Однако
небольшой численный состав и
юридическая самостоятельность- не
самые главные черты малого предприятия.
Наиболее существенными характеристиками
таких предприятий являются высокая
финансово-хозяйственная независимость,
упрощенная организационная структура
и способность к быстрой перестройке
своих хозяйственных подразделений.
Сущность и отличительная особенность
малого предпринимательства состоит
в достижении эффекта особого
рода, в получении такого результата
и таким способом, которых нельзя достичь
на основе других форм организации производства
или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ,
основанных на потенциальных возможностях
эффективной рыночной самореализации,
малое предпринимательство, как нам представляется,
утверждается не столько как количественно,
сколько качественно определенный вид
предпринимательской деятельности.
1.2
Концепция развития малого предпринимательства
в мировом опыте ведения рыночного хозяйства.
Когда
речь идет о малом бизнесе, малых
предприятиях, тем более в аспекте
сравнения с другими странами,
необходимо рассмотреть критерии и
принятые стандарты отнесения предприятий
к этому виду бизнеса. В связи
с этим следует сразу же подчеркнуть,
что в мировой практике нет
унифицированного определения малого
бизнеса. Например, в 75 странах используется
более 50 различных статистических показателей,
характеризующих малые и средние
предприятия. Широко используются качественные
критерии, такие, как личное руководство
предприятием, прямой личный контакт
руководства с производственным
персоналом, клиентурой, поставщиками,
самостоятельность, жесткая зависимость
от ближних рынков и источников сырья
и др. Преобладают, однако, количественные
критерии: численность работающих,
годовой объем хозяйственного оборота,
масса прибыли и т.д.
В
Великобритании, например, к малым
относятся предприятия и фирмы
с числом занятых до 200 человек
в промышленности и до 25-в строительстве.
Во Франции к малым относятся
предприятия и фирмы с количеством
занятых от 10 до 50 человек, к ремесленным
- с числом работающих до 10 человек.
В Болгарии к малым относятся
предприятия с числом занятых
до 50 человек, к средним - до 200. В Японии,
в соответствии с основным законом
о средних и малых предприятиях
от 20 июля 1963 г., к средним и мелким
предприятиям в добывающей и обрабатывающей
промышленности, на транспорте и в строительстве
относятся предприятия с уставным капиталом
до 0,1 млрд иен (около 700 тыс. долл.) и числом
работающих до 300 человек. В оптовой торговле,
соответственно, - до 0,03 млрд иен и до 100
работающих. В розничной торговле и сфере
услуг - 0,01 млрд иен и 50 работающих. В ФРГ
к мелкому и среднему предпринимательству
относятся фирмы с числом занятых менее
300 человек и с годовым оборотом до 100 млн
марок. Только 1% фирм в западных землях
имеет численность работников более 300
человек, а у 88,5% предприятий годовой оборот
составляет менее 1 млн марок. Не случайно
в США, к примеру, на долю малых и средних
предприятий приходится половина всей
выпускаемой продукции, а девять из каждых
десяти новых технологических идей рождаются
в малых фирмах.
Мировой
опыт ведения рыночного хозяйства
показывает, что высокая эффективность
этой экономической модели достигается
лишь в том случае, если на всех основных
рынках товаров и услуг, в том
числе и на региональном уровне,
экспансия крупных производителей
как бы балансируется необходимым
числом мелких и средних производителей.
Именно последние в решающей степени
обеспечивают ее формирование и сохранение
рынка как конкурентной среды
свободного предпринимательства, препятствуют
тенденциям монополизации рынков, решают
многие социальные задачи, прежде всего,
такую острую для рыночной системы
хозяйствования, как поддержание
занятости населения.
Анализ
показывает, что сеть малых предприятий
в России стала активно формироваться
с 1991 г., когда были приняты нормативные
документы (правительственные постановления,
ведомственные инструкции), регулирующие
процесс их создания и деятельности.
Количество предприятий малого бизнеса
в России увеличилось с 1991 г. почти
в 4 раза и составило в 1994 г. 1 миллион
38 тысяч, хотя возможно, многие из них
пока далеки от рыночных кондиций. Тем
не менее представляется, что фактическое
число малых предприятий намного
выше, так как по ряду причин (несовершенство
системы регистрации, стремление избежать
высоких налогов и др.) не все предприниматели
оказались в поле статистического контроля.
Хотелось бы подчеркнуть, что статистика
малого предпринимательства еще только
оформляется в самостоятельное направление.
На пути ее формирования возникают значительные
трудности: несовершенство законодательства,
определяющего обязательства малых предприятий
перед органами статистики, низкая техническая
оснащенность, слабая кадровая обеспеченность
статистической службы, непрерывное изменение
методологии учета вследствие радикальных
преобразований в экономике. Необходима
серьезная работа по совершенствованию
системы учета и отчетности субъектов
малого предпринимательства с использованием
при этом западного опыта. Это позволит
аналитикам получать более или менее объективную
картину о состоянии российского предпринимательства,
что так необходимо для эффективного регулирования
процесса его развития. Между тем, по оценкам
Минэкономики, чтобы добиться существенных
изменений в структуре экономики и создать
реальную конкурентную среду, в России
должно быть не менее 2,5-3,5 млн субъектов
малого бизнеса. Напомним, что в США насчитывается
около 15 млн малых предприятий.
Важную
роль в развитии малого и среднего
бизнеса могут сыграть регионы.
Именно власти регионов конкретно знают
свои финансовые и материальные возможности,
реальные общественные потребность
в тех или иных видах продукции
и услуг, наиболее эффективные с
точки зрения региона направления
использования имеющихся ресурсов
по сферам деятельности и формам собственности.
О возможности влияния региональных
властей на развитие предпринимательских
структур свидетельствует опыт Москвы,
где предпринимательство получило
довольно серьезное развитие. Достаточно
отметить, что из 340 тыс. московских
предприятий-налогоплательщиков более
200 тыс. являются негосударственными. Это
- прежде всего малые предприятия,
27% из которых действуют в торговле и общественном
питании. Каждый четвертый работоспособный
москвич занят в частном бизнесе.
Приоритетными
направлениями деятельности малого
бизнеса и предпринимательства
в Москве признаны производство и
реализация продуктов питания, бытовые
услуги населению, здравоохранение, благоустройство
города, производство товаров народного
потребления, услуги для инвалидов
и малообеспеченных граждан, развитие
туризма. В муниципальных округах
предстоит создать 60 мини-пекарен, 35
мастерских по ремонту бытовой техники,
14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков,
6 деревообрабатывающих и столько
же трикотажных производств, 9 строительных
и 10 мусороуборочных подразделений.
Формирование инфраструктуры малого предпринимательства
в Москве происходит с помощью
государственных и общественных
структур. Так, на базе Московского
фонда поддержки малого предпринимательства
создана Лизинговая компания, задача
которой - обеспечить малый бизнес необходимым
оборудованием. Лизинговая компания предоставляет
оборудование в кредит на 3-4 года прежде
всего тем фирмам, деятельность которых
относится к приоритетным для
Москвы направлениям.
1.3
Недостатки и преимущества реформы, в
сфере малого предпринимательства.
По закону, малые предприятия
в России могут создаваться
на основе любых форм собственности
и осуществлять все виды
хозяйственной деятельности, если
они не запрещены законом.
Можно указать на
четыре недостатка правительственной
программы, тормозящих сегодня развитие
малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток
- это сверх высокие налоговые
ставки с предпринимателей
и населения, которыми правительство
пытается обеспечить финансовую
сбалансированность и бездифицитность
бюджета. Малое предпринимательство
душат многочисленные налоги
и поборы, нередко оставляющие ему 5-10%
прибыли. В результате малые
предприятия становятся на грань банкротства
независимо от их народнохозяйственной
значимости.
Второй фундаментальный недостаток
реформы связан с логикой
развертывания преобразований. Основное
противоречие сегодняшней политики
- попытка обеспечить переход
к рынку административно-командными
методами сверху, игнорируя основу
рыночной системы - интерес предпринимателя.
Сама же логика создания рыночной
экономики требует движения "снизу
вверх" - от интереса предпринимателя
к централизованному созданию
рыночной инфраструктуры (налоговая,
кредитная политика, банки, биржы
и т.д.) обслуживающей и реализующей
этот интерес.
Третий недостаток реформы - практическая
ликвидация источников формирования
первоначального капитала для
малого предпринимателя на старте.
Существует три источника капитала,
необходимого для начала бизнеса:
собственные сбережения населения,
кредиты, приватизационные чеки.
Первый источник (400-500 млрд. рублей)
был уничтожен гиперинфляцией, сократившей
данный ресурс во многие десятки
раз. Второй источник практически
закрыт для малого предпринимательства
гигантским процентом за кредит
и нежеланием коммерческих банков
вкладывать деньги в малый
бизнес, из-за большого риска
и отсутствия гарантий. Третий
источник, тоже пока не работает,
кроме того, нужно учитывать
их уровень - 10 тыс. рублей.
Выступить инвестиционным ресурсом
они не могут, в лучшем случае
это будет маленькое
единовременное социальное пособие.
Недостаток финансовых ресурсов
и сложность их легального
приобретения у государства
- могут подтолкнуть малые
предприятия к контактам
с теневой экономикой и
мафиозными структурами, и дать
последним возможность постепенно
внедряться в малые предприятия,
постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток
- отсутствие систем государственной
и общественной поддержки малого
бизнеса. С большим запозданием
создан государственный орган,
призванный содействовать становлению
и развитию малого бизнеса
- Комитет поддержки малых предприятий
и предпринимательства при Госкомимуществе
РФ. Статус этого комитета,
его подчиненность одному из
российских министерств, скудность
его финансовых ресурсов свидетельствуют
о крайней ограниченности возможностей,
предоставленных данному органу.
Обращает на себя внимание
и некоторая неопределенность
в ориентации деятельности данного
комитета. Судя по его наименованию,
ему вменяется в обязанность
поддержка не только малого
бизнеса, но и предпринимательства
в целом, а оно, как известно,
опирается не на малый лишь,
но и на средний и крупный
бизнес. Такая задача не по
плечу никакому комитету. Ее
в состоянии решить лишь целенаправленная
политика правительства в целом,
и притом за весьма продолжительное
время.
Эти основные недостатки, да
и многие другие сдерживают
развитие малого бизнеса в
нашей стране. Сложившаяся
экономическая обстановка подрывает
стимулы к предпринимательской
деятельности, которые только
и могут привести к образованию
рыночной экономики. Ясно, что
в сегодняшней экономической
ситуации одной инициативы, идущей
от малых предприятий, недостаточно.
Должна быть мощная государственная
поддержка малых предприятий.
Только правильные шаги в области
экономических реформ, могут
привести к развитию малого
бизнеса, что и приведет к
развитию рыночной экономики
в целом.
Существует
большой соблазн скопировать
формы регулирования малого бизнеса,
применяемые в развитых зарубежных
странах. Однако переносимый механически
на российскую почву зарубежный опыт
нередко не только не способствует
оживлению этого сектора экономики,
но приводит к деформации его подлинной
природы и дискредитирует прогрессивные
формы предпринимательства. Между тем,
государственное регулирование и поддержка
российского предпринимательства на этапе
становления рынка и одновременного преодоления
кризиса и инфляции характеризуется применением
нетрадиционных решений, не имеющих аналогов
в мировой практике. Специфика сложившихся
в России условий состоит в том, что структура
производства остается крайне утяжеленной,
ее преобразование требует огромных затрат.
Высока степень монополизации производства,
выражающаяся в росте цен, недобросовестности
в выполнении договорных отношений, отсутствии
побудительных мотивов для совершенствования
производства, повышения качества продукции
и снижения издержек производства. Здесь
низка конкурентность производства, вызванная
отсталостью технологической базы большинства
отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью,
низким качеством продукции и высокими
издержками. В экономике продолжается
спад производства. Далеко не закончено
формирование правовой базы для новых
экономических отношений. Для нормального
формирования рынка не хватает системы
контроля за ходом реформирования экономики.
Механизмы преодоления негативных моментов
и острых углов рынка пока не созданы.
В этих условиях малый бизнес без соответствующей
государственной поддержки не в состоянии
превратиться в мощный стимул производства,
занять то место в российской экономике,
которое он занимает в экономике развитых
стран.
Представляется,
что в условиях переходного периода
государственная поддержка малого
предпринимательства должна носить
стимулирующий, селективный характер.
Государство должно стимулировать
прежде всего жизнеспособные хозяйственные
структуры, деятельность которых совпадает
с целями и направлениями развития
общества, государственной социально-экономической
политики. Малые предприятия в
своей деятельности должны опираться
прежде всего на собственные силы,
свои материальные и финансовые ресурсы.
Что касается государственной поддержки,
то она должна проявляться в разумных
дотациях, льготных режимах налогообложения,
кредитования, страхования, инвестирования
и т.д. В этом случае государственная поддержка
не будет носить характера поощрения иждивенчества
и рассматриваться малыми предприятиями
как нечто постоянное или как основной
источник увеличения конкурентоспособности
и роста рентабельности. Опыт создания
тепличных условий для малого бизнеса
в высокоразвитых странах Запада показал
непредсказуемость возможных результатов,
нередко создающих антиэффект ожидания.