Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:56, реферат
История рынка ценных бумаг насчитывает несколько веков. 400 лет назад, в 1592 году, в Антверпене был впервые обнародован список цен на ценные бумаги, продававшиеся на местной бирже. Этот год считается годом зарождения фондовых бирж как специальных организаций, занимающихся куплей-продажей ценных бумаг.
-финансирование
прибыльных проектов, вложения в
которые окупаются в течение
нескольких лет за счет
-финансирование
проектов строительства,
Формы региональных займов. Существуют две главные формы региональных займов:
-выпуск региональных ценных бумаг;
-ссуды.
Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей.
(По Федеральному
закону « О переводном и
простом векселе » от 11 марта
1997 г. №48-ФЗ государственные
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии ( бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т. е. та плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой – наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
РЦБ имеют
обычно статус государственных ценных
бумаг с точки зрения вопросов
налогообложения для
Инвесторы. Основными покупателями РЦБ выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.
Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:
-более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
- надежность
этих ценных бумаг по
Еще большей надежностью, чем
ценные бумаги региональных
Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.
Согласно действующему законодательству, предельный объем расходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% доходов бюджета муниципального органа управления ( местного бюджета ) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.
Механизм выпуска и обращения. Решение о региональном займе и форме его выпуска ( обычно в виде муниципальных облигаций ) принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк ( или банки ) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение регионального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, т. е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течении срока облигации выкупаются ( погашаются ) эмитентом по их нарицательной стоимости ( с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа ).
В целом на региональные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством ( закрытая или открытая подписка ), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.
Российская практика. В настоящее время общее количество зарегистрированных региональных займов исчисляется сотнями, а их номинальная стоимость составляет десятки миллиардов рублей. Однако с учетом того, что часть этих займов выпускалась в предшествующие годы ( начиная с 1992 г. ) и уже погашена, в обращении имеются муниципальные облигации на меньшую сумму.
Облигации региональных органов власти обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с федеральными облигациями, и на них в настоящее время распространяются те же налоговые льготы.
Разновидностью
российских облигаций являются
жилищные облигации, цель
Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт -Петербург, Татария, Тюменская область и некоторые другие.
Основные
черты российского рынка
Во-первых, его быстрый рост. Но в целом рынок ценных бумаг, выпущенных органами региональной власти, составляет менее 10% объемов всего рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его роста имеют двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выражении этот рынок будет увеличиваться, однако в относительном выражении, т. е. в части увеличения его доли по сравнению с рынком федеральных облигаций, он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому мешает сверхконцентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой – расширение рынка федеральных облигаций в направлении все большего охвата регионов.
Во-вторых, расширение географии выпуска региональных займов.
Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировали те или иные выпуски. Выпуск этих займов по своим качественным параметрам существенно и, можно сказать, выгодно отличается от федеральных займов. Прежде всего, если последние носили по преимуществу кратосрочный характер ( 3-6 месяцев ), то региональные займы в основной своей массе сразу выпускаются на среднесрочный ( 1-5 лет ) и долгосрочный периоды ( от 5 лет и выше ).
Если федеральные облигации обычно выпускаются в бездокументарной именной форме ( исключение – облигации государственного сберегательного займа ), то свыше1/3 региональных облигаций выпущено на предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок ( продавцов и покупателей) еще только складывается, а с другой – его инфраструктура почти отсутствует.
Следующее
отличие состоит в том, что
если современные российские
займы преследуют, как правило,
только одну цель –
Рост показателей рынка облигаций, выпускаемых регионами, будет связан с рядом причин. Во-первых, с необходимостью выполнения обязательств по ранее выпущенным займам и поддержанием уровня бюджетного финансирования в регионах в размерах, не меньших, чем прежде. Например, если за счет региональных займов сроком на один год были профинансированы какие-то мероприятия или расходы на сумму 500 млн. руб., то в следующем году необходимо погасить облигации на сумму 500 млн. руб., выплатить по ним обусловленные в проекте эмиссии проценты, кроме того, желательно снова профинансировать аналогичные расходы хотя бы на уровне предыдущего года. Следовательно, общая сумма вновь выпускаемых облигаций должна быть удвоенной, а то и утроенной по сравнению с предшествующим годом.
Во-вторых, увеличение масштабов региональных займов обусловливается ростом цен, т. е. инфляцией.
В-третьих, необходимость в использовании инструментария рынка ценных бумаг может проистекать из усиления социальной направленности политики государства, а значит, местных администраций, в преддверии различного рода выборов, включая и выборы местных органов управления, и других политических событий.
В-четвертых,
масштабы рассматриваемого рынка будут
возрастать по мере овладения региональными
органами власти рыночными механизмами
при проведении бюджетной политики.
В разных
странах мира муниципальные
Субъекты Российской Федерации имеют право выпускать ценные бумаги, приводящие к росту не только внутреннего, но внешнего долга государства при условиях исполнения ими своих бюджетов, получения разрешения на осуществление валютных операций, получения международного кредитного рейтинга и т. п. Однако выпуск еврооблигаций федерального правительства имеет приоритет при решении вопросов о выпуске внешних займов субъектов Федерации.
Муниципальные
органы власти России по действующему
законодательству лишены права выпуска
ценных бумаг, приводящих к образованию
внешнего долга страны.
Государственные
ценные бумаги используются для
финансирования
дефицита государственного бюджета
и целевых
государственных
программ, а также для регулирования
экономической
активности в стране.
От других ценных
бумаг их отличает высокая надежность
и
ликвидность, низкая
доходность, льготное налогообложение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
Под редакцией профессора Б. А. Райзберга
Москва «Инфра-М» 1999
г.
Под редакцией В. А. Галанова, А. И. Басова
Москва
«Финансы и статистика»2006
г.
3. «ФИНАНСЫ»
Под редакцией А. М. Ковалевой
Издание
второе. МОСКВА «ФИНАНСЫ
И СТАТИСТИКА» 1998
г.
4. «ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
В. Н. Добров, В.И. Крашенинников
Москва
«Финансы и статистика» 1991
г.
5. «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»
А. М. Тавасиев, Н. Д. Эриашвили
Учебник. Издательство политической литературы « Единство»
Москва 2002
г