Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:29, реферат
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе — ЕС, в Северной Америке — НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.
Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.
К середине
90-х гг. интеграционные процессы усилились.
В результате заключенного в 1991 г. и
вступившего в силу с 1 января 1995
г. торгового пакта между
МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка —исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.
Стремление
стран Центральной Америки (Гватемала,
Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и
Сальвадор) к экономическому взаимодействию
получило правовое выражение в заключенном
между ними еще в 60-е гг. договоре,
который предусматривал создание зоны
свободной торговли, а затем
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.
В рамках
всех интеграционных группировок Латинской
Америки приняты программы
2)))Наибольшей
зрелости экономическая
Особенность современного этапа западноевропейской
интеграции — возрастание роли наднационального
регулирования, институтов союза за счет
частичного ограничения прерогатив национальных
государств. Важнейшие наднациональные
институты: Европейский совет, в который
входят главы государств и правительств
стран-участниц; Совет Министров (орган,
наделенный законодательной властью);
Комиссия ЕС (надгосударственный исполнительный
орган ЕС); Европейский парламент (консультационный
и рекомендательный орган ЕС); Европейский
суд (орган, обладающий полномочиями верховной
судебной власти). Из других интеграционных
группировок можно назвать Североамериканскую
ассоциацию свободной торговли (НАФТА),
объединяющую США, Канаду и Мексику; Соглашение
о свободной торговле (ЦЕФТА), объединяющее
Венгрию, Польшу, Словакию и Чехию.
В развивающихся странах интеграционные
тенденции выражены слабее. Это вызвано
большим разбросом в уровнях экономического
и политического развития молодых государств;
импортной привязанностью последних к
рынкам развитых стран; недостаточной
развитостью инфраструктуры; политической
нестабильностью в ряде стран. Тем не менее
интеграционные процессы охватывают и
"третий мир". В настоящее время насчитывается
около полутора десятков региональных
экономических группировок развивающихся
стран (Ассоциация стран Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), Экономическое сообщество
государств Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество
развития юга Африки (САДК), Таможенный
и экономический союз Центральной Африки
(ЮДЕАК), Общий рынок Восточной и Южной
Африки (КОМЕСА), Латиноамериканская ассоциация
интеграции (ЛАСТ), Южноамериканский общий
рынок (МЕРКОСУР), Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество (АТЭС) и
др.).
Интеграция в странах бывшего СССР была
основана на их единой социально-экономической
природе. Разрыв экономических связей
между странами после распада Союза ССР
тяжело отразился на экономике и уровне
жизни их народов. Постепенно осознается
необходимость создания объединения данных
государств на основе новых принципов
и целей. Примечательны в этом отношении
решения о создании Таможенного союза
стран "пятерки" — Беларуси, Казахстана,
Киргизии, России и Таджикистана, а также
союза Россия — Беларусь.
Факторы экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран - членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.
Различия в
характере системных реформ временами
создавали трудности в
Готовность бывших
советских республик к
Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран - членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно р подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для при
Успехи и неудачи СНГ
К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли.
Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Критика неэффективности работы СНГ особенно стала слышна в 1997-1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.
Однако все
же главное препятствие для
Тем не менее, несмотря
на все эти сомнения и критику,
организация сохранила свое существование,
поскольку она нужна
соединения других стран.
Американская
модель экономики характеризуется
такими принципиальными чертами, как
глобализация бизнеса и информационная
революция. Глобализация бизнеса означает
интеграцию страны и ее хозяйствующих
субъектов в мировую экономику. Уже сейчас
свыше половины доходов крупных американских
корпораций создается за рубежом: огромное
значение приобрел процесс развития внешней
торговли и иностранного инвестирования.
В свою очередь США также получают передовые
зарубежные инвестиционные товары и технологии;
в стране действуют многочисленные филиалы
и дочерние компании европейских и японских
фирм. Если в конце 1970-х гг. внешней торговлей
было связано около 17% экономики США, то
к концу 1990-х годов американская экономика
уже на четверть зависит от экспорта. Сильные
внешнеполитические позиции США, лидерство
американской модели развития экономики
определяют лидерство США в процессе глобализации.
Ни одна другая страна мира пока не в состоянии
противопоставить более успешную модель
роста. США получают преимущества даже
от того, что прежние экономические теории
во все времена считались недопустимым.
Укрепление курса доллара в результате
мирового валютно-финансового кризиса
и военных действий в Югославии привело
к уменьшению американского экспорта
и значительному увеличению импорта. Дефицит
торгового баланса США достиг невиданных
размеров, его оценивают свыше 240 млрд.
дол. Любая другая страна уже давно бы
столкнулась с серьезными сложностями,
с упадком отечественного производства
и вытеснением отечественных товаров
с внутреннего рынка. В экономике Соединенных
Штатов ничего подобного не происходит.
Рост импорта привел к увеличению предложения,
снижению цен, большому выбору у потребителей,
создал свыше 2 млн. рабочих мест в сфере
услуг. заставил отечественных производителей
быть более конкурентоспособными. Местные
компании получили возможность переоборудования
своих производственных мощностей за
счет более дешевого японского и европейского
оборудования, что послужит дополнительным
фактором роста.
Информационная революция служит вторым
мощным источником роста экономики США.
Страна переживает настоящий информационный
бум: совершенствуются цифровые технологии,
постоянно образуются новые компании,
возникают новые отрасли промышленности.
Только в одной Силиконовой долине - центре
американских технологий (штат Калифорния)каждую
неделю образуется более десятка новых
компаний. Это по настоящему перевернуло
американскую экономику. Если до недавнего
времени экономику страны двигало вперед
автомобилестроение и жилищное строительство,
то сейчас локомотивом развития служат
информационные технологии, которые обеспечивают
по приблизительным оценкам треть всего
экономического роста. В сфере информатики
и информационных технологий США не имеют
себе равных. Так в рейтинге 100 компаний
сферы информационных технологий журнала
Business Week 75 представляют США, а в первой
двадцатке - 17 американских компаний.