Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:12, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ и современное состояние денежно-кредитной политики России. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- проанализировать теоретические вопросы денежно-кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основы денежно-кредитной политики 4
1.1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики 4
1.2 Методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики 7
2 Денежно-кредитная политика на современном этапе 10
2.1 Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис 10
2.2 Вопросы методологии денежно-кредитной политики в ведущих странах 14
2.3 Особенности денежно-кредитной политики Банка России 17
2.4 Динамика денежно-кредитных показателей РФ 21
3 Программа развития денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
“Всероссийский конкурс информационных технологий и информационной безопасности «Интеллектуальная Россия»”
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основы денежно-кредитной
1.1 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики 4
1.2 Методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики 7
2 Денежно-кредитная политика на современном этапе 10
2.1 Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис 10
2.2 Вопросы методологии денежно-кредитной политики в ведущих странах 14
2.3 Особенности денежно-кредитной политики Банка России 17
2.4 Динамика денежно-кредитных показателей РФ 21
3 Программа развития денежно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
ВВЕДЕНИЕ
Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов. Большинство современных экономистов рассматривают денежно-кредитную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидуумов.
Высшая конечная цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики. Это и определяет актуальность темы.
Объектом исследования в моей работе выступает денежно-кредитная политика Российской Федерации. Предметом исследования – теоретические основы и современное состояние денежно-кредитной политики России.
Целью работы является изучение теоретических основ и современное состояние денежно-кредитной политики России. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность,
цели и инструменты денежно-
- проанализировать
- рассмотреть современную кредитно-банковскую систему;
- проанализировать перспективы развития денежно-финансовой системы.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег (монетаристская теория), изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Долгие годы среди экономистов ведутся дискуссии, обусловленные двумя различными подходами к теории денег модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современной количественной теорией денег (монетаризмом) - с другой. И кейнсианцы, и моиетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов, — сам уровень предложения денег. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде и от воздействия на процент в целях быстрого экономического маневрирования.
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.
Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:
- установление обязательной нормы резервирования;
- регулирование официальной учетной ставки;
- операции на открытом рынке;
- административные меры.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.
Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.
Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций. Денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.
Денежно-кредитную политику
проводит государство через
Центральный банк является:
- эмиссионным центром страны;
- банкиром правительства;
- органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами.
Центральный банк несет ответственность за состояние денежного обращения. Его стратегическая задача - обеспечение посредством контроля над объемом денежной массы низкого уровня инфляции и недопущение при этом значительной безработицы. Решение этой задачи предполагает управление прочими, негосударственными банками. Государство (представленное в данном случае центральным банком) на денежном рынке выступает монополистом в определении предложения денег и темпов его роста. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска денег. Следовательно, денежный рынок - монопольный, но демонополизация ему не грозит. Однако в этих условиях вполне возможными становятся злоупотребления со стороны центробанка. Поэтому для нормального функционирования денежного рынка требуется продуманное законодательство, которое бы регламентировало деятельность центрального банка и других государственных органов, ответственных за проведение денежно-кредитной политики.
С одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой - оказывает им необходимую кредитную поддержку. Центральный банк является кредитором в последней инстанции. Спасая коммерческие банки при угрозе финансовой паники, он предоставляет им кредитную поддержку. Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что он может в известных пределах осуществлять контроль над деятельностью коммерческих банков.
Функция банкира правительства налагает взаимные права и обязанности на правительство и центральный банк. Казначейство обязано хранить свободные денежные ресурсы в центральном банке в виде вкладов (депозитов). Центральный банк, в свою очередь, отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.
Денежно-кредитная (монетарная) политика связана с изменением массы денег в обращении. Необходимость ее состоит в том, что нерегулируемая деятельность коммерческих банков усиливает циклические колебания конъюнктуры: так, например, банки нередко считают выгодным расширять предложение денег в период экономического подъема (сопровождаемого инфляцией) и сокращать его во время спада. Такие действия провоцируют проциклические тенденции в функционировании банковской системы. Для противодействия им центральный банк может увеличивать денежное предложение в условиях спада для поощрения расходов, а во время инфляции - уменьшать его с целью ограничения расходов. Тем самым смягчаются циклические колебания на рынках товаров, капиталов, рабочей силы, сдерживается инфляция, регулируются темпы экономического роста.
Таким образом, вся денежно-кредитная система может быть представлена в форме пирамиды кредита, в основании которой находится казначейство. Оно тесно связано с центральным банком, который, в свою очередь, воздействует на коммерческие банки. Коммерческие же банки осуществляют кредитование фирм и населения.
В кейнсианской концепции государственного регулирования экономики денежно-кредитная политика занимает второе место. Главная роль в создании совокупного эффективного спроса отводится налогово-бюджетной политике. Деньги в кейнсианском уравнении присутствуют постольку, поскольку каждый компонент совокупного спроса имеет денежное выражение. Изменение в предложении денег, по мнению кейнсианцев, влияет на совокупный спрос через сложную цепь причинно-следственных связей. Большое значение, при этом, имеет политическое решение о проведении денежно-кредитной политики в одной из двух основных форм: политики дорогих денег и политики дешевых денег.
Согласно кейнсианской концепции выбор того или иного вида денежно-кредитной политики определяется тем какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса) определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.
Политика дорогих денег имеет в качестве основной цели ограничение совокупного спроса и снижение уровня инфляции. Это достигается среди прочих мер, прежде всего, повышением учетной ставки. Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к сокращению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса.
Политика дешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы. Понижение учетной ставки делает кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает предложение денег, увеличивает спрос на инвестиции, растет занятость населения, растут доходы населения, увеличивается совокупный спрос.
По мнению кейнсианцев, наиболее существенное влияние денежно-кредитная политика оказывает, на такие составляющие совокупного спроса, как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хп). Изменения в инвестициях через эффект мультипликатора влияют на потребление домашних хозяйств (С). Величина государственных расходов (G) непосредственно зависит от проводимой в стране налогово-бюджетной политики.
На проведение внутренней денежно-кредитной политики сильное влияние оказывает открытость экономики и усложняющиеся международные экономические связи. На величину чистого экспорта (Хп) оказывают непосредственное воздействие изменения учетной ставки и уровня цен в стране.
Влияние политики дорогих денег на совокупный спрос усиливается сужением чистого экспорта. Аналогичным образом политика дешевых денег усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое в свою очередь, ускоряется повышением учетной ставки внутри страны. Таким образом, при определенных обстоятельствах возникает альтернатива – проводить денежно-кредитную политику в целях экономической стабилизации в стране или же для устранения дисбаланса в международных экономических сделках.
По мнению кейнсианцев последствия проведения денежно-кредитной политики невозможно предсказать и оценить однозначно. Влияние денежно-кредитной политики на уровень производства, цены и занятость опосредовано таким большим количеством факторов, плохо поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной.
Монетаристы убеждены, что
денежно-кредитная политика определяет
уровень экономической
Информация о работе Денежно-кредитная политика россии на современном этапе