Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание

Развитие экономики в советские времена шло в направлении концентрации и укрупнения предприятий и организаций почти во всех сферах деятельности. Это обеспечивало их подконтрольность со стороны различных министерств и ведомств, создавало предпосылки для разработки крупномасштабных проектов и программ.
Система централизованного планирования, управления и распределения была достаточно жизнеспособна; свобода самостоятельного регулирования хозяйственных отношений между предприятиями имела чисто условный характер.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..2
2. История и развитие франчайзинга……………………………………………5
3. Сущность франчайзинга………………………………………………………7
4. Виды франчайзинга……………………………………………………………8
5. Основные принципы франчайзинга………………………………………...11
6. Преимущества франчайзинга………………………………………………..12
7. Основные риски………………………………………………………………14
8. Разработка системы франчайзинга………………………………………….15
9. Заключение…………………………………………………………………...16
10. Список используемой литературы…………………………………………..17
11. Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

1.      Введение………………………………………………………………………..2

2.      История и развитие франчайзинга……………………………………………5

3.      Сущность франчайзинга………………………………………………………7

4.      Виды франчайзинга……………………………………………………………8

5.      Основные принципы франчайзинга………………………………………...11

6.      Преимущества франчайзинга………………………………………………..12

7.      Основные риски………………………………………………………………14

8.      Разработка системы франчайзинга………………………………………….15

9.      Заключение…………………………………………………………………...16

10. Список используемой литературы…………………………………………..17

11. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Развитие экономики в советские времена шло в направлении концентрации и укрупнения предприятий и организаций почти во всех сферах деятельности. Это обеспечивало их подконтрольность со стороны различных министерств и ведомств, создавало предпосылки для разработки крупномасштабных проектов и программ.

Система централизованного планирования, управления и распределения была достаточно жизнеспособна; свобода самостоятельного регулирования хозяйственных отношений между предприятиями имела чисто условный характер.

Переход к рыночной экономике сопровождался появлением малых и средних самостоятельных предприятий, что привело к персонализации и индивидуализации производственных и непроизводственных сфер экономики. Централизованный учет и контроль за производством и потреблением был практически утрачен.

Приватизация продолжила процесс дробления крупных структур и выделения самостоятельных предприятий. Произошло функциональное разделение практически во всех отраслях экономики. Децентрализация привела к потере эффективности решения экономических, финансовых и управленческих проблем.

Наряду с прогрессивным развитием торгового бизнеса стало наблюдаться резкое сокращение промышленного производства, что связано не столько с отсутствием денежных средств (как принято чаще всего это объяснять), сколько с утратой связей со сбытовыми, торговыми предприятиями (и в конечном счете с потребителями продукции) и ориентацией на «замкнутый круг» внутренних интересов.

Создание ассоциаций, консорциумов и других аналогичных структур, широкое развитие договорных отношений по совместной деятельности не решили комплекса возникших проблем. Наметился путь создания вертикально-интегрированных систем (холдингов), в структуре которых объединяются ряд компаний (дочерних предприятий) различных направлений деятельности (включая добычу сырья, производство, сбыт оказание услуг). Объясняется это не только желанием концентрации собственности, но и экономической необходимостью совершенствования управления процессами и интеграцией интересов юридически самостоятельных предприятий. В определенной степени развитие холдингов в общей картине экономики смягчило проблемные ситуации, но не ликвидировало их полностью.

Попытка централизации управленческих процессов путем ведения внешнего управления холдинга на своих дочерних предприятиях в ряде случаев привела к положительным результатам и большей прозрачности схем товародвижения. Однако с увеличением нагрузки по управлению товарными и денежными потоками стал расти штат холдинговых структур и соответственно выросли затраты на управление. Руководство некоторых холдингов возродило систему контрольных показателей, «спускаемых сверху», представляя таким образом «законченный цикл процесса управления». Такая мера привела к отстаиванию сторонами своих интересов экономической целесообразности и возможности выполнения определенных «наверху» контрольных показателей. При этом наблюдается рост расходов и, как правило, невыполнение плана.

Память о системе распределения по фондам и осуществлении жесткого контроля вышестоящей инстанцией еще жива, и стереотип такого мышления является значительным тормозом в развитии многих предприятий. В настоящее время отсутствует дефицит товаров, дефицит же денег на рынке во многом определен оттоком денежных средств за границу из-за нежелания или неумения российских руководителей (не всех, конечно) организовывать систему сбыта отечественной продукции и содействовать ее развитию. Целью такой системы должно быть не получение «живых денег», а удовлетворение запросов потребителей. «Живые деньги» - вторичный фактор, их наличие зависит от умения предпринимателя или бизнесмена продвигать свой товар, формировать положительные ассоциации и желания приобрести предлагаемый товар или услугу у потребителя.

Пожалуй, сейчас уже с уверенностью можно говорить о том, что период для адаптации к новой для России рыночной экономике практически завершен. Сформировались реальные возможности выбора таких технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и сосуществование всех его участников.

Проблема эффективной организации бизнеса еще существует как для крупных, средних и мелких структур, так и для индивидуальных частных предпринимателей, а также работоспособных и активных людей, которые способны плодотворно участвовать в бизнесе, но продолжают увеличивать ряды безработных.

Каждый руководитель мечтает о внушительных победах и достижениях возглавляемой им фирмы не зависимо от ее величины, но, к сожалению, не все достигают желаемого. Многие оправдывают неудачи, постигшие их в бизнесе, недобросовестность партнеров, экономической ситуацией в государстве, фискальной налоговой политикой, но редко кто сознается в том, что неверно выбрано направление деятельности или стиль руководства. Руководителю необходимо иметь дар предвидения, быть готовым к изменениям, иметь желание и возможность оценить процесс развития экономики.

В последнее время появляется все больше публикаций с мало известным ранее названием «франчайзинг». Авторы с восторгом отзываются о преимуществах заключенного в этом слове смысле и пророчат франчайзингу большое будущее.

Кратко определит франчайзинг можно как систему контрактных отношений, при которых одна сторона – франчайзер на определенных условиях представляет право другой стороне – франчайзи использовать свое имя (торговую марку) при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.

Система таких взаимоотношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в ГК РФ с терминологией «коммерческая концессия», или «франчайзинг». Однако стремление российских бизнесменов принять прогрессивные направления ведения бизнеса в ряде случаев заканчивается крахом, что можно объяснить отсутствием опыта и спецификой российского законодательства. Договор коммерческой концессии в имеющейся отечественной экономической и юридической литературе представлен типовым вариантом и достаточно ограничен по своему содержанию, в то время как франчайзинг представляет собой систему, которая наряду с договором имеет много других составляющих элементов.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История и развитие франчайзинга

 

Деловые соглашения, подобные сегодняшним соглашениям о франчайзинге, существовали уже в средние века. Франчайзинговые организации, более похожие на современные, можно обнаружить в США второй половины XIX в., когда возникла компания Singer Sewing Machine Company, производящая швейные машины. Взаимоотношения между Singer и владельцами мастерских ее сети, которые продавали запасные детали к швейным машинам и осуществляли их ремонт, имели определенное сходство с сегодняшним франчайзингом: в частности, на мастерских был изображен торговый знак Singer.

Франчайзинг второго поколения, который также называется франчайзинг бизнес-формата, возник в США в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Впервые франчайзинг стал применяться как отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения существующего товара.

Франчайзинг быстро распространялся в США в течение 1950-х и в начале 1960-х гг. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали с тех пор привычными, такие как Mc Donald’s, Holiday Inn, Budget-Rent-a-Car. В конце 1960-х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалось на развитии франчайзинга. Это заставило многих американских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков. Франчайзинг впервые возник в Великобритании в 1955 г., когда компания J. Lyons &Co. Ltd. приобрела у американской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на право деятельности (master franchise rights) в Великобритании. С тех пор франчайзинг распространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действует в 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговые сообщества.

В Великобритании на протяжении 1970-х и 1980-х гг. франчайзинг быстро развивался и приобрел популярность. Основной стимул развитию франчайзинга давали вновь возникающие предприятия, для которых такой метод продажи товаров и услуг являлся не связанным с большим риском средством финансового роста. Более того, в последние годы все большее число давно существующих компаний также стали прибегать к франчайзингу как к средству расширения своего бизнеса.

Хотя франчайзинг в основном встречается в сфере услуг и розничной торговли, к нему также прибегают и производители, для того чтобы обеспечить себе возможности сбыта своих товаров, и оптовики, которые не только приобретают торговые точки для продажи товаров, но и получают возможность более экономного использования складских помещений и каналов распределения. Кроме того, некоторые давно существующие розничные сети организуют наряду с собственными подразделениями франчайзинговые единицы как средство достижения особых стратегических целей. Такими целями могут быть:

1.      достижение более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек;

2.      мобилизация капитала за счет существующих торговых марок;

3.      улучшение показателей своих не очень прибыльных торговых точек путем превращения их во франчайзи.

Основным источником статистических данных о франчайзинге являются ежегодные отчеты, составляемые по заказу Британской франчайзинговой ассоциации (British Franchise Association — BFA) с 1984 г. и финансируемые NatWestBank. Эти отчеты содержат ценную информацию для понимания масштаба франчайзинга и темпов его роста. С другой стороны, у них есть определенные недостатки, например они медленно реагируют на происходящие изменения, а значительная часть респондентов, чьи сведения используются в отчетах, являются членами BFA, которые обычно уже давно работают на условиях франшизы в отличие от предприятий, не входящих в эту организацию.

В соответствии с этой торговой статистикой общий оборот индустрии франчайзинга возрос с 1984 по 1990 г. с 0,84 миллиарда до 5,2 миллиарда фунтов стерлингов. Средний годовой прирост за эти годы составил 36%. По сравнению с этим в следующие пять лет, с 1990 по 1995 г., на фоне сниженной экономической активности средний годовой прирост оборота франчайзинговой индустрии составил 3%, при этом в 1990-1991 гг. — 8% и в 1992-1993 гг. — 11%[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность франчайзинга

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороны (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Франчайзингу свойственны следующие основные черты и особенности:

1.      франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) – «франчайзера» и «франчайзи»;

2.      франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем:

Информация о работе Франчайзинг