Формы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение основных форм учета их особенностей и отличий.
Для рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеют использование наиболее совершенных способов и приемов систематизации и группировки учетных данных в регистрах бухгалтерского учета, оптимальное сочетание аналитического и синтетического учета и, в конечном счете, применение наиболее прогрессивных форм бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета создают основу формы бухгалтерского учета.

Содержание

Введение 4
1 Учетные регистры 5
1.1 Понятие учетных регистров 5
1.2 Классификация учетных регистров 6
2 Формы бухгалтерского учета 12
2.1 Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета 12
2.1.1 Три группы журналов-ордеров 13
2.1.2 Главная книга 16
2.2 Характеристика мемориально-ордерной формы 17
2.2 Форма «Журнал-Главная» 19
2.4 Основные черты автоматизированной формы учета 21
2.5 Формы учета, используемые субъектами малого
предпринимательства 23
2.5.1. Простая форма бухгалтерского учета для малых
предприятий 24
2.5.2. Форма учета с использованием регистров бухгалтерского
учета имущества малого предприятия 26
Заключение 28
Библиографический список 29
Приложение А 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая теория бух уч..doc

— 685.00 Кб (Скачать документ)

Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или  два листа. Если открывается два  листа, то второй лист используется как вкладной к основному. На основании Главной книги и части других регистров заполняется бухгалтерский баланс и другие формы отчетности9.

2.2 Характеристика мемориально-ордерной формы

Начиная с 30-х годов, в практике работы предприятий получила широкое распространение мемориально-ордерная форма учета (Рисунок 2).

Записи в мемориальные ордера осуществляются по мере совершения операций, но не позднее  следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основе отдельных документов, так и группы однородных документов.

Корреспонденция счетов в мемориальном ордере составляется в зависимости  от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета  или дебету одного счета и кредиту  нескольких счетов ( кредиту одного счета и дебету нескольких счетов).

 


 

 


 

 

 

 

 

 

    запись,                        сверка записи


 

Рисунок 2 - Схема мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета

 

Таблица 4 – Мемориальный ордер  № 1 за январь 200__г.

Основание (ссылка на документ)

Дебет

Кредит

Сумма

Накопительная ведомость по дебету счета 50

50

51

40 000

Итого

   

40 000


 

Мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в  регистрационный журнал, который  служит для определения общей  суммы оборота всех операций за отчетный период и для контроля за отражением на счетах всех мемориальных ордеров и приложенных к ним первичных документов. Затем хозяйственные операции, на которые выписан мемориальный ордер, записываются на счета в Главной книге10.

В Главной книге содержатся  только синтетические счета, каждому из которых отводится отдельный лист. В левой стороне счета отражаются дебетовые записи, в правой – кредитовые. Записи производятся по шахматному принципу, то есть с указанием корреспонденции счетов. В Главной книге отражаются только обороты по синтетическим счетам; сальдо не выводится.

На основании итогов Главной  книги составляется оборотная ведомость  по синтетическим счетам или шахматная  оборотная ведомость. Итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются  с итогами Журнала регистрации мемориальных ордеров для проверки полноты отражения хозяйственных операций. На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляется баланс.

Аналитический учет ведется подобно  синтетическому в карточках на основании  первичных документов, подшитых к мемориальным ордерам. По данным об остатках и оборотах, отражаемых в карточках, составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам. Итоги таких ведомостей сверяются с итогами оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Достоинства применения мемориально-ордерной формы учета: наглядность, удобство применения на предприятиях с небольшим количеством учетной документации за текущий период. Недостатки: раздельное ведение хронологических, синтетических и аналитических счетов; многократная запись одной и той же операции в разных регистрах11.

2.3 Форма «Журнал-главная»

Разновидность мемориально-ордерной формы является форма «Журнал-Главная» (Рисунок 3).

Она предназначена для ведения  бухгалтерского учета на предприятиях с небольшими объемами хозяйственных операций и малой численностью работников и применяется, как правило, в организациях, пользующихся ограниченным количеством синтетических счетов. В качестве основного учетного регистра здесь ведут книгу Журнал-Главная (Таблица 5). Особенностью этой формы учета является сочетание в одной книге хронологических и синтетических записей.

 


 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

                                      запись,                             сверка записи


Рисунок 3 -  Мемориально-ордерная форма учета

 

В Журнале-Главной, в левой ее части, записывают: дату, номер операции, ее содержание и сумму. Эта часть является Журналом. Правая часть книги разделена на графы, где указывается номер синтетического счета с разбивкой по дебету и кредиту. Эта часть книги представляет собой Главную книгу. Записи ведут в хронологическом порядке на основе данных мемориальных ордеров. При этом на каждой строке в соответствующих графах сумма операций отражается три раза: в колонке оборота, по дебету одного счета и кредиту другого (корреспондирующего) счета. Подводимые в книге итоги представляют собой обороты по синтетическим счетам и заменяют оборотную ведомость, а выводимые ежемесячно остатки по каждому синтетическому счету позволяют составить баланс12..

Достоинством формы является сочетание в Журнале-Главной книге хронологических и синтетических записей, простота учетных регистров.

Таблица 5 – Книга учета хозяйственных  операций (Журнал-Главная)

№ мем. ордера

Дата ордера

№ операции

Содержание операции

Сумма обо-рота

50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

И т. д.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо на 01. 01. 200__г.

5 000

 

20 000

   

1

28.01

1

Получено в банке  по чеку

96 000

96 000

   

96 000

 
 

и т д.

               

 

Однако при большом количестве используемых синтетических счетов Журнал-Главная книга становится громоздкой, что приводит к ошибкам в записях.

    1. Основные черты автоматизированной формы учета

Возросшее требование к бухгалтерскому учету, трудоемкость и сложность  учетных работ предоставляют  необходимость их комплексной автоматизации  на базе современных информационных технологий. В основу современных информационных технологий автоматизации бухгалтерского учета положена интегрированная система обработки данных13.

Применение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера и поднять на новый уровень процесс измерения и регистрации хозяйственных операций. Результатом этого явилось создание принципиально новой формы бухгалтерского учета, которая получила название «автоматизированной» (Рисунок 4).

Более правильным представляется назвать ее диалоговой, поскольку ЭВМ на современной уровне их применения из вспомогательного средства становятся определяющим фактором организации учетного процесса. Бухгалтер работает на машине в диалоговом режиме, имея обратную связь в процессе обработке информации и получения соответствующих выходных документов.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                    запись,                             сверка записи

Рисунок 4 - Автоматизированная форма учета

 

В основе автоматизированной формы учета заложен главный элемент метода бухгалтерского учета – документация. Исходная информация из первичных документов заносится в память компьютера, и с помощью компьютерных программ происходит группировка и обобщение учетной информации. В результате бухгалтерия получает выходные распечатки с регистрами различного содержания, структура которых соответствует журналам-ордерам, ведомостям, книгам, карточкам и др14.

Основные черты данной формы  следующие:

  1. полная автоматизация сбора, передачи, систематизации и обработки информации;
  2. использование, кроме обычных носителей бухгалтерской информации, машинных носителей;
  3. интеграция учета на основе однократного ввода и многократного использования первичной информации;
  4. осуществление программной группировки дебетовых и кредитовых оборотов по счетам на основе принципа двойной записи;
  5. автоматизация логических операций бухгалтерского учета;
  6. решение задач бухгалтерского учета в двух режимах – регламентом и запросном;
  7. получение выходной информации в виде печатных регистров и видеограмм;
  8. возможность получения расшифровки печатных показателей по запросам пользователей15.

Преимуществом автоматизированной формы  учета является существенно более  низкая трудоемкость учетных процессов  и возможность многократного  использования однажды введенных данных. Основные недостатки – необходимость осуществления дополнительных расходов по переподготовке бухгалтерских работников, по содержанию дополнительных сотрудников (или оплата услуг сторонних организаций), по адаптации и поддержке программного обеспечения.

Использование компьютеров привело  к созданию и распространению  различных бухгалтерских программ. Наиболее распространенной программой является «1С-Бухгалтерия», позволяющая  пользователю одновременно работать с  Планом счетов, журналом регистрации хозяйственных операций и формировать различные выходные формы.

    1. Формы учета, используемые субъектами малого предпринимательства

Удельный вес организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность как  субъект малого предпринимательства, в общей численности коммерческих организаций неуклонно возрастает. В условиях ограниченности материальных и трудовых ресурсов, а также исходя из условий рациональности, организации, имеющие статус субъектов малого предпринимательства, могут вести бухгалтерский учет по упрощенной форме.

Упрощенная система бухгалтерского учета может осуществляться посредством  простой формы бухгалтерского учета  и формы бухгалтерского учета  с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия16.

2.5.1 Простая форма бухгалтерского учета для малых предприятий

Простая форма применяется при  следующих условиях:

а) отсутствии собственных основных средств;

б) полном использовании в производстве поступивших в отчетном месяце материалов;

в) расчетах с поставщиками и покупателями по факту совершения операций;

г) простом производственном цикле  и ежемесячной продаже продукции;

д) учете доходов и расходов на основе полученных и уплаченных денежных средств.

При простой форме бухгалтерского учета на основе данных первичных  документов ведется комбинированный  регистр синтетического и аналитического учета – «Книга учета хозяйственных  операций» по форме № К-1 (Таблица 6). В книге отражаются остатки  по счетам на начало года по видам имущества, обязательств и т. д.

В течение года в хронологическом  порядке линейно-позиционным способом фиксируется движение имущества, источников и затрат по всем счетам способом двойной  записи. Затраты на производство списываются  на себестоимость проданной продукции, работ, услуг. Финансовый результат от продажи выявляется путем сопоставления кредитового и дебетового оборотов по счету 90 «Продажи». Прибыль от реализации показывается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» и дебету счета 90 «Продажи». При получении убытка делается обратная запись. В конце месяца в регистре подсчитывается обороты и остатки. Итог оборотов по дебету и кредиту используемых счетов должен быть равен итоговой сумме по графе 4 «Книги учета хозяйственных операций».

 

Таблица 6 – Книга учета хозяйственных  операций

Регистрация операций

Наличие и движение средств предприятия

№ п/п

Дата и номер документа

Содержание операции

Сумма

Затраты на производство

Касса

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

Наличие и движение средств предприятия

Расчетный счет

Продажи

Расчеты по оплате труда

Прибыль и ее использование

И др.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

9

10

11

12

13

14

15

16

17


 

Для учета расчетов с персоналом по оплате труда и бюджетом по налогу на доходы физических лиц применяется «Ведомость учета заработной платы» (форма № В-8). Информация в указанном регистре группируется в разрезе категорий работников, объектов учета и видов производств. На рисунке 5 представлена простая форма бухгалтерского учета17

 

 




 






 

                                      запись,                             сверка записи


Рисунок 5 - Простая форма бухгалтерского учета

 

2.5.2 Форма учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Форма учета с использованием регистров  бухгалтерского учета имущества  малого предприятия применяется  в хозяйствующих субъектах малого предпринимательства, имеющих собственные  основные средства, производственные запасы и осуществляющих расчеты с покупателями и поставщиками на основе предварительной или последующей оплаты счетов (Рисунок 6).

Информация о работе Формы бухгалтерского учета