Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:14, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы заключается в особом месте, занимаемом финансовым и управленческим учетом в области контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, где особая роль принадлежит влиянию финансового и управленческого учета на эффективность экономики предприятия. Для совершенствования контроля над затратами каждое предприятие в силу своих производственных особенностей должно выбрать самостоятельно метод калькулирования затрат,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ ПОНЯТИЯ, ЗНАЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА………………………………………………….4
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ – ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ……7
Сущность, понятие и значение управленческого учета…………………7
Предмет, метод и функции управленческого учета……………………...9
Принцип организации управленческого учета и его роль в системе управления предпринимательской деятельности………………………11
Влияние организационной структуры предприятия на построение управленческого учета……………………………………………………15
Взаимодействие финансового и управленческого учета………………19
Функции бухгалтера – аналитика, осуществляющего управленческий учет………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
Объектами управленческого учета являются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия и его центров ответственности, внутреннее ценообразование и внутренняя отчетность.
В управленческом учете используются самые разнообразные методы:
Следовательно, метод управленческого учета представляет собой системный оперативный анализ информации [12].
Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.
Рассмотрим основные функции управленческого учета на предприятии, работающем в условиях рыночной экономики.
Формирование
достоверной и оперативной
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия в рамках управленческого учета находит отражение в отчетности, формируемой по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам или группам продукции, статьям бюджета. Кроме того, составляется отчетность в целом по предприятию с обобщением результатов работы предприятия за определенный отчетный период.
Конкретное
содержание, формы и виды внутренней
управленческой отчетности зависят
от организационной структуры
Организация
на предприятии системы
Обособление
счетов в управленческом учете, помимо
улучшения информационного
Существует
два возможных варианта организации
управленческого учета и
При
варианте автономии каждая из систем
учета – финансового и
Управленческая бухгалтерия детализирует данную информацию
При однокруговой (интегрированной) системе учета счета экраны не применяются, и используется единая система счетов и бухгалтерских проводок.
Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета.
Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является ее экономическая эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений. Внедрение и эксплуатацию системы управленческого учета только тогда можно считать оправданными, когда полученный в результате положительный эффект превосходит необходимые для создания данной системы затрат.
Традиционно
отечественный бухгалтерский
К
принципам управленческого
Принципы, свойственные управленческому учету, позволяют ему решать комплекс взаимосвязанных задач:
Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. От построения организационной структуры зависит система управленческого учета предприятия. Администрация решает, какому сегменту предоставить те или иные полномочия, как распределить ответственность между исполнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управления организацией, другими словами, устанавливает организационную структуру предприятия.
Следовательно, организационную структуру предприятия можно определить как разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед предприятием в целом.
В экономической литературе встречается и другая трактовка организационной структуры — это совокупность линий ответственности внутри организации, каждая из которых показывает направление движения информации (в частности, отчетной).
Организационная структура предприятия может быть охарактеризована
как централизованная или децентрализованная — в зависимости от степени ответственности, возложенной на ее менеджеров.
Централизованные организации имеют иерархическую, пирамидальную структуру, построенную по функциональному принципу (администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг и т.п.). В основе системы управленческого учета таких предприятий лежат главным образом центры затрат. Такая система управления по своей сути является консервативной, предполагает максимум принуждения и не обеспечивает свободы действия сотрудникам предприятия. Централизованная система управления была свойственна практически всем предприятиям СССР.
В переходный период, переживаемый российской экономикой, перестроечные процессы происходят не только на макро-, но и на микро уровне. Исследования показывают, что в ряде случаев жестко централизованная система управления, доставшаяся российским предприятиям в наследство от административной экономики, становится тормозом их развития. Она снижает инициативу исполнителей, препятствует гибкости и оперативности в управлении.
Выход из создавшегося положения руководство предприятий видит в предоставлении своим структурным подразделениям большей хозяйственной самостоятельности и как следствие — в возрастании их ответственности за принимаемые решения.
Рыночные
отношения требуют новых
Децентрализованная структура характеризуется наличием центров прибыли и инвестиций. Как отмечалось, их руководители имеют более широкий круг прав и обязанностей, чем менеджеры центров затрат. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений.
Таким образом, формирование децентрализованной структуры управления предприятием предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
1) распределение
ответственности среди