Функции и структура бухгалтерского аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 03:54, реферат

Описание

Обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и составление на их основе отчетности обеспечивает подразделение, создаваемое практически в любой организации, т.е. бухгалтерия. Бухгалтерия предприятия является первичным звеном бухгалтерского учета.

Работа состоит из  1 файл

Функции и структура бухгалтерского аппарата.docx

— 74.50 Кб (Скачать документ)

Работник (бухгалтер) Пенсионного фонда осуществляет сверку расчетов с бюджетом в части взносов на пенсионное обеспечение, а также занимаются оформлением документов, подтверждающих трудовой стаж застрахованных работников. 
Стаж работников устанавливается следующим образом: до регистрации в указанной системе для определения стажа принимаются договоры, справки от работодателя и другие документы. После регистрации (то есть после выдачи пенсионного полиса) стаж определяется по данным персонифицированного учета. В связи с этим в Пенсионный фонд представляются на работников индивидуальные сведения. 
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц работники отделения ПФР вправе запрашивать у страхователей документы, влияющие на назначение пенсии: устав организации, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, табель учета рабочего времени, приказы, трудовые договоры, должностные инструкции, личные карточки, трудовые книжки работников и др. Документы, подтверждающие оплату взносов на пенсионное обеспечение: платежные документы (платежки банка), квитанции об оплате и т.д.

Задачи

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Функции бухгалтерии

На бухгалтерию  возлагается выполнение следующих  функций:

  • Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
  • Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;
  • Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Обеспечение порядка проведения инвентаризаций;
  • Контроль за проведением хозяйственных операций;
  • Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
  • Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
  • Формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественного положения, доходах и расходах;
  • Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;
  • Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
  • Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
  • Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
  • Своевременное и правильное оформление документов;
  • Обеспечение расчетов по заработной плате;
  • Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансировнаие капитальных вложений;
  • Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат;
  • Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;
  • Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
  • Обеспечение строгого соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;
  • Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;
  • Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы;
  • Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) подразделениях предприятия;
  • Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств;
  • Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, и также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премированин и т.п.
  • Обеспечение выполнения в бухгалтерии требований действующей на предприятии системы менеджмента качества (СМК).

Права

  • Требовать от подразделений предприятия представления материалов (планов, отчетов, справок и т.п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела бухгалтерии.
  • Требовать от руководителей структурных подразделений предприятия и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств предприятия, обеспечение сохранности собственности предприятия, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета;
  • Проверять в структурных подразделениях предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
  • Подписывать бухгалтерские отчеты и балансы предприятия, статистические отчеты о выполнении планов по важнейшим показателям производственно-хозяйственной деятельности предприятия, документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства предприятия. Указанные документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными.
  • Рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключенные предприятием, приказы об установлении и изменении условий оплаты труда и премирования, о приеме, увольнении и перемещении материально ответственных лиц на предприятии, о списании ценностей.
  • Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.
  • Представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также допустивших недостоверность содержащихся в документах данных.
  • Осуществлять связь с другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела бухгалтерии.
  • Указания отдела бухгалтерии в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.

Ответственность

  • Ответственность за качество и своевременность выполнения функций бухгалтерии, предусмотренных настоящим Положением, несет главный бухгалтер.
  • На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:
  • Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства бухгалтерией.
  • Организацию деятельности бухгалтерии по выполнению задач и функций, возложенных на бухгалтерию.
  • Соблюдение работниками бухгалтерии производственной и трудовой дисциплины.
  • Организацию в бухгалтерии оперативной и качественной подготовки документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
  • Обеспечение сохранности имущества, находящегося в бухгалтерии и соблюдение правил пожарной безопасности.
  • Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности производства
  • Своевременное и качественное исполнение приказов генерального директора
  • Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, инструкций, положений и других документов.
  • Соблюдение требований и положений действующей на предприятии СМК, и результативность ее функционирования на производстве
  • Своевременное осуществление корректирующих и предупреждающих действий, распространяющихся на деятельность производства.
  • Ответственность других работников бухгалтерии устанавливается соответствующими должностными инструкциями.

Состав и назначение бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций по установленным формам. Отчетность – это набор форм и показателей, а также пояснительных материалов к ним, отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством, организации любых форм собственности должны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных аналитического и синтетического учета. Синтетический учет – это учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет осуществляется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и иных хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. До составления заключительного баланса обязательна сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного периода.

Правила ведения и организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности предусматривают, что:

– бухгалтерский учет имущества и обязательств, других хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета;

– основанием для записи в первичных учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания, и содержать обязательные реквизиты;

– имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат денежной оценке;

– обязательно проведение инвентаризаций и отражение ее результатов в учете;

– обязательно разграничение учета текущих затрат на производство (издержки обращения) и капитальных вложений;

– обязательна тождественность показателей синтетического и аналитического учета и формирования учетной политики организации;

– обязательно применение допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Если при ведении учета и составлении отчетности предприятие отступает от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины в объяснительной записке;

– на балансе предприятия не должно учитываться имущество, ему не принадлежащее.

Информация, которая формируется в бухгалтерском учете и отчетности, должна отвечать определенным критериям:

  • достоверность – отчетность должна отражать реальные хозяйственные операции, которые можно легко проверить;
  • полнота – отчетность должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать в себя соответствующие комментарии;
  • нейтральность – отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц;
  • преемственность – последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.

Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для внешних и внутренних пользователей при планировании, контроле и оценке деятельности предприятия. Она содержит в установленных формах систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями (собственниками), соответствующими структурами управления (финансовыми органами, банками), и иными заинтересованными организациями.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, все предприятия независимо от их организационно-правовых форм, за исключением бюджетных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность собственникам, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятий.

Бухгалтерская отчетность предприятия состоит из следующих типовых форм:

1. Бухгалтерского баланса (ф. №1);

2. Отчета о прибылях и убытках (ф. №2);

3. Отчета об изменении капитала (ф. №3);

4. Отчета о движении денежных средств (ф. №4);

5. Приложения к бухгалтерскому балансу (ф. №5).

6. Пояснительной записки.

7. Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятий, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Типовые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов. Специализированные формы устанавливаются министерствами и ведомствами Российской Федерации по согласованию с Минфином России.

Отчетность составляется за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Бухгалтерская отчетность включает в свой состав имущество всех производств, хозяйств, иных структурных подразделений, не являющихся юридическим лицом, но выделенным на отдельный баланс.

Любая форма отчетности должна содержать в заголовке перечень таких реквизитов, как: полное наименование организации в соответствии с зарегистрированными учредительными документами; вид деятельности согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ); организационно-правовую форму согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ); код формы по Классификатору форм собственности; наименование органа, на который возложена координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия; полный почтовый адрес.

Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, в валюте Российской Федерации.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписями должностных лиц, с указанием даты исправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организация учетного аппарата

 

Бухгалтерский учет может быть действенным  лишь в том случае, когда вся  учетная и отчетная работа и ее организация будут строго продуманы, обоснованы и увязаны во всех своих  частях и деталях, а учетный аппарат  предприятия будет экономичным, слаженным и гибким.

Правильно организованный учет и повседневный контроль создают условия для  выявления недостатков и достижений на отдельных участках деятельности предприятий и обеспечивают возможность  оперативно устранять недостатки и  закреплять достижения.

Однако организация бухгалтерского учета на ряде промышленных предприятий  находится не на должной высоте. Бухгалтерский учет является громоздким, сложным и не полностью отвечающим требованиям оперативного руководства.

Решение вопросов организации правильного  учета и повышения его качества является весьма сложной задачей, требующей  от учетных работников большого опыта  и научных знаний. Это обусловливает  необходимость дальнейшего повышения  уровня теоретической работы в области  учета, глубокого изучения и обобщения  передового опыта организации учета  и учетного аппарата и способов выполнения учетных работ. Обобщение всего  нового, передового позволит определить правильные принципы и формы организации  учета и наметить пути его дальнейшего  совершенствования.

Информация о работе Функции и структура бухгалтерского аппарата