Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:00, дипломная работа
Эффективное функционирование финансово-кредитной системы России определяется степенью ее соответствия внутренним потребностям воспроизводственных циклов отечественного капитала, формируемых расширенным кругооборотом капиталов предприятий - основы стабильного экономического роста. Инструменты стимулирования экономического роста содержат как меры по созданию развитого внутреннего рынка, так и государственные шаги по концентрации финансовых ресурсов на стратегических направлениях развития.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Функции финансовой системы. 4
Инструменты финансово-кредитной политики 6
Государственный бюджет. Доходная и расходная части государственного
бюджета. 11
1.4. Кредитование. Виды кредитов. Проценты но кредитам и влияющие на
него факторы. 12
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
2.1.Деятельность банков в РФ. 14
2.2.Банк России, его правовое положение и функции 15
2.3 Двухуровневая банковская система и ее функционирование, 18
Свобода экономической инициативы как гарантия правового
государства. 20
Политика валютного курса. 21
Инфляция 23
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗБИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ФИНАНСОВО
кредитной сферы
3.1.Основных тенденций, показателей и параметров реализации денежно-
кредитной политики 27
Основные цели и задачи государственной денежно-кредитной политики в
2004 г. 29
Перспективы расширения возможностей кредитования реальной
экономики с учетом развития инструментария денежно-кредитной
политики. 33
Развития финансовых рынков, совершенствования платежной
системы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.4. Кредитование.
Виды кредитов. Проценты
но кредитам и влияющие
на
него факторы. 12
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
2.1.Деятельность банков в РФ. 14
2.2.Банк России, его правовое положение и функции 15
2.3 Двухуровневая банковская система и ее функционирование, 18
кредитной сферы
3.1.Основных
тенденций, показателей
и параметров реализации
денежно-
кредитной политики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
ЛИТЕРАТУРА. 45
ВВЕДЕНИЕ.
Прежде чем анализировать методы, с помощью которых осуществляется финансово-кредитная политика, важно четко понять цели политики и знать учреждения ответственные за разработку и проведение ее в жизнь.
Государственная финансовая политика является важнейшей частью экономической политики. При этом если общее экономическое законодательство, определяющее основы деятельности реального сектора, формирует "базис" экономической политики, то финансовая политика, являясь своего рода "надстройкой", влияет на текущее поведение хозяйствующих субъектов. Один из главных вопросов экономической политики сводится к следующему: всегда ли предпочтительно проведение "вообще правильной" финансовой политики? Или, при определенных обстоятельствах, целесообразно отступать от общих принципов, приспосабливаясь к достигнутому уровню экономического развития, а иначе государство с высокой вероятностью столкнется с финансовым кризисом? По всей видимости, российский опыт подтвердил последнюю гипотезу.
Эффективное функционирование финансово-кредитной системы России определяется степенью ее соответствия внутренним потребностям воспроизводственных циклов отечественного капитала, формируемых расширенным кругооборотом капиталов предприятий - основы стабильного экономического роста. Инструменты стимулирования экономического роста содержат как меры по созданию развитого внутреннего рынка, так и государственные шаги по концентрации финансовых ресурсов на стратегических направлениях развития.
В начале наших рассуждений имеет смысл подчеркнуть некоторые ключевые положения:
В соответствии с Конституцией и Законом о Центральном банке России, последний является независимым в проведении финансово-кредитной и
валютной политик, направленных на поддержание внутренней и внешней
2
стабильности национальной валюты. Инструментами финансово-кредитной политики являются операции ЦБРФ на открытом рынке, нормативы обязательного резервирования, ставка рефинансирования, а также политика кредитования коммерческих банков.
ЦБРФ несет ответственность за руководство и контроль за деятельностью денежной и банковской системы и разрабатывает основы политики, которой следует банковская система, направленная на осуществление того, что он понимает под интересами общества.
Коммерческие банки руководствуются стремлением к прибыли и проводят те мероприятия, которые рекомендует ЦБРФ.
Однако, надо сказать, что ЦБРФ проводит политику, которая соответствует интересам общества недостаточно. Вряд ли покажется неожиданным, что основополагающей целью финансово-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заёмщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду. А так же возрастают лишние издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заёмщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заёмщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.
В силу неразвитости в нашей стране рынка ценных бумаг вклады в банки в течение всего переходного периода будут преимущественной формой мобилизаций финансовых ресурсов для осуществления экономических преобразований. Задача банков - создать такие формы привлечения средств, которые реально заинтересовывали бы клиентов в накоплении ресурсов и формировали у них привычку к сбережению, определяющую инвестиционные возможности экономики, развивающейся по законам рынка. Финансово-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Более конкретно: финансово-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.
В работе проведен системный анализ рассматриваемой проблемы ( определение способов повышения эффективности кредитной и инвестиционной деятельности банка ), а так же перспективы расширения возможностей кредитования реальной экономики с учетом развития инструментария финансово-кредитной политики.
1 .СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
ФИНА
НСОВ. 1.1.Функции финансовой системы.
Они
выполняют ряд функций жизненно
необходимых для экономики
Функция сбережения.
Система финансовых интересов предлагает населению, предприятиям разнообразные способы сбережений в форме беспроцентных и процентных вкладов, ценных бумаг - депозитных сертификатов, облигаций и акций. Финансовые институты берут на себя обязательство сохранить и приумножить покупательскую способность "временно бездействующих денег" предприятий и домашних хозяйств.
Функция кредитования.
Это основная функция финансовой системы. Она тесно переплетается с первой, поскольку кредитный потенциал финансовых институтов, в частности банков, прямо зависит от объема сберегаемых в экономике страны финансовых средств.
Функция обслуживания платежей.
В экономике любой страны постоянно и в громадных объемах происходят платежи, связанные с товарными финансовыми операциями. Хозяйствующие субъекты (предприятия) расплачиваются со своими работниками, выдавая им заработную плату и премии, поставщиками сырья и товаров, платят налоги и другие обязательные платежи и т.д. Все эти расчеты осуществляются посредством финансовых инструментов, таких как платежные поручения, требования, аккредитивы, чеки, векселя, карточки и др.
Функция экономической политики.
Центральный банк и правительство воздействуя на кредитно-денежные и финансовые рычаги финансовой системы, проводят в нужном направлении государственную экономическую политику.
В
рамках простого кругооборота решаются
три главных вопроса
Если на рынке цены управляют использованием ресурсов - говорят о рыночной модели экономического развития. Если же управление использованием ресурсов происходит с помощью политических или административных мер речь идет о командной или плановой экономике.
В упрощенной модели кругооборота домашние хозяйства и предприятия взаимосвязаны факторами производства, денежными доходами в виде заработной платы, процентов и дивидендов от прибыли.
Предприятия используют рабочую силу, капитал и природные ресурсы для производства товаров и услуг, которые они в свою очередь продают домашним хозяйствам.
Последние оплачивают товары и услуги с помощью денег, полученных от продажи своей рабочей силы и ссуды своего капитала предприятиям.
Таким образом, происходит кругооборот ресурсов, продуктов и дохода. Предприятия используют рабочую силу, капитал и природные ресурсы для производства товаров и услуг, которые они в свою очередь продают домашним хозяйствам.
'Финансы:
учебник для вузов/ Л.А. Дробозина
1.2.
Инструменты финансово-
В соответствии с законодательством Банк России располагает достаточно широким кругом инструментов финансово-кредитной политики, которые в основном соответствуют международной практике. Вместе с тем возможности их применения в полной мере (особенно в части проведения операций на открытом рынке с облигациями Банка России и государственными ценными бумагами) зависят от устранения оставшихся законодательных ограничений по выпуску облигаций Банка России (в том числе в части объема и срока их выпуска) и повышения степени ликвидности государственных ценных бумаг в портфеле Банка России.
Конкретный набор применяемых инструментов финансово-кредитной политики будет определяться с учетом условий и фундаментальных параметров развития экономики. Сохранение положительного сальдо текущего счета платежного баланса приводить в определенные периоды к необходимости применения инструментов абсорбирования свободной ликвидности. При этом акцент будет делаться на использование операций на открытом рынке. Вместе с тем при возникновении потребности со стороны банковской системы в дополнительной ликвидности Банк России может расширить проведение кредитных операций с банками.
Операции на открытом рынке. Проведение Банком России операций на открытом рынке направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей финансово-кредитной политики.
С этой целью планируется продолжить осуществление эмиссии облигаций Банка России, а также проводить операции с этими облигациями на вторичном рынке, что обеспечит предоставление банкам надежного краткосрочного инструмента, который они могут использовать для управления собственной ликвидностью.
Предполагается, что операции Банка России на внутреннем валютном рынке сохранят роль оперативного канала регулирования уровня текущей ликвидности банковского сектора. В связи с этим Банк России продолжит работу в направлении развития и совершенствования инструментария финансово-кредитной политики.1
Учитывая, что использование Банком России операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами в настоящее время ограниченно вследствие не ликвидности основной части портфеля принадлежащих Банку России государственных облигаций, Банк России в соответствии с Заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу внес предложения в Правительство Российской Федерации о включении в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" статьи, разрешающей переоформление части государственных облигаций из портфеля Банка России в облигации с рыночными характеристиками: более коротким сроком обращения, купонными ставками, соответствующими рыночному уровню.
В случае решения проблемы переоформления достаточной части портфеля Банк России намерен возобновить проведение операций РЕПО с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, направленных на предоставление средств банкам в периоды возникновения краткосрочной потребности в дополнительной ликвидности.