Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:21, курсовая работа
Одним из объектов учета являются нематериальные активы, в составе которых особое место занимает "деловая репутация" компании. Для ее обозначения часто также используют без перевода английский термин "good will" - "гудвилл".
Деловая репутация, стоящая особняком в ряду друг
Деловая репутация компании: учет и оценка
Одним из объектов учета являются нематериальные активы, в составе которых особое место занимает "деловая репутация" компании. Для ее обозначения часто также используют без перевода английский термин "good will" - "гудвилл".
Деловая репутация, стоящая особняком в ряду других нематериальных активов, настолько отличается от них по методам оценки, способам приобретения, методам амортизации, способам выбытия, что возникает вопрос об уместности ее включения в данную группу. Такие объекты нематериальных активов, как интеллектуальная собственность, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменное наименование, ноу-хау, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, лицензии, а также права пользования природными ресурсами, организационные расходы и расходы на НИОКР, несмотря на свою качественную разнородность, обладают общими сходными чертами.
Для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на основе прав собственности, планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено использование счета 04 "Нематериальные активы", где они отражаются по видам. На этом же счете учитывается деловая репутация компании.
Отсутствие у нематериальных активов материально-вещественного содержания в определенной степени условно. Конечно, товарный знак - не автомобиль, но многие товарные знаки, фирменные наименования узнаваемы во всем мире, оформленную лицензию можно взять в руки, остается вещественный след и от организационных расходов, и от ноу-хау в виде документов, описаний, формул. И лишь отсутствие вещественности у деловой репутации компании бесспорно. Она может быть признана в деловом мире, но можно ли указать место, где компания ее прячет или, напротив, выставляет на всеобщее обозрение? Ее часто легко лишиться, приняв неверное решение или в силу других обстоятельств, но трудно восстановить.
Все нематериальные активы имеют стоимостную оценку, которая определяется при приобретении по договорной цене по сумме фактических затрат, связанных с приобретением, или каким-либо другим образом в зависимости от способа оплаты. При создании нематериальных активов (например, НИОКР) в основу их стоимости положены затраты, связанные с созданием (заработная плата разработчиков, стоимость материалов и т. д.). Но стоимостной измеритель деловой репутации нередко оказывается условным. В отчетах некоторых британских компаний можно встретить статью "Деловая репутация", по которой проставлена символическая сумма в 1 ф. ст. (при измерителе баланса в 1000 ф. ст.). Это означает, что репутация имеется или была, но ее стоимость не определена или списана. Статья "Деловая репутация" может оставаться в балансе даже при ее полной амортизации.
Нематериальные активы из-за длительности использования необходимо амортизировать путем начисления износа и включения начисленных сумм в издержки предприятия. Для учета износа используется счет 05 "Амортизация нематериальных активов", по кредиту которого показывают накопленные амортизационные отчисления в аналитическом разрезе по различным объектам и видам нематериальных активов с одновременным включением их в издержки предприятия. При этом первоначальная стоимость нематериальных активов остается неизменной в текущем учете. А в балансе они отражаются по остаточной стоимости. Стоимость деловой репутации можно списать (погасить), но при этом предприятие не лишается самой репутации. Министерство финансов РФ в своем письме "Об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с приватизацией предприятий" от 23.12.92 N 117 рекомендовало списывать деловую репутацию (разницу между покупной и оценочной стоимостью имущества организации) ежемесячно в течение 10 лет (но не более срока деятельности организации) непосредственно со счета нематериальных активов, минуя счет 05 "Амортизация нематериальных активов". Таким образом, и в текущем учете, и в отчетности деловая репутация показывается по остаточной стоимости.
В отличие от других нематериальных активов ее невозможно передать, продать или подарить. Она не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на основе права собственности, не может быть отчуждена, подобно тому, как такая нравственная категория, как репутация человека, не может существовать отдельно от него. Деловая репутация присуща всей компании и неотделима от нее. В этом заключается одно из ее главных отличий от других нематериальных активов. Если выбытие и реализация нематериальных активов в бухгалтерском учете отражаются через счет 48 "Реализация прочих активов", то для деловой репутации такие операции невозможны.
Что же представляет собой деловая репутация и каким образом она появляется у компании? Ответ на этот вопрос можно найти в международном стандарте финансовой отчетности 38 "Нематериальные активы" и других МСФО, где, в частности, говорится, что внутренне созданная деловая репутация не признается как актив, поскольку не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно оценен. Иными словами, рентабельная, успешно работающая компания с прочными деловыми связями, с пользующейся спросом продукцией, постоянно приумножающая свои достижения и т. д., не имеет права "поставить на баланс" свою репутацию. Произвести надежную стоимостную оценку деловой репутации компании в подобных случаях невозможно. Исчисленная на определенный момент времени сумма не может рассматриваться как себестоимость деловой репутации.
Иначе рассматривается деловая репутация, возникающая при объединении компаний, прежде всего, при покупке одной фирмой другой. Согласно МСФО деловая репутация, возникающая при покупке, представляет собой платеж, производимый покупателем в предвидении будущих экономических выгод. Покупатель может заплатить сумму, превышающую и балансовую стоимость приобретаемых нетто-активов, и рыночную стоимость активов и обязательств, в ожидании будущих, более высоких доходов, связанных с эффектом синергии, или руководствуясь другими мотивами.
МСФО 22 "Объединение компаний" рекомендует рассчитывать деловую репутацию как разницу между затратами по приобретению (инвестициями) и долей инвестора в справедливой (т. е. оценочной) стоимости идентифицируемых приобретаемых активов и обязательств по состоянию на дату совершения операции. Именно положительная разница называется деловой репутацией и признается в качестве актива в балансе.
Возможна ситуация, когда при покупке компании появляется отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют "bad will" - "бэдвилл". Ее появление обусловлено превышением доли покупателя в справедливой стоимости приобретаемых идентифицируемых активов и обязательств над затратами по покупке компании. Это, в свою очередь, может возникнуть при завышении стоимости активов и занижении величины обязательств или недостаточной информированности покупаемой компании об истиной стоимости инвестиций. Отрицательная деловая репутация по рекомендациям МСФО 22 должна быть представлена как вычет из актива отчитывающейся компании, а в отчете о прибылях и убытках - как доход.
Следует иметь в виду, что в западном учете величина нетто-активов рассматривается как эквивалент собственного капитала компании, под инвестициями в нетто-активы подразумеваются инвестиции в собственный капитал компании.
В российском учете расчет чистых активов в основном совпадает с таким подходом, но требования соответствия с собственным капиталом акционерного общества в нем не содержится.
Расчет деловой репутации должен осуществляться в несколько этапов в такой последовательности:
1) определяются затраты по инвестициям, которые помимо суммы, непосредственно уплачиваемой за приобретаемые акции, включают оплату услуг юристов, брокеров, аудиторов и других консультантов;
2) рассчитывается балансовая величина нетто-активов на основе имеющейся методики;
3) определяется разница между затратами по инвестициям и балансовой стоимостью приобретаемых нетто-активов;
4) производится переоценка активов и обязательств покупаемой компании до их рыночной величины;
5) разница, полученная в п.3, распределяется на те активы и обязательства, которые требуют переоценки, в первую очередь, на оборотные активы и обязательства;
6) оставшаяся после распределения сумма представляет деловую репутацию, возникающую при покупке.
Поясним на простом примере некоторые варианты определения деловой репутации.
Инвестиции "Х" в "У", включая прямые расходы по инвестициям, составили 1010 тыс.руб. и занимают 100% в нетто-активах компании "У" (см. табл.1).
Таблица 1
Баланс "У"
на 01.01.2000
| Актив |Сумма| Пассив
|Основные средства| 400 |Акционерный капитал
|Запасы | 300 |Дополнительный капитал(эмиссионный доход) | 350 |
|Дебиторы | 200 |Нераспределенная прибыль
| | |Кредиторы
|Итого | 900 |Итого
Вместе с тем выявленная в результате переоценки стоимость запасов и основных средств составила соответственно 350 тыс.руб. и 550 тыс.руб. По условиям примера балансовая и рыночная стоимость дебиторской и кредиторской задолженностей эквивалентны.
Расчет деловой репутации, возникающей при покупке компании "У" как единого хозяйственного комплекса, будет выглядеть так (тыс.руб.):
1. Затраты по инвестициям 1010;
2. Нетто-активы по балансовой стоимости 700 (900 - 200);
3. Разница между инвестициями и долей инвестора в балансовой стоимости нетто-активов, распределяемая на активы и обязательства, требующие переоценки, составляет 310 (1010 - 700);
4. Рыночная стоимость приведена в условии;
5. Распределение разницы:
дооценка запасов до оценочной стоимости 50;
дооценка основных средств 150;
итого 200.
Из общей суммы (310), уплаченной покупателем сверх балансовой стоимости нетто-активов, 200 должно быть отнесено на переоценку запасов и основных средств;
6. Определение деловой репутации 310 - 200 = 110.
Таким образом, после переоценки активов и распределения суммы превышения на активы, требующие переоценки (переоценке подлежат только запасы и основные средства, а обязательства в нашем примере не переоцениваются), на деловую репутацию остается 110 тыс.руб.
Кроме того, последовательность распределения разницы начинается с оборотных активов и обязательств в направлении к активам длительного пользования. Если инвестору удается приобрести нетто-активы с меньшими затратами, например, за 810 тыс.руб., что превышает их балансовую стоимость, но ниже рыночной оценочной стоимости, определение деловой репутации несколько изменится. Чтобы понять подобные процедуры, добавим следующую информацию по основным средствам, которая не меняет общих балансовых итогов, оставив остальные условия задачи прежними (см. табл.2).
Таблица 2
Стоимость основных средств
| Основные | Балансовая | Оценочная | Доля в оценочной |
| средства | стоимость | стоимость | стоимости |
| | | основных | |
| | | средств | |
|Земля | 140 | 202,45 | 0,375 |
|Здания (по остаточной стои-| 180 | 275 | 0,5 |
|мости) | | | |
|Оборудование (по остаточной| 80 | 68,75 | 0,125 |
|стоимости) | | | |
|Итого | 400 | 550 | 1,0 |
Решение (тыс. руб.):
1. Затраты по инвестициям 810;
2. Нетто-активы по балансовой стоимости остаются прежними 700 (900 - 200);
3. Разница между инвестициями и долей инвестора в балансовой стоимости нетто-активов, распределяемая на активы и обязательства, требующие переоценки, составляет 110 (810 - 700);
4. Рыночная стоимость активов представлена выше;
5. Распределение полученной разницы:
дооценка запасов до рыночной стоимости, которая осуществляется в первую очередь, 50;
дооценка основных средств может быть произведена лишь на оставшуюся сумму 60 = (110 - 50);
итого 110;
6. Деловая репутация 0 = (110 - 110).
Дооценка основных средств может быть произведена лишь до 460 тыс. руб. (400 + 60), стоимость различных видов основных средств после этого будет выглядеть следующим образом:
земля 172,5 = (460 х 0, 375);
здания 230 = (460 х 0,5);
оборудование 57,5 = (460 х 0,125).
Таким образом, несмотря на то, что покупатель инвестирует суммы, превышающие балансовую стоимость нетто-активов приобретаемой компании, деловой репутации не возникает, поскольку вся сумма превышения уходит на переоценку имущества приобретаемой компании.