Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 03:54, реферат
Обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и составление на их основе отчетности обеспечивает подразделение, создаваемое практически в любой организации, т.е. бухгалтерия. Бухгалтерия предприятия является первичным звеном бухгалтерского учета.
Однако работа по обобщению опыта организации учета и учетных аппаратов до сих пор не отвечала предъявляемым требованиям и не получала достаточного отражения в специальной литературе.
Отсутствие современной
В программах и учебниках по теории
бухгалтерского учета вопросам организации
учета уделено явно недостаточное
внимание. Поэтому молодые специалисты,
заканчивающие учетно-
Наряду с этим опыт показывает, что неудовлетворительное состояние учета, запоздалая отчетность и штатные излишества в учетных аппаратах являются результатом неумелой организации учетного процесса и неэффективного использования труда учетных работников. Многим работникам учета приходится опытным путем познавать и повторять пройденные этапы совершенствования организации учета и учетного аппарата, а также способы выполнения учетных работ, и далеко не всем удается при этом найти правильные решения.
Учетный аппарат каждого предприятия
в осуществлении своих функций
тесно связан со всеми цехами и
отделами заводоуправления и его
отдельными исполнителями. Все цеха
и отделы обязаны своевременно представлять
в бухгалтерию документы, отчетные
сведения, а также планы и сметы.
В свою очередь, учетный аппарат
подготавливает учетные данные, характеризующие
работу цехов и отделов. Практическая
ценность этих данных заключается в
том, что они позволяют
Организация учетного аппарата зависит
от размера предприятия, уровня технической
вооруженности, видов вырабатываемой
продукции, характера технологического
процесса, типа организации производства
и его организационной
На каждом предприятии для осуществления бухгалтерского учета и контроля его хозяйственной деятельности организована главная бухгалтерия. Главная бухгалтерия является самостоятельным отделом заводоуправления. Она возглавляется главным (старшим) бухгалтером. Главный (старший) бухгалтер в административном отношении подчиняется непосредственно директору предприятия.
На крупных и средних
На большинстве
предприятий создаются
учета заработной платы и расчетов с рабочими и служащими;
учета материалов и основных средств;
учета производства и калькулирования себестоимости продукции;
финансовая группа;
общая группа.
Функциями расчетной группы являются:
прием и проверка документов по заработной плате, расчетно-платежных ведомостей и расчетных листков;
ведение лицевых счетов рабочих-сдельщиков, составление платежных, расчетных и других ведомостей по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.д.;
начисление взносов на социальное страхование и ведение расчетов с органами социального страхования;
расчеты с бюджетом и депонентами по суммам, удержанным из заработной платы рабочих и служащих;
подготовка и выписка
составление свода и отчетности по заработной плате; синтетический учет заработной платы.
Выполняя работу по учету заработной платы и расчетов с рабочими и служащими, группа должна обеспечить:
1) своевременное и точное
2) возможность текущего контроля за отклонениями от утвержденной технологии и выявления причин, виновников и мест возникновения брака в производстве и других производственных потерь;
3) возможность текущего контроля
заработной платы по ее
4) контроль за выработкой, использованием фонда заработной платы и соблюдением штатной дисциплины;
5) анализ выполнения планов по труду.
Функции группы учета материалов и основных средств следующие:
регистрация счетов-фактур поставщиков, передача по назначению и наблюдению за их оплатой;
проверка и обработка
подготовка документов для предъявления
претензий к поставщикам в
случаях нарушения ими
определение затрат по заготовлению и приобретению материальных ценностей;
прием, проверка и обработка расходных документов и запись их в накопительные регистры;
выписка счетов и других документов на отпуск материальных ценностей, запись их в накопительные регистры и контроль за оплатой счетов;
ведение аналитического и синтетического учета основных средств и материальных ценностей;
начисление амортизации
учет капитальных ремонтов основных средств;
участие в проведении инвентаризации основных средств и материалов и подготовка соответствующих документов.
Группа должна обеспечить:
контроль за сохранностью средств, за их движением и правильным использованием;
наблюдение за выполнением планов материально-технического снабжения, за установленными нормами материальных запасов;
своевременное выявление бездействующего и излишнего оборудования и материалов, не используемых предприятием;
систематический контроль за начислением амортизации основных средств и затрат на капитальный ремонт основных средств.
Задачами группы учета производства и калькулирования себестоимости продукции являются содействие выполнению и перевыполнению планов по выпуску продукции, повышению производительности труда и снижению себестоимости, а также лучшей организации производства.
В обязанности учетных работ группы входит:
прием, проверка и обработка документов по учету затрат основного и вспомогательных производств и запись их в учетные регистры;
своевременное и правильное отражение
затрат на производство по заказам, видам
изделий и работ, по экономическим
элементам и статьям
учет и распределение
учет брака, определение его себестоимости и окончательных потерь;
выявление объема фактически выпущенной продукции;
учет и оценка незавершенного производства;
выявление фактической себестоимости продукции;
составление отчетности по производству и калькуляции по основным видам продукции.
Наряду с этими работами группа должна обеспечить:
контроль и анализ выполнения планов
по выпуску и себестоимости
контроль за соблюдением лимитов, смет и других нормативов по затратам на производство;
своевременную сигнализацию об отклонениях от норм, лимитов и других нормативов;
выявление внутренних резервов;
соблюдение строжайшего режима экономии.
Финансовая группа1 должна обеспечить:
участие в составлении финансовых планов и контроль за их выполнением;
наблюдение за состоянием остатков на расчетном и других счетах в банках;
наблюдение за своевременным поступлением платежей от покупателей и дебиторов и погашением кредиторской задолженности;
наблюдение за своевременными платежами в государственный бюджет;
наблюдение за состоянием и сроками погашения ссуд банка;
контроль за соблюдением лимита остатков в кассе и расходованием денежных средств по целевому назначению;
оформление чеков, аккредитивов, заявлений, обязательств и других документов по банковским и расчетным операциям;
получение от кассиров отчетов с документами, в банках - выписок из счетов предприятия;
подбор к выпискам документов, проверка и передача их общей группе;
анализ финансового положения предприятия.
Учетные функции общей группы:
1) прием, проверка и обработка
документов по учету
2) прием и проверка счетов-
3) ведение учета операций, связанных
с поступлением и
4) ведение учета
5) прием отчетов хозяйств, находящихся
на самостоятельном балансе,
6) ведение синтетического
7) составление балансов и
Кроме того, эта группа должна обеспечить:
1) контроль за движением и сохранностью готовой продукции;
2) контроль за своевременной оплатой покупателями отпущенной и отгруженной продукции;
3) контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
4) своевременное представление месячных, квартальных и годовых отчетов;
5) анализ выполнения планов по реализации продукции и по накоплениям.
На некоторых предприятиях учет капитальных вложений осуществляется в балансах основной деятельности силами специальных работников главной бухгалтерии, которые должны обеспечить:
учет финансирования капитальных вложений;
учет операций по приходу и расходу материальных ценностей, а также контроль за их сохранностью и использованием;
учет заработной платы, расчетов с рабочими и служащими и контроль за использованием фонда заработной платы;
учет производственных затрат и калькулирование себестоимости законченных объектов строительства;
ведение расчетов с банками, поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами;
составление отчетности по капитальным вложениям;
анализ выполнения планов капитального строительства.
В этих условиях выбор лучшей формы организации учета, создание наиболее гибкого учетного аппарата без лишних звеньев и надстроек является одной из важнейших задач каждого руководителя учета.
Одним из основных вопросов организации учета является правильное распределение учетных функций между главной бухгалтерией предприятия и его цехами, увязка и согласованность работы между отдельными группами учетного аппарата и обеспечение соответствующего руководства всей учетной работой предприятия.
В зависимости от объема, характера и территориального размещения цехов и отделов предприятия, а также от места и способа обработки учетных данных бухгалтерский учет может быть организован по одному из двух принципов: централизации и децентрализации.
При централизации учета бухгалтерский учет всех хозяйственных операций предприятия и составление балансов сосредоточивается в главной бухгалтерии.
При децентрализации учета в цехах и отделах ведется законченный бухгалтерский учет с составлением балансов, объединяемых затем главной бухгалтерией в сводный баланс предприятия.
При централизации бухгалтерского
учета все хозяйственные
В главной бухгалтерии
Здесь же ведутся накопительные ведомости, аналитические и синтетические регистры и составляется баланс предприятия.
При централизации учета некоторые предприятия могут выделять в крупные цеха учетных работников.
Этим работникам поручается прием
и обработка первичных
Таким образом, для централизации
учета характерным является то, что
обработка первичной
Окончательная же обработка учетных
данных, полученных от учетных работников
цехов и отделов, а также составление
балансов и отчетов производятся
в главной бухгалтерии
Рис.2. Схема выполнения учетных работ
При децентрализации учета в
цехах и отделах создаются
цеховые или корпусные
Информация о работе Функции и структура бухгалтерского аппарата