Интеграционные группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:29, реферат

Описание

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе — ЕС, в Северной Америке — НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

Работа состоит из  1 файл

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить.docx

— 50.21 Кб (Скачать документ)

Среди многочисленных интеграционных группировок  можно выделить: в Западной Европе — ЕС, в Северной Америке —  НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском  регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где  во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались  общие условия воспроизводства  и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

ЕС  как наиболее зрелая интеграционная группировка

Официально  до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран  называлась Европейские сообщества, так как она появилась после  слияния в 1967 г. органов трех ранее  самостоятельных региональных организаций:

• Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу в 1951 г.;

• Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Римский  договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.;

• Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); договор вступил в силу с 1958 г.

Важной  вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский  акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом  внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

Во-первых, деятельность ЕС в области экономической  интеграции соединялась с европейским  политическим сотрудничеством в  единый процесс. Было предусмотрено  создание Европейского союза, который  должен был обеспечить не только высокую  степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет иметь структуру федеративного типа.

Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка  как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц, что  и было достигнуто. Для реализации идеи единого рынка Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами — членами ЕС. К середине 90-х гг. эти преграды были в основном устранены.

В 1991 и 1992 гг. были подписаны договоры о  формировании экономического и валютного  союза (Маастрихтские соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в  силу Маастрихтских соглашений, официальное  название этой группировки — Европейский  союз.

Развитие  интеграции в рамках ЕС прошло ряд  этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.

С 1 января 1995 г. в ЕС, как полноправные члены, входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

В настоящее  время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного  управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.

Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает  основные направления экономической  политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.

Политический  союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности  в области безопасности, и выработку  общих подходов в рамках внутреннего  законодательства: гражданского и уголовного.

Валютный  союз означает проведение единой денежно-кредитной  политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С  этой целью согласно Маастрихтским  соглашениям были определены и реализуются  сроки введения единой валюты—евро:

• 1997 г. Страны — члены ЕС стараются соблюсти нормы, необходимые для введения на их территории евро: дефицит бюджета  — менее 3% ВВП, инфляция — не более  чем на 1,5 процентного пункта превышает  показатели трех стран с наименьшей инфляцией из числа кандидатов на введение евро;

• начало 1998 г. Определяются страны, которые  выполнили требования и могут  войти в валютный союз;

• 1 января 1999 г. Страны окончательно привязывают  курсы своих валют к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС;

• 1999—2002 гг. Банки и другие финансовые институты  переходят на пользование безналичным  евро;

• 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро, национальные валюты продолжают хождение;

• 1 июля 2002 г. Старые валюты прекращают свое существование.

С 1 января 1999 г. евро функционирует как расчетная  единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999 г. вошли не все члены  ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «маастрихтским критериям» по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%). Великобритания отложила свое вступление как минимум до 2002 г., не желая расставаться с собственной валютой до очередных парламентских выборов. Швеция и Дания — против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС.

2) Особенности интеграции в Североамериканском регионе

Вся территория Северной Америки является зоной  свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о  свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим  с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном  и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и  межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

О масштабах  экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется  около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных  прямых инвестициях США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского  экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского  импорта.

Существующая  структура североамериканского  интеграционного комплекса имеет  свои особенности по сравнению с  европейской моделью интеграции. Главное отличие — асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая  особенность североамериканской экономической  группировки заключается в том, что ее участники находятся в  разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось  приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами Североамериканского  соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений  между тремя соседними странами, являются:

• ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;

• поэтапное  упразднение значительного числа  нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

• смягчение  режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

• либерализация  деятельности американских и канадских  банков на финансовом рынке Мексики;

• создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

В перспективе  предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран.

В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и  Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской  зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

3) Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Особенностью  интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) является формирование субрегиональных  очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

В Юго-Восточной  Азии сложилась довольно развитая структура  — Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники  поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной  торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

Помимо  АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском  регионе действует еще несколько  самостоятельных экономических  объединений, среди которых созданное  в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

Деятельность  АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и  сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет  образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

Признанным  курсом тихоокеанских экономических  организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в  том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении  других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Развитие  межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее  время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и  Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о создании Организации  экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

В основе формирования торгово-экономических  группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и  культурных корней. В июне 1997 г. в  Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных  регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.

Информация о работе Интеграционные группировки