Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 14:39, дипломная работа
Цель дипломной работы– изучение и оценка бухгалтерской отчетности и изменений порядка заполнения форм по сравнению с 2000 годом, а также анализ основных финансовых показателей с последующими выводами и предложениями по улучшению финансового состояния предприятия.
Введение 3
Глава I. Годовая бухгалтерская отчетность, порядок ее
составления и соответствие международным стандартам 6
1.1. Состав и нормативное регулирование отчетности 6
1.2. Порядок составления и формирование показателей
отчетности 17
1.3. Соответствие отчетности по российскому законодательству
международным стандартам 32
Глава II. Бухгалтерская отчетность, как информационная база для
анализа 41
2.1. Характеристика объекта исследования – ОАО "Луховицкий
Мукомольный завод" 41
2.2. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности 50
Глава III. Анализ основных показателей бухгалтерской
отчетности 59
3.1. Анализ ликвидности и платежеспособности 60
3.2. Анализ финансовой устойчивости 67
3.3. Анализ финансовых результатов и рентабельности 71
3.4. Анализ деловой активности 76
3.5. Анализ возможности банкротства 80
Заключение 81
Список используемой литературы 86
Например, данные, представленные в балансе предприятия (форма №1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о финансовых результатах (форма №2), и наоборот.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности.
В процессе чтения отчетности важно рассматривать показатели разных форм отчетности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В частности, изменения в активах предприятия необходимо увязывать с объёмом деятельности. При этом следует помнить, что разные формы отражают информацию о предприятии по-разному. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности за год нарастающим итогом, а баланс – имущественное состояние предприятия на 31 декабря. Поэтому по балансу могут выявлены одни тенденции, например, снижения, а по отчету о прибылях и убытках – другие, например, увеличения. Разнонаправленность тенденций может быть обусловлена методикой составления отчетности [13
Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс. Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т. е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела.
В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе оборота в денежную форму.
Так, в разделе I актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.
Элементы имущества предприятия, которые отражаются в разделе II в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Ликвидность этих элементов выше, чем элементов раздела I. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.
Пассив баланса дает стоимостную оценку средств предприятия на определенную дату по источникам их формирования, целевому назначению, срокам погашения.
В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.).
Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная часть баланса. За ним следуют остальные статьи.
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.
На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений; целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.
Анализ бухгалтерского баланса предполагает оценку активов предприятия, его обязательств и собственного капитала [30].
Отчет о прибылях и убытках дает возможность выполнить анализ финансовых результатов за отчетный год и их динамику по сравнению с предыдущим периодом. Этот отчет содержит информацию о формировании финансовых результатов. Характерно, что в отчете приведена выручка от реализации, очищенная от налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей.
В отчете о прибылях и убытках приведены следующие расходы: себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы.
Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей.
Форма №2 дает нам возможность получить информацию о финансовых результатах фирмы, подробно освещает использование прибыли, а также дает полную характеристику платежей в бюджет, которые осуществляет фирма с учетом различных льгот.
Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет оценить объёмы реализации, величины затрат, балансовой и чистой прибыли предприятия [30
Отчет о движении капитала позволяет заинтересованному пользователю оценить динамику собственного капитала и прочих фондов и резервов.
Отчет о движении денежных средств - это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление, расходование и изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств - это отчет об изменениях финансового состояния, составленный на основе метода потока денежных средств. Он дает возможность оценить будущие поступления денежных средств, проанализировать способность фирмы погасить свою краткосрочную задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
По данным отчета о движении денежных средств можно оценить динамику притока и оттока денежных средств в разрезе текущей , инвестиционной и финансовой деятельности [13, с.16].
Анализ Приложения к балансу дает аналитику информацию о динамике заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества и других активов и обязательств предприятия [13, с.16].
Хотелось бы добавить, что для более глубокого анализа формы приложений к балансу можно дополнить данными за прошлый год.
Пояснительная записка – эта форма отчетности тем полезна для аналитика, что раскрывает важные элементы деятельности предприятия, которые не вошли в другие формы отчетности. Здесь раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике предприятия и другие данные, которые необходимы пользователю для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Также в пояснительной записке отражаются данные финансового анализа, проводимого на предприятии. Из пояснительной записки пользователь почерпнет информацию о планируемых предприятием мероприятиях по улучшению финансового состояния.
Так
же в пояснительной записке
Приступая
к анализу бухгалтерской
Глава III. Анализ основных показателей бухгалтерской
отчетности
Оценка
финансового состояния
Цель любой коммерческой организации – получение максимальной прибыли, но это «узкое толкование цели». В более широком понимании под основной целью деятельности организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.
В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение как для самих субъектов хозяйствования, так и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.
Последовательность
анализа финансовой деятельности предприятия
представим в следующем виде (рисунок
4):
Рис.
4. Последовательность
анализа бухгалтерской
отчетности
Платежеспособность
– возможность предприятия
Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени ликвидности, т. е. по возможности обращения в денежные средства.
К наиболее ликвидным активам относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут быстрореализуемые активы – депозиты и дебиторская задолженность. Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам. Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа которых требует значительного времени, а поэтому осуществляется крайне редко [26, с.285].
Сгруппированные
по степени ликвидности активы представим
на рис. 5.
Рис. 5.
Классификация активов
предприятия
Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.
Пассивы баланса по степени срочности их погашения можно подразделить следующим образом [26, с.286]:
П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);
П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы);
П3 – долгосрочные кредиты и займы, арендные обязательства и др.;