распоряжению активами дочерней были существенно ограничены; необходимую для консолидации отчётности информацию не удалось получить в срок и без затрат, превышающих разумные.

        Наконец, не допускается включение  дочерних фирм, нарушающее принцип  достоверности и добросовестности (это случается, например, если сферы деятельности головной и дочерней компаний резко различаются).

        Особая проблема при консолидации возникает с пересчётом иностранной валюты. Ни Коммерческий кодекс, ни Седьмая директива (о консолидации бухгалтерской отчётности) не определяют метода пересчёта иностранной валюты. Нет в Германии и устоявшейся практики в данном вопросе. Поэтому используются самые различные методы (текущий/нетекущий, монетарный/немонетарный, временной, курса на дату составления баланса и т.п.). По-разному трактуются и курсовые разницы. Одни компании компенсируют влияние курсовых разниц с помощью корректировок; другие допускают прямое отражение их на счёте прибыли или убытка; третьи, строго придерживаясь принципа консерватизма (осмотрительности), признают убыток, но не прибыль от колебаний курсов.

        Все средние и крупные компании  должны проходить аудиторские проверки. Требования к содержанию публикуемого мнения аудитора с мая 1998 г. были расширены: теперь в него должны быть включены сведения о том, соблюдались ли компанией общепринятые принципы бухгалтерского учёта, удовлетворяет ли отчётность требованиям истинности и справедливости, какие риски могут в ближайшем будущем повлиять на состояние компании и т.д.

        С конца 1980-х гг. изменение требований  к бухгалтерскому учёту в основном  было связано с приведением законодательства Германии в соответствие с директивами ЕС. В 1998 г. были приняты новые законы, основные положения которых сводятся к следующему:

   • акционерные компании должны внедрять систему управления рисками, а аудиторы – оценивать её достаточность;

        • руководство в своём ежегодном  отчёте должно оценивать потенциальные риски и ожидаемые направления развития фирмы;

        • для компаний, чьи акции котируются  на бирже, отчёт о движении  денежных средств становится  обязательным;

        • такие компании будут выбирать, каких общепринятых принципов  учёта придерживаться (немецких, международных 1А5, американских СААР или национальных какой-либо иной страны).

        В составе ЕС Германия в  настоящее время продолжает двигаться  по пути приближения национальных стандартов к общепринятым в мире, но изначальные различия между ними столь глубоки, что пока говорить о достаточном соответствии немецких норм международной практике или даже общеевропейским подходам не приходится.

        Основным условием в системе  рыночного хозяйствования является  невмешательство государства во внутренние дела предприятия. Однако государство создаёт определённые общие условия для организованного и успешного хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. К этим общим условиям относятся законы в области хозяйствования, управления, налогообложения.

        Ведение бухгалтерского учёта  основывается на предписаниях  Торгового кодекса, налогового  законодательства, Закона о налоге с оборота, Закона о подоходном налоге и Закона о налоге на корпорации.

        Торговое и налоговое законодательства обязывают придерживаться определённых правил ведения бухгалтерского учёта по содержанию и по форме.

       Требования к ведению бухгалтерского учёта в Германии 

                                     Критерий                          Требования

                             1. Полнота                 Запись всех хозяйственных операций

                             2. Правильность            Записи хозяйственных операций

                                содержания              соответствуют их содержанию

                             3. Временные               Записи производятся в соответствии

Информация о работе Бухгалтерский учёт в Германии