Работник
(бухгалтер) Пенсионного фонда осуществляет
сверку расчетов с бюджетом в части взносов
на пенсионное обеспечение, а также занимаются
оформлением документов, подтверждающих
трудовой стаж застрахованных работников.
Стаж работников устанавливается следующим
образом: до регистрации в указанной системе
для определения стажа принимаются договоры,
справки от работодателя и другие документы.
После регистрации (то есть после выдачи
пенсионного полиса) стаж определяется
по данным персонифицированного учета.
В связи с этим в Пенсионный
фонд представляются на работников индивидуальные
сведения.
При оценке пенсионных прав застрахованных
лиц работники отделения ПФР вправе запрашивать
у страхователей документы, влияющие на
назначение пенсии: устав организации,
штатное расписание, правила внутреннего
распорядка, табель учета рабочего времени,
приказы, трудовые договоры, должностные
инструкции, личные карточки, трудовые
книжки работников и др. Документы, подтверждающие
оплату взносов на пенсионное обеспечение:
платежные документы (платежки банка),
квитанции об оплате и т.д.
Задачи
- Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Функции бухгалтерии
На бухгалтерию
возлагается выполнение следующих
функций:
- Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
- Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;
- Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;
- Обеспечение порядка проведения инвентаризаций;
- Контроль за проведением хозяйственных операций;
- Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
- Формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественного положения, доходах и расходах;
- Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;
- Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
- Своевременное и правильное оформление документов;
- Обеспечение расчетов по заработной плате;
- Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансировнаие капитальных вложений;
- Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат;
- Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;
- Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
- Обеспечение строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;
- Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;
- Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы;
- Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) подразделениях предприятия;
- Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств;
- Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, и также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премированин и т.п.
- Обеспечение выполнения в бухгалтерии требований действующей на предприятии системы менеджмента качества (СМК).
Права
- Требовать от подразделений предприятия представления материалов (планов, отчетов, справок и т.п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела бухгалтерии.
- Требовать от руководителей структурных подразделений предприятия и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств предприятия, обеспечение сохранности собственности предприятия, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета;
- Проверять в структурных подразделениях предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
- Подписывать бухгалтерские отчеты и балансы предприятия, статистические отчеты о выполнении планов по важнейшим показателям производственно-хозяйственной деятельности предприятия, документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства предприятия. Указанные документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными.
- Рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключенные предприятием, приказы об установлении и изменении условий оплаты труда и премирования, о приеме, увольнении и перемещении материально ответственных лиц на предприятии, о списании ценностей.
- Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.
- Представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также допустивших недостоверность содержащихся в документах данных.
- Осуществлять связь с другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела бухгалтерии.
- Указания отдела бухгалтерии в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.
Ответственность
- Ответственность за качество и своевременность выполнения функций бухгалтерии, предусмотренных настоящим Положением, несет главный бухгалтер.
- На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:
- Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства бухгалтерией.
- Организацию деятельности бухгалтерии по выполнению задач и функций, возложенных на бухгалтерию.
- Соблюдение работниками бухгалтерии производственной и трудовой дисциплины.
- Организацию в бухгалтерии оперативной и качественной подготовки документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
- Обеспечение сохранности имущества, находящегося в бухгалтерии и соблюдение правил пожарной безопасности.
- Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности производства
- Своевременное и качественное исполнение приказов генерального директора
- Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, инструкций, положений и других документов.
- Соблюдение требований и положений действующей на предприятии СМК, и результативность ее функционирования на производстве
- Своевременное осуществление корректирующих и предупреждающих действий, распространяющихся на деятельность производства.
- Ответственность других работников бухгалтерии устанавливается соответствующими должностными инструкциями.
Состав и назначение бухгалтерской
отчетности
Бухгалтерская
отчетность – это единая система данных
об имущественном и финансовом положении
организации и о результате ее хозяйственной
деятельности, составляемая на основе
бухгалтерского учета всех хозяйственных
операций по установленным формам. Отчетность
– это набор форм и показателей, а также
пояснительных материалов к ним, отражающих
результаты финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. В соответствии с действующим
законодательством, организации любых
форм собственности должны составлять
бухгалтерскую отчетность на основе данных
аналитического и синтетического учета.
Синтетический учет – это учет обобщенных
данных о видах имущества, обязательств
и хозяйственных операций по определенным
экономическим признакам, который ведется
на синтетических счетах бухгалтерского
учета. Аналитический учет осуществляется
в лицевых, материальных и иных аналитических
счетах, группирующих детальную информацию
об имуществе, обязательствах и иных хозяйственных
операциях внутри каждого синтетического
счета. До составления заключительного
баланса обязательна сверка оборотов
и остатков по аналитическим счетам Главной
книги или другого аналогичного регистра
бухгалтерского учета на конец отчетного
периода.
Правила
ведения и организации бухгалтерского
учета, составления бухгалтерской отчетности
предусматривают, что:
– бухгалтерский
учет имущества и обязательств, других
хозяйственных операций осуществляется
способом двойной записи в соответствии
с Планом счетов бухгалтерского учета;
– основанием
для записи в первичных учетных регистрах
являются первичные учетные документы,
которые должны составляться в момент
совершения хозяйственных операций или
непосредственно после их окончания, и
содержать обязательные реквизиты;
– имущество,
обязательства и хозяйственные операции
для отражения в бухгалтерском учете и
отчетности подлежат денежной оценке;
– обязательно
проведение инвентаризаций и отражение
ее результатов в учете;
– обязательно
разграничение учета текущих затрат на
производство (издержки обращения) и капитальных
вложений;
– обязательна
тождественность показателей синтетического
и аналитического учета и формирования
учетной политики организации;
– обязательно
применение допущений имущественной обособленности,
непрерывности деятельности, последовательности
применения учетной политики и временной
определенности фактов хозяйственной
деятельности. Если при ведении учета
и составлении отчетности предприятие
отступает от установленных допущений,
то она обязана раскрыть причины в объяснительной
записке;
– на балансе
предприятия не должно учитываться имущество,
ему не принадлежащее.
Информация,
которая формируется в бухгалтерском
учете и отчетности, должна отвечать определенным
критериям:
- достоверность – отчетность должна отражать реальные хозяйственные операции, которые можно легко проверить;
- полнота – отчетность должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать в себя соответствующие комментарии;
- нейтральность – отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц;
- преемственность – последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.
Бухгалтерская
отчетность является наилучшим источником
информации для внешних и внутренних пользователей
при планировании, контроле и оценке деятельности
предприятия. Она содержит в установленных
формах систему сопоставимых и достоверных
сведений о реализованной продукции, работах
и услугах, затратах на их производство,
об имущественном и финансовом положении
предприятия и результатах его хозяйственной
деятельности. По данным отчетности руководитель
отчитывается перед трудовым коллективом,
учредителями (собственниками), соответствующими
структурами управления (финансовыми
органами, банками), и иными заинтересованными
организациями.
В соответствии
с законодательством Российской Федерации,
все предприятия независимо от их организационно-правовых
форм, за исключением бюджетных учреждений,
представляют годовую бухгалтерскую отчетность
собственникам, а также территориальным
органам государственной статистики по
месту регистрации предприятий.
Бухгалтерская
отчетность предприятия состоит из следующих
типовых форм:
1. Бухгалтерского
баланса (ф. №1);
2. Отчета
о прибылях и убытках (ф. №2);
3. Отчета
об изменении капитала (ф. №3);
4. Отчета
о движении денежных средств (ф. №4);
5. Приложения
к бухгалтерскому балансу (ф. №5).
6. Пояснительной
записки.
7. Аудиторского
заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчетности предприятий,
если она в соответствии с федеральными
законами подлежит обязательному аудиту.
Типовые
формы бухгалтерской отчетности организаций,
а также инструкции о порядке их заполнения,
утверждаются Министерством финансов
Российской Федерации. Другие органы,
которым федеральными законами предоставлено
право регулирования бухгалтерского учета,
утверждают в пределах своей компетенции
формы бухгалтерской отчетности и инструкции
о порядке их заполнения, не противоречащие
нормативным правовым актам Министерства
финансов. Специализированные формы устанавливаются
министерствами и ведомствами Российской
Федерации по согласованию с Минфином
России.
Отчетность
составляется за месяц, квартал и год нарастающим
итогом с начала отчетного года, при этом
месячная и квартальная отчетность является
промежуточной. Отчетным годом считается
период с 1 января по 31 декабря календарного
года включительно.
Бухгалтерская
отчетность включает в свой состав имущество
всех производств, хозяйств, иных структурных
подразделений, не являющихся юридическим
лицом, но выделенным на отдельный баланс.
Любая форма
отчетности должна содержать в заголовке
перечень таких реквизитов, как: полное
наименование организации в соответствии
с зарегистрированными учредительными
документами; вид деятельности согласно
Общесоюзному классификатору «Отрасли
народного хозяйства» (ОКОНХ); организационно-правовую
форму согласно Классификатору организационно-правовых
форм хозяйствующих субъектов (КОПФ); код
формы по Классификатору форм собственности;
наименование органа, на который возложена
координация и регулирование деятельности
государственного или муниципального
унитарного предприятия; полный почтовый
адрес.
Составление
и представление бухгалтерской отчетности
производится в тысячах рублей без десятичных
знаков, в валюте Российской Федерации.
Исправления
ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются
подписями должностных лиц, с указанием
даты исправления.
1.2 Организация учетного аппарата
Бухгалтерский учет может быть действенным
лишь в том случае, когда вся
учетная и отчетная работа и ее
организация будут строго продуманы,
обоснованы и увязаны во всех своих
частях и деталях, а учетный аппарат
предприятия будет экономичным,
слаженным и гибким.
Правильно организованный учет и повседневный
контроль создают условия для
выявления недостатков и достижений
на отдельных участках деятельности
предприятий и обеспечивают возможность
оперативно устранять недостатки и
закреплять достижения.
Однако организация бухгалтерского
учета на ряде промышленных предприятий
находится не на должной высоте. Бухгалтерский
учет является громоздким, сложным и не
полностью отвечающим требованиям оперативного
руководства.
Решение вопросов организации правильного
учета и повышения его качества
является весьма сложной задачей, требующей
от учетных работников большого опыта
и научных знаний. Это обусловливает
необходимость дальнейшего повышения
уровня теоретической работы в области
учета, глубокого изучения и обобщения
передового опыта организации учета
и учетного аппарата и способов выполнения
учетных работ. Обобщение всего
нового, передового позволит определить
правильные принципы и формы организации
учета и наметить пути его дальнейшего
совершенствования.