Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:16, реферат
Страховые отношения, как и любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В п. 3 ст. 1 Закона о страховом деле прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства. Закон по своему правовому статусу обладает большей юридической силой, нежели подзаконные акты, так как в соответствии со ст. 105 Конституции РФ он принимается высшим законодательным органом государственной власти - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В состав законодательства входят и кодифицированные нормативные акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Цивилист и философ Ю.С. Гамбаров писал, что сводить всю юриспруденцию к толкованию действующего права, особенно такого, которое выражено только в законодательстве той или другой страны, предполагая при том, что толкование должно ограничиваться лишь заключенным в этом законодательстве материалом, значит вести юриспруденцию как науку к банкротству.
Страховые организации
при определении страховых
Так, в частности, в соответствии со ст. 8.1. Закона о страховом деле, страховыми актуариями могут быть физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливает Министерство финансов РФ. Они вводятся в действие 1 июля 2006 г.
Кроме того, впредь страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в установленном порядке с 1 июля 2007 г. в Федеральную службу страхового надзора.
Значительные новеллы
и корректировки внесены в
перечень объектов страхования. Если в
ранее действовавшей редакции ст.
4 Закона о страховом деле предусматривалось
три вида страхования - личное страхование,
имущественное страхование и
страхование гражданской
Изменения коснулись
и квоты (доли) участия иностранного
капитала в уставных капиталах отечественных
страховых организаций (ст. 6 Закона
о страховом деле). Кроме того,
введены определенные ограничения
при осуществлении одновременно
двух видов страхования. Так, в частности,
ст. 13 Закона о страховом деле запрещает
страховым организациям, осуществляющим
страхование жизни, одновременно заниматься
входящим перестрахованием имущества.
Изменения затронули также
Далее следует отметить, что кроме Закона о страховом деле в структуру источников страхового права, на уровне федеральных законов, входят также:
- Закон РФ от 28 июня
1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании
граждан в Российской
- Федеральный закон
от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от
Имеется также ряд федеральных законов, определяющих обязательное страхование жизни и здоровья некоторых категорий работников государственной службы (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, налоговых служб, судьи и т.д.).
Кроме того, соответствующими
законами определены порядок страхования
некоторых видов имущества (воздушные
суда, определенные виды государственного
недвижимого имущества, залоговое,
лизинговое и прочее имущество), а
также страхование
В правоприменительной
практике немаловажное значение имеет
соотношение страхового законодательства
с положениями ГК РФ, так как
ст. 3 ГК РФ определяет, что нормы
гражданского права, содержащиеся в
других законах, должны соответствовать
положениям ГК РФ. Что касается страховых
отношений, данное положение имеет
определенные исключения, оговоренные
непосредственно в гл. 48 ГК РФ, посвященной
страхованию. В частности, в ст. 970
ГК РФ определено, что правила, предусмотренные
гл. 48 ГК РФ, применяются к отношениям
по таким видам страхования, как
страхование иностранных
Особое место среди законов, регламентирующих страхование, занимает Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ *(57) (далее - КТМ). Причиной этого является то, что в КТМ страхованию посвящена отдельная специальная гл. XV "Договор морского страхования", состоящая из 37 статей. Для сравнения: в ГК РФ страхованию уделено 44 статьи, а Закон о страховом деле в ныне действующей редакции состоит из 47 статей.
Следует отметить, что
несколько положений КТМ
Необходимо отметить,
что в связи с принятием
Федерального закона от 25 апреля 2002 г.
N 40-ФЗ "Об обязательном страховании
гражданской ответственности
Кроме законов в структуру нормативно-правовой базы, регулирующей страховую деятельность, входят подзаконные акты.
К первой группе подзаконных актов можно отнести следующие указы Президента РФ:
- Указ Президента
РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном
личном страховании пассажиров"
- Указ Президента
РФ от 6 апреля 1994 г. N 667 "Об основных
направлениях государственной
Вторую группу составляют нормативные акты, издаваемые Правительством РФ:
- Постановление Совета Министров РФ от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР";
- Постановление Правительства
РФ от 29 марта 1994 г. N 251 "Об утверждении
Правил лицензирования
- Постановление Правительства
РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О
медицинском страховании
- Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Третью группу составляют ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти, издаваемые соответствующими отраслевыми государственными ведомствами. Особое место в данной группе нормативных актов занимают акты, издаваемые Министерством финансов РФ, Федеральной службой страхового надзора, и акты Федеральной антимонопольной службы.
Акты, издаваемые указанными
ведомствами, определяют специальные
условия и порядок
- Приказ Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/8 "Об утверждении новой редакции "Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ"" - утратил силу. Однако, по мнению автора, этот документ вполне может использоваться на практике в качестве методического материала по вопросам характеристики и описания страховых событий (рисков);
- Письмо Минфина
РФ от 18 октября 2002 г. N 24-08/13 "О
Примерах расчета
- Разъяснения Минфина
РФ от 18 декабря 2001 г. N 24-08/13 "О
порядке внесения изменений в
правила формирования
- Приказ Минфина
РФ от 11 июня 2002 г. N 51н "Об утверждении
правил формирования страховых
резервов по страхованию иному,
- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2005 г. N 36 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг";
- Приказ МАП РФ
от 21 июня 2000 г. N 467 "Об утверждении
Перечня видов финансовых
Помимо названных
ведомственных нормативных
- Приказ МВД РФ
от 16 декабря 1998 г. N 825 "Об обязательном
государственном страховании
- Приказ ФСБ России
от 15 февраля 1999 г. N 57 "Об обязательном
государственном страховании
- Приказ Госстроя
РФ от 28 июня 2000 г. N 149 "Об утверждении
рекомендаций по дальнейшему
развитию страхования в
Значительное место в структуре страхового права занимает судебная практика. Страховое право является одной из комплексных отраслей российского права. В новых экономических условиях действующая система страхового права существует немногим более 10 лет. Причем процесс становления страхового права не закончен и продолжается с учетом потребностей рынка.
В практике между участниками страховых правоотношений возникает немало спорных ситуаций по вопросам, связанным с применением и толкованием норм страхового права. Разрешать данные спорные ситуации призвана, в соответствии с гл. 7 Конституции РФ, судебная власть, в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).