Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:07, реферат
В процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений осуществляются денежные расчеты (по взаимным поставкам материальных ценностей, предоставлению услуг и выполнению работ). Денежные расчеты возникают также при выполнении предприятиями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет, ссудам банка и другим обязательным платежам. Денежные расчеты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме. Налично-денежный оборот включает платежи, осуществляемые наличными деньгами, и в основном связан с доходами и расходами населения.
1. Введение
2. Принципы организации безналичных расчетов
3. Документальное сопровождение форм безналичных расчетов, действующих на территории Российской Федерации
3.1 Расчеты платежными поручениями
3.2 Расчеты аккредитивами
3.3 Расчеты чеками
3.4 Расчеты по инкассо
4. Заключение
5. Список используемой литературы
Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.
Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.
При открытии аккредитива плательщик предоставляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на его открытие. Форму заявления банк-эмитент разрабатывает самостоятельно.
На
основании заявления на открытие
аккредитива банк-эмитент
Аккредитивная форма расчетов имеет ряд преимуществ:
- продукция оплачивается только после ее отгрузки
-
оплата производится с
-
плательщику предоставляется
Аккредитив предоставляется в необходимом количестве экземпляров в зависимости от способа передачи.
При получении документов от исполняющего банка банк-эмитент проверяет соответствие документов условиям аккредитива, но не более семи рабочих дней.
При несоответствии документов по внешним признакам банк-эмитент обязан запросить у плательщика о возможности принять эти документы. При отказе банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка возврата денежных средств, перечисленных поставщику.
В процессе исполнения аккредитива получатель проверяет аккредитив на соответствие условиям договора, далее приступает к отгрузке товара. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товар, предоставляет в свой банк (исполняющий банк) четыре экземпляра реестра счетов, отгрузочные документы и прочее. Первый экземпляр с подписями и печатью остается в документах дня банка, второй и третий направляются в банк-эмитент, а последний в качестве расписки предоставляется поставщику.
Исполняющий банк несет полную ответственность за выплату средств по аккредитиву, следовательно операции по аккредитиву и соответствующие документы подвергаются тщательной проверке.
Не позднее следующего рабочего дня после предоставления получателем документов (после проверки) сумма аккредитива перечисляется на счет получателя.
Если
плательщик желает направить уполномоченного
представителя для личного
1.
Выставлен аккредитив
Д55/1 К51
2. Оплачено поставщику за счет выставленного аккредитива
Д60
К55/1
Расчеты чеками
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Представление
чека в банк, обслуживающий чекодержателя,
для получения платежа
Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Таким
образом, учет чековых книжек ведется
на счете 55/2 – прочие счета в банках,
чековые книжки. Этот счет активный,
основной, денежный.
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования (форма 0401061) и инкассовые поручения (форма 0401071). Бланки документов, используемые при расчетах по инкассо: платежное требование и инкассовое поручение. Предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Получатель
средств (взыскатель) представляет в
банк указанные расчетные документы
при реестре переданных на инкассо
расчетных документов формы 0401014, составляемом
в двух экземплярах. В реестр могут
включаться по усмотрению получателя
средств (взыскателя) платежные требования
и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр
реестра оформляется двумя
При
приеме на инкассо платежных требований,
инкассовых поручений ответственный
исполнитель банка-эмитента осуществляет
проверку соответствия расчетного документа
установленной форме бланка, полноты
заполнения всех предусмотренных бланком
реквизитов, соответствия подписей и
печати получателя средств (взыскателя)
образцам, указанным в карточке с
образцами подписей и оттиска
печати, а также идентичности всех
экземпляров расчетных
После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.
Последние
экземпляры расчетных документов вместе
со вторым экземпляром реестра
Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
При
оплате платежного требования, инкассового
поручения на всех экземплярах проставляется
дата списания денежных средств со
счета плательщика (при частичной
оплате - дата последнего платежа), в
поле "Отметки банка плательщика"
проставляются штамп банка
В
случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения поручения клиента по
получению платежа на основании
платежного требования или инкассового
поручения банк-эмитент несет перед ним
ответственность в соответствии с законодательством.
Заключение
В настоящее время подавляющее большинство расчетов между организациями осуществляется в безналичном порядке, путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя. Предприятия хранят свои денежные средства на счетах в банке, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по обязательствам. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными сокращают издержки обращения, так как отпадает необходимость в печатании, перевозке, хранении наличных денег. Кроме того, при безналичных расчетах в банке сосредоточиваются значительные свободные денежные средства организаций и всей финансово-кредитной системы, которые используются банками для различных целей, в том числе для кредитования предприятий.
Безналичные расчеты способствуют непрерывности процесса воспроизводства, возникая на начальной и на конечной стадии кругооборота товаров. Именно с позиций обеспечения непрерывности процесса воспроизводства следует прежде всего рассматривать преимущества таких расчетов.
Преимущества безналичных расчетов заключаются в следующем:
- безналичные
расчеты позволяют увеличивать
кредитные ресурсы банковской
системы, развивать кредитные
отношения. Если расчеты
- безналичные
расчеты уменьшают сумму
- безналичные
расчеты способствуют
- безналичные
расчеты при четкой работе
банков обеспечивают ускорение
оборачиваемости оборотных
- в
процессе осуществления
В результате выявляются эффективность и рентабельность их работы, степень стабильности финансового положения.
Формы
безналичных расчетов - это урегулированные
законодательством способы
Таким
образом, форм проведения безналичных
платежей - четыре, тогда как соответствующих
инструментов - пять. Разница возникает
в связи с тем, что форма
платежей по инкассо реализуется
с помощью двух инструментов безналичного
оборота - платежного требования и инкассового
поручения.