Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:22, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.
Введение
В
настоящий момент проблема обслуживания
государственного долга - один из ключевых
факторов макроэкономической стабильности
в стране. От характера решения
долговой проблемы будет зависеть бюджетная
дееспособность Казахстана, состояние
ее валютных резервов, а следовательно
стабильность национальной валюты, уровень
процентных ставок, инвестиционный климат,
характер поведения всех сегментов отечественного
финансового рынка. Перечисленные причины
определяют актуальность данной проблемы
для всех участников казахстанского финансового
рынка. ВЕСЬ МИР живет в долг. Будущие поколения,
еще не родившись, уже потенциальные должники.
Подавляющее число стран испытывает недостаток
собственных ресурсов для осуществления
внутренних вложений, покрытия дефицита
государственного бюджета, проведения
социально-экономических преобразований
и выполнения долговых обязательств по
внешним заимствованиям. Кто-то является
больше кредитором, чем заемщиком, кто-то
наоборот. Но практически во всех этих
странах сложилась долговая экономическая
система. Причем зависимость национальных
хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться
и дальше по ходу либерализации и глобализации
финансовых рынков, несмотря на все-таки
еще ощутимое сохранение их изолированности.
В первой половине 1998 года восточно-азиатский
кризис привел к падению мирового производства
примерно на 1 %, что составляет почти 260
млрд. долл. и эквивалентно годовому доходу
всех африканских стран к югу от Сахары.
Неравномерность экономического развития
является символом уходящего ХХ века,
и в этом смысле долговые проблемы отдельных
регионов являются главным тому доказательством.
С начала 90_х гг. мировая экономика уже
страдала от дефляции - из-за американского
долга, затем из-за неурядиц в европейской
валютной системе в 1992-1993 гг., после этого
из-за мексиканского кризиса 1994-1995 гг. и,
наконец, из-за азиатских потрясений в
1997-1998 гг. И каждый раз во время всех этих
негативных явлений крах принято было
объяснять ошибочной внутренней политикой.
Между тем поступательное экономическое
развитие и активность финансовых рынков
уже не так связаны с уровнем благосостояния
и ростом занятости, а во многом зависят
от спекулятивных и биржевых операций.
Влияние даже объективных глобальных
факторов на формирующиеся и развивающиеся
рынки достаточно велико (не говоря уже
о субъективных факторах: например, ставка
по международным банковским кредитам
для развивающихся стран всегда была выше
примерно на 1 % по сравнению с кредитами
для развит стран). Финансовая неустойчивость
стала в конце столетия характерной чертой
глобальной экономики и носит системный
характер. На приток и отток капиталов,
как правило, влияют финансовые условия
в ведущих промышленно развитых странах
мира, то есть внешний фактор. Однако особенности
новой ситуации должным образом не учитываются
в связи с чрезмерной верой в рынок как
таковой. К примеру, значительное влияние
на приток и отток инвесторов оказывает
«стадный инстинкт». Внезапное изъятие
капитала и массированная атака на ту
или иную валюту способны быстро вызвать
панику. Все это оказывало влияние и на
объемы торговли.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
1.1 Понятие государственного долга
Государственный
долг - это сумма задолженности
по выпущенным и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты)
Например,
в Законе Республике Казахстан «О
государственном и
«государственный долг» его нельзя рассматривать
в отрыве от официального определения,
данного в законодательстве страны, чей
долг рассматривается.
При этом, хотелось бы отметить, что в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти.
1.2 Причины
возникновения
Государственный
долг вызван использованием государственных
займов в качестве одной из форм
привлечения денежных ресурсов для
расширения воспроизводства и
Государственный долг рассматривается
как «заем нации самой себе» и не влияет
на общие размеры совокупного богатства
нации.
В связи
с вышеизложенным невозможно сказать
однозначно, что появление государственного
долга связано исключительно
с ухудшением экономической ситуации
в стране, более того грамотно распорядившись,
возможность привлечения
1.3 Виды государственного долга
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний
государственный долг - это составная
часть государственного долга по
внешним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами
- нерезидентами. Наличие внешнего долга
у страны является нормальной мировой
практикой. Однако существуют границы,
за пределами которых увеличение
государственного внешнего долга становится
опасным. Масштабное привлечение займов
может привести страну к зависимости
от кредиторов. Для относительной
характеристики величины государственного
долга в мировой практике используются
специальные показатели - относительные
параметры внешнего долга. Они включают
отношение долговых платежей (по погашению
и обслуживанию долга) к экспорту
товаров и услуг. По классификации
Международного банка реконструкции и
развития низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 18 %; умеренным
- 18-30 %. Другими показателями также являются:
- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48 % - низкая; 48-80 % - умеренная задолженность);
- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132 % - низкая; 132-220 % - умеренная);
- отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12 % - низкая; 12-20 % - умеренная).
Валовой внешний долг (ВВД) Казахстана по итогам 2010 года составил $119,2 млрд. против $113,2 млрд. на конец 2009 года, сообщил Национальный Банк Республики Казахстан.
Таким образом, ВВД страны вырос на 5,3%. В том числе краткосрочный долг за отчетный период снизился на 12,6% до $9 млрд., долгосрочный, напротив, вырос на 7% до $110,2 млрд.
По данным Нацбанка, в общем объеме ВВД доля государственного и гарантированного государством долга по итогам 2010 года выросла до 4,3% (до $5,1 млрд.) против 3,3% ($3,7 млрд.) на начало прошлого года.
Обязательства банковского сектора Казахстана за 2010 год сократились на $10 млрд. до $20 млрд.
По сути, наличие
внешнего долга предполагает, что
передачу части созданного продукта
за пределы страны. Рост внешнего долга
снижает международный
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
- другие государства;
- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
- Частные фонды - нерезиденты.
Внутренний
государственный долг - это составная
часть государственного долга по
внутренним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-резидентами.
Наличие внутреннего долга не
является исключением в экономике,
а скорее - правилом. Экономически развитые
страны, как правило, имеют значительный
государственный внутренний долг. Однако
значительна разница в
Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:
1. погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т. е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
2. для
уменьшения долга государство
может увеличивать налоги, что
может привести к
3. действует
эффект «вытеснения инвестиций»
Т.е. выход
государства на ссудный рынок
усиливает конкуренцию на денежном
рынке, что в свою очередь приводит
к увеличению процентных ставок на
денежный капитал. Это лишает частный
сектор какой-то части инвестиций и
соответственно «тормозит» экономическое
развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга,
как правило, являются:
- население;
- корпорации;
- банки;
- другие финансовые и кредитные учреждения.
ГЛАВА II ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
2.1 Понятие
государственного долга
В соответствии
с Законом «О государственном
и гарантированном государством
заимствовании и долге» государственный
долг - сумма правительственного долга,
долга Национального Банка
1. Правительственный долг;
2. Долг
Национального Банка
3. Долги
местных исполнительных
Рассмотрим каждое из этих составляющих.
Правительственный долг
1. В
соответствии с Законом
2.2 Долг
Национального Банка
Законом
«О государственном заимствовании
и долге» дано определение «лимита
правительственного долга» дано определение
долга Национального Банка