Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - рассмотреть деятельность фондов обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации.
При написании работы, я ставила перед собой задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
2. Изучить организационную структуру системы ОМС и движения денежных средств.
3. Сделать анализ тенденций финансирования обязательного медицинского страхования.
Введение…………………………………………………………………………3-4
I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЕ В РФ …5-19
1.1 Сущность и основные элементы обязательного медицинского страхования …………………………5-10
1.2 Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования ……………11-14
1.3 Организационная структура системы ОМС и движение денежных средств……………………15-19
II. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФОМС ЗА 2009г………………………………....20-33
2.1 Анализ доходов ФОМС за 2009 год ……………………………………20-24
2.2 Анализ Расходов ФФОМС за 2009 год ………………………………...25-30
2.3 Анализ тенденций финансирования обязательного медицинского страхования ………………31-33
Заключение …………………………………………………………………..34-35
Список использованной литературы……………....………………………..36-37
Реализация новой модели финансирования
здравоохранения позволит наиболее
рационально управлять
II. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФОМС ЗА 2009г
2.1 Анализ доходов ФОМС за 2009 год
В соответствии с Федеральным законом « О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год» утвержден бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2009 год по доходам в сумме 154 736 501,1 тыс. рублей, по расходам в сумме 172 423 480,5 тыс. рублей.
Установлены источники финансирования дефицита бюджета Фонда на 2009 год согласно Таблице 2.
Таблица 2
Источники финансирования дефицита бюджета Фонда на 2009 год
Наименование источника |
Размер средств (тыс. рублей) |
Остатки средств бюджетов |
0,0 |
Увеличение остатков средств бюджетов |
-70000, 0 |
Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
-70000, 0 |
Уменьшение остатков средств бюджетов |
0,0 |
Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
0,0 |
Установлено, что доходы бюджета Фонда на 2009 год формировались за счет следующих источников:
1) налогов, подлежащих
2) сумм недоимки, пеней и иных
финансовых санкций по взносам
в Фонд, подлежащих зачислению
в бюджет Фонда в соответствии
с законодательством
3) средств федерального бюджета,
передаваемых в бюджет Фонда
в соответствии с
а) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);
б) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;
в) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;
г) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;
д) оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами;
4) прочих доходов, подлежащих
зачислению в бюджет Фонда
в соответствии с
Доходы бюджета Фонда
Таб. № 3
Наименование дохода |
Сумма (тыс. рублей) |
Налоги и взносы на социальные нужды |
68 004 018,5 |
Единый социальный налог |
68 004 018,5 |
Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд ОМС |
68 004 018,5 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
46 948,1 |
Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам |
46 948,1 |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
46 948,1 |
Налоги на совокупный доход |
732 366,0 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
420 446,2 |
Единый налог на вмененный доход на отдельные виды деятельности |
309 195,3 |
Единый сельскохозяйственный налог |
2 724,5 |
Прочие неналоговые доходы |
102 596,4 |
Прочие неналоговые |
102 596,4 |
Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
3 278,4 |
Доходы бюджета Федерального фонда ОМС от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
3 278,4 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда ОМС |
85 847 293,7 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами |
56 900 250,5 |
Средства федерального бюджета передаваемые бюджету Федерального фонда ОМС проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
290 600,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения |
4 000 000,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское
страхование неработающего |
3 402 600,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Ф ФОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников |
17 253 843,2
|
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
4 000 000,0 |
Доходы, всего |
154 736 501,1 |
В течение 2009 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2008 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2009 году. Совместно с субъектами РФ ими был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система.
В результате к декабрю 2009 года ФОМС смог обеспечить расчеты с субъектами Российской Федерации за фактически отпущенные в 2008 году лекарственные средства отдельным категориям граждан в полном объеме (74,7 млрд. рублей). Значительное содействие при этом, конечно, было оказано Правительством Российской Федерации и руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Благодаря принятым мерам по укреплению финансовой дисциплины в системе ДЛО совокупная стоимость по выписанным и фактически отпущенным в 2009 году лекарственным средствам уменьшилась на 24 млрд. рублей и составила 50,7 млрд. рублей. При этом основные параметры и источники финансовых ресурсов, необходимых для завершения расчетов за отпущенные лекарственные средства, были определены заблаговременно, на уровне Федерального закона от 21.07.2009 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Так же обеспечена предельная прозрачность системы ОМС - при распределении средств в регионы больше не принимаются субъективные решения, все финансирование осуществляется в строгом соответствии с федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ. ФОМС построил конструктивные и благожелательные взаимоотношения с субъектами Российской Федерации, наладил эффективное взаимодействие с руководителями регионов, обеспечивая растущий уровень финансирования территориальных программ ОМС в субъектах РФ. В 2009 году доходы ФФОМС составили 154 736 501,1 млрд. рублей, что на 27% выше по сравнению с доходами фондов в 2008 г.
В 2009 году в Федеральном фонде ОМС возобновлена деятельность Межрегионального Координационного Совета по организации защиты прав граждан в системе ОМС.
Федеральным фондом ОМС был восстановлен
уровень методического
Большинство решений и предложений Совета исполнительных директоров фондов ОМС нашли свое воплощение в виде реальных мероприятий, продемонстрировав тем самым высокую значимость этого коллегиального органа для системы ОМС, ее дальнейшего развития и совершенствования.
2.2 Анализ Расходов ФФОМС за 2009 год
В бюджете ФФОМС на 2009 год установлен общий объем средств Фонда, направляемых в 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 108 726 219,0 тыс. рублей, из них размер субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 41 823 300,0 тыс. рублей и объем средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 66 902 919,0 тыс. рублей, в том числе на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2008 году отдельным категориям граждан 32 002 668,5 тыс. рублей. Расходы Фонда в 2009 году составили 172 423 480,5 тыс. рублей. Структура расходов представлена в Таблице№ 4.
Структура расходов Бюджета ФФОМС на 2009 год
Таб. № 4.
Наименование |
Сумма (тыс. рублей) |
Другие общегосударственные |
149 654,2 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
149 654,2 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
149 654,2 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
300,0 |
Обязательное медицинское |
172273826,3 |
Международные культурные, научные и информационные связи |
300,0 |
Переподготовка и повышение |
8 200,0 |
Переподготовка и повышение |
8 200,0 |
Другие вопросы в области |
7 878,1 |
Выполнение других обязательств государства |
7 878,1 |
Здравоохранение и спорт |
172 257 448,2 |
Здравоохранение |
172 250 998,2 |
Субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС |
41 823 300,0 |
Средства ФФОМС, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни |
18 697 943,3 |
Информатика |
70 200,0 |
Трансферты, передаваемые ФФОМС |
99 072 917,4 |
Субсидии бюджетам территориальных
фондов ОМС на дополнительную оплату
амбулаторно-поликлинической пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования |
619 720,3 |
Оказание государственной лекарственными средствами |
66 902 919,0 |
Субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
4 393 384,5 |
Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико- санитарную помощь (при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами- терапевтами участковыми, врачами- педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей- терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики |
18 029 413,6 |
Субсидии, передаваемые территориальным фондам ОМС на проведение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения |
5 434 280,0 |
Субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на ОМС неработающего населения (детей) |
3 402 600,0 |
Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
290 600,0 |
Прикладные научные здравоохранения и спорта |
6 450,0 |
Выполнение научно- конструкторских работ по государственным контрактам |
6 450,0 |
Расходы, всего |
172 423 480,5 |
Остатки средств на 1 января 2009 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2008 году направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчетов в первом квартале 2009 года по заключенным в 2008 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.
Фонд в 2009 году направил средства в сумме 290 600,0 тыс. рублей, выделенные из федерального бюджета, на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Фонд в 2009 году осуществляет финансирование проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование за счет средств в сумме 4 000 000,0 тыс. рублей, перечисляемых из федерального бюджета, и остатков средств на 1 января 2009 года в сумме 1 434 280,0 тыс. рублей, образовавшихся в бюджетах Фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в результате неполного использования ассигнований на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, после завершения в первом квартале 2009 года расчетов по дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в 2008 году.
В Бюджете Фонда на 2009 год Установлено, что Фонд в 2009 году направляет в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в сумме 18 697 943,3 тыс. рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
Информация о работе ФМС и их роль в финансировании расходов на здравохранение в РФ