Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание

Развитие экономики в советские времена шло в направлении концентрации и укрупнения предприятий и организаций почти во всех сферах деятельности. Это обеспечивало их подконтрольность со стороны различных министерств и ведомств, создавало предпосылки для разработки крупномасштабных проектов и программ.
Система централизованного планирования, управления и распределения была достаточно жизнеспособна; свобода самостоятельного регулирования хозяйственных отношений между предприятиями имела чисто условный характер.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..2
2. История и развитие франчайзинга……………………………………………5
3. Сущность франчайзинга………………………………………………………7
4. Виды франчайзинга……………………………………………………………8
5. Основные принципы франчайзинга………………………………………...11
6. Преимущества франчайзинга………………………………………………..12
7. Основные риски………………………………………………………………14
8. Разработка системы франчайзинга………………………………………….15
9. Заключение…………………………………………………………………...16
10. Список используемой литературы…………………………………………..17
11. Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

5.      франчайзи имеет возможность гарантированного получения товаров и других необходимых элементов для работы без сбоев;

6.      как правило, крупные компании оговаривают условия своей деятельности на территории своего присутствия, что гарантирует франчайзи определенный уровень защищенности;

7.      франчайзи при поддержке франчайзера имеет возможность профессионального ведения переговоров с крупными фирмами и финансовыми структурами, что практически недопустимо мелким предпринимателям;

8.      финансовые институты заинтересованы в предоставлении небольших ссуд, т. к. рискованность вложений ниже в связи с определенными контрольными функциями франчайзера;

9.      благодаря известности франчайзера, проводимым маркетинговым исследованиям и рекламным компаниям круг постоянных потребителей франчайзи увеличивается;

10. в значительной степени снижается риск банкротства;

11. франчайзи имеет значительную экономию ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные риски

 

При внедрении и развитии системы франчайзинга не исключены и риски.

К основным рискам можно отнести:

1.      отсутствие нормативной и законодательной базы по франчайзингу;

2.      недостаточное количество специалистов, занимающихся системой франчайзинга;

3.      большая степень недоверия к системе в связи с отсутствием разъяснительной работы, в том числе образовательных программ;

4.      специфика российского хозяйства практики в различных регионах страны;

5.      специфика психологии и поведения потребителей в связи с большой территорией России;

6.      фискальная налоговая политика государства, делающая проблематичным отчисления дополнительных денежных сумм франчайзеру;

7.      порочная практика зачетных и вексельных схем, затрудняющая как выработку эффективной ценовой политики, так и движения реальных денежных средств.

Тем не менее можно констатировать, что франчайзинг в России развивается и компании, работающие по этой системе, успешно продвигаются на рынке товаров (работ, услуг).[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка системы франчайзинга

 

Поскольку франчайзинг достаточно новое явление для российской хозяйственной практики, разработке системы франчайзинга должно быть уделено пристальное внимание.[Приложение №5]

Чтобы понять схему франчайзинга, необходимо определить область общих интересов потенциальных партнеров. На стадии формирования системы потенциальные франчайзер и франчайзи не имеют закрепленных отношений, переход к системе франчайзинга зависит от степени заинтересованности сторон в использовании имеющихся возможностей. [Приложение№6][2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие франчайзинга в России.

 

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению. [8]

 

Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология.

 

Франчайзинг в России не получил пока широкого распространения, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно широки.

Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать следующим образом:

Экономические проблемы. Франчайзинг — экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

К данным проблемам можно отнести:

• Франчайзинговые схемы требуют стабильности, прогнозируемости и предсказуемости экономического развития страны в целом;

• отсутствие у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;

• сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала из-за нежелания кредитных учреждений финансировать начальный бизнес, а отсутствие законодательства по франчайзингу делает невозможным выступить франчайзеру гарантом прибыльности планируемого предприятия.

Социально-психологические проблемы.

• отсутствие отечественного опыта;

• отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

• боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо»

предпринимателя и менеджера.

Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг — это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга — прежде всего в правовой сфере.

Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

Законодательство Российской Федерации по франчайзингу.

Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи, т.к. при кредитовании франчайзинговой сделки франчайзер выступает гарантом франчайзи и должен показать банку прибыльность проекта.

При заключении международных договоров франчайзинга, стороны должны руководствоваться законодательством принимающей стороны. По этой причине зарубежные франчайзеры не торопятся предоставить права использования своих технологий под своей торговой маркой и товарным знаком на территории.

Российской Федерации. Отсутствие российской нормативно-правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения, сдерживает становление малого предпринимательства и развитие его по технологиям опытных зарубежных франчайзеров, а так же приток возможных инвестиций в нашу экономику (состоявшиеся франчайзеры частично финансируют деятельность франчайзи на начальном этапе – этапе становления бизнеса).

Исходя из вышесказанного, при заключении международных договоров франчайзинга необходимо учитывать множество аспектов, из которых наиболее важными являются следующие:

      отношение Правительства к франчайзингу;

      правовой статус партнеров;

      законы, регулирующие конкурентную борьбу;

      законы, защищающие индустриальную и интеллектуальную собственность;

      правила налогообложения зарубежных предпринимателей;

      условия регистрации зарубежных компаний;

      законы о занятости;

      правила регулирования экспортно-импортных потоков и виды контроля за обменом валют.

Разумеется, до тех пор, пока не будет принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические аспекты развития российского франчайзинга, сам процесс будет идти более болезненно. Но одно не вызовет никаких сомнений: появление широкой сети франчайзинга в России – вопрос только времени, причем ближайшего. И чем быстрее законодательные структуры обратят внимание на этот процесс, тем лучше и проще будут развиваться, и укрепляться франчайзинговые системы в нашей стране.

Следует отметить, что современное развитие малого бизнеса требует решения проблем, снижающих экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса и многие другие.

Для решения этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг. Именно в целях продвижения франчайзинговых отношений на Российский рынок в июле 2001 года инициативная группа, состоящая из ряда Региональных фондов поддержки малого предпринимательства и коммерческих структур, заинтересованных в развитии франчайзинга на территории Российской Федерации был учрежден.

Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса, основными целями и предметом деятельности которого является:

      содействие развитию франчайзинга для малых и средних предприятий;

      участие и содействие в реализации франчайзинговых проектов, включая международных и межгосударственных;

      содействие развитию международного франчайзинга;

      организация проведения выставок, конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. по развитию франчайзинга;

      содействие издательской деятельности, направленной на популяризацию франчайзинга;

      предоставление предпринимательским структурам консалтинговых, информационных и других услуг;

      содействие совершенствованию законодательства, создающего благоприятные условия для развития франчайзинга;

      содействие привлечению инвестиций, а также международной и иностранной помощи, в развитие франчайзинга;

      иная деятельность, направленная на развитие франчайзинга.

Один из выполненных Франчайзинговым Центром Малого Бизнеса проектов заключался в подготовке и проведении по заданию Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в августе 2002 года Межрегионального семинара-конференции на тему «Франчайзинг в малом бизнесе», который был посвящен перспективам применения франчайзинга в российском малом бизнесе.

По мнению выступающих на семинаре, в настоящее время в России развиты два основных направления франчайзинга: проникновение иностранных фирм в Россию, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей, и развитие франчайзинга российскими фирмами. При этом, выделялись некоторые виды бизнеса, в которых франчайзинг в России особенно перспективен. Это - производство и реализация технически сложной продукции, предназначенной для использования населением, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, розничная торговля и др.

На сегодняшний день Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса наряду с осуществлением уставной деятельности, действуя по решениям семинара-конференции, заинтересовывает структуры, курирующие развитие предпринимательства Российской Федерации, в необходимости совершенствования нормативно-правовой базы по франчайзингу, а также в создании отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения на территории России. Закон о франчайзинге, по нашему мнению, должен состоять из следующих составляющих:

1. Обязательно введение в нормативно-правовую литературу термина «франчайзинг», широко используемого бизнес-средой Российской Федерации, а также его определение;

2. Необходимо кроме определения франчайзинга введение его классификации:

      Сбытовой (или товарный) франчайзинг;

Информация о работе Франчайзинг