Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:22, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.
- аффинированного золота;
- валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;
- простых и переводных векселей в иностранной валюте;
- ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;
- других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов;
Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла; покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов
Республики
Казахстан, а также Правительства
Республики Казахстан; поступлений
комиссионных и других вознаграждений
(интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых
операций с иностранной валютой
и операций с ценными бумагами,
деноминированными в
Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы; кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов; поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком
Казахстана
консультационных, информационно-издательских
и других услуг в соответствии
с настоящим Законом и
Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно - кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке; осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка
Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета)
Национального
Банка Казахстана; продажи иностранной
валюты для приобретения другой иностранной
валюты; возврата основной суммы и
вознаграждения (интереса) по кредитам,
полученным Национальным Банком Казахстана,
а также выплат комиссионных и
других сопутствующих им расходов;
списания убыточных золотовалютных
активов за счет сформированных провизий
(резервов). Отдельно хотелось бы отметить,
что в настоящее время
1. Международный валютный фонд (МВФ);
2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
3. Международная финансовая корпорация (МФК);
4. Международная ассоциация развития (МАР);
5. Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);
6. Международный
центр по урегулированию
7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
8. Азиатский банк развития (АБР);
9. Исламский банк развития (ИБР). РК является государством-участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан:
уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики
Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ. По согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам. уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ. Выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ, Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ.
Назначается
в качестве депозитария всех авуаров
в национальной валюте Республики Казахстан,
а также других активов МВФ, МБРР,
МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно
соответствующим статьям
2.3 Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
3. В
соответствии с Законом «О
бюджетной системе» долг
Правительством и Национальным Банком
Республики Казахстан Законом «О государственном
заимствовании и долге» дано определение
«лимита долга местного исполнительного
органа», это - планируемая в местном бюджете
на соответствующий год фиксированная
сумма полученных и непогашенных займов
местного исполнительного органа, которую
не должен превышать фактический долг
местного исполнительного органа на заданную
дату (на конец отчетного периода). Так,
в бюджете г. Алматы на 2004 года утверждены
средства: в сумме 55771 тыс. тенге на обслуживание
долга местных исполнительных органов;
на погашение долга местных исполнительных
органов - 1445814 тыс. тенге. А в бюджете г. Астана
на 2003 год установлен лимит долга местного
исполнительного органа на 2003 год в размере
6 331 812 тыс. тенге. Вместе с тем, в Республике
Казахстан постановлением Правительства
№ 88 от 23.01.2002 года утверждены «Правила
погашения и обслуживания правительственных
займов, займов местных исполнительных
органов и негосударственных займов, имеющих
государственные гарантии». Эти правила
устанавливают порядок планирования,
осуществления погашения и обслуживания
займов Правительства Республики Казахстан,
местных исполнительных органов и негосударственных
займов, имеющих государственные гарантии
из республиканского и местных бюджетов.
Процедуры планирования, осуществления
погашения и обслуживания правительственных
займов, займов местных исполнительных
органов едины для займов, привлеченных
путем заимствования на внутреннем и внешнем
рынках ссудного капитала в форме заключения
соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий
государственных эмиссионных ценных бумаг.
Глава III. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.
Управление
государственным долгом - это деятельность
государства в лице уполномоченных
органов по обеспечению рационального
и эффективного заимствования и
оптимизации стоимости
Управление государственным долгом включает в себя:
1. Ежегодную
оценку состояния и прогноза
на предстоящий десятилетний
период государственного и
2. Определение
Министерством Финансов
Национального
Банка эти процедуры
3. Регистрацию
Министерством Финансов
Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов; контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений.
4. Осуществляемые
Министерством Финансов
5. Подготовка
и реализация мероприятий по
оптимизации структуры долга,
в том числе по
3.1 Погашение
и обслуживание
Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.
Погашение
долга - возврат заемщиком полученных
ссуд займа в установленном
Погашение
и обслуживание правительственного
долга Республики
Казахстан, покупка эмитированных уполномоченным
органом по исполнению бюджета государственных
эмиссионных ценных бумаг на организованном
рынке ценных бумаг осуществляются уполномоченным
органом по исполнению бюджета за счет
средств, предусмотренных в Законе РК
о республиканском бюджете на соответствующий
год через Национальный Банк Республики
Казахстан.
Погашение
и обслуживание долга Национального
Банка, покупка эмитированных им
государственных эмиссионных
Погашение и обслуживание государственного долга местного исполнительного органа, покупка эмитированных им государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляется им за счет средств, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий год, через привлекаемые местным исполнительным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан банки второго уровня.
3.2 Иные методы управления государственным долгом
К методам управления государственным долгом также относятся:
. Рефинансирование;
. Конверсия;
. Консолидация;
. Унификация;
. Обмен облигаций по регрессивному соотношению;
. Отсрочка погашения займа;
. Отказ (аннулирование) от государственного долга.